ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1332/2017(21-840/17) от 13.07.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Бабинова Н.А.

Дело № 7-1332/2017 (21-840/2017)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 13 июля 2017 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ЕвроХим-Усольский калийный комбинат» Ракишева Е.М. на решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 17.05.2017, постановление исполняющего обязанности начальника отдела лесного надзора и административного производства Управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 16.02.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЕвроХим-Усольский калийный комбинат»,

у с т а н о в и л а:

Постановлением исполняющего обязанности начальника отдела лесного надзора и административного производства Управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 16.02.2017 № ** общество с ограниченной ответственностью «ЕвроХим-Усольский калийный комбинат» (далее ООО «ЕвроХим-УКК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 руб.

Решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 17.05.2017, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника ООО «ЕвроХим-УКК» по доверенности Ракишева Е.М., данное постановление оставлено без изменения, жалоба– без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Ракишев Е.М. просит об отмене вынесенных по делу постановления и решения с прекращением производства по делу, указывая на наличие у юридического лица на момент составления акта осмотра лесного участка проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов.

В рассмотрении жалобы в краевом суде защитник Ракишев Е.М., извещенный надлежащим образом, участие не принимал.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела №** об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. дополнительно представленные документы, прихожу к следующему.

Частью 4 ст. 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

Часть 1 ст.3 Лесного кодекса Российской Федерации указывает на регулирование лесным законодательством отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).

Часть 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает необходимость составления проекта освоения лесов в соответствии со статьей 12 указанного Кодекса лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1). Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).

Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка (п. 30 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2012 № 24075)).

Статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрен вид использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.

Пунктом 14 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 № 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (зарегистрирован в Минюсте России 10.04.2012 №23775) срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

Согласно ч. 4 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Договор аренды заключается на срок, определенный договором (п.1 ст.610 ГК РФ).

В силу положений п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 3 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет в случае, если лесной участок используется арендатором для выполнения на нем работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что между 21.05.2014 Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (арендодатель) и ООО «ЕвроХим-УКК» (арендатор) заключен договор №** аренды лесного участка площадью 5,18 га, расположенного в Усольском муниципальном районе Пермского края, Березниковское лесничество, Романовское участковое лесничество (Романовское), кварталы № ** (часть выдела **), № ** (части выделов **, **, **) под объект «Расширение промплощадки УКК для устройства руслоотвода безымянного ручья», кадастровый номер **, номер учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края **. Срок действия договора аренды определен с 30.04.2014 до 30.03.2015.

Дополнительным соглашением к данному договору от 09.09.2014 срок действия договора продлен до 15.04.2028. Данное соглашение в части срока договора не имеет правового значения в связи с тем, что в установленном порядке документы государственную регистрацию на дату проведения проверки не проходили.

По условиям договора аренды от 21.05.2014 №** (пункты 13.1, 13.3, 13.4) на арендатора возложена обязанность использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором; в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в трехмесячный срок с момента заключения договора ежегодно; ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.

Во исполнение требований Лесного кодекса Российской Федерации и условий договора аренды ООО «ЕвроХим-УКК» был разработан проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду; срок действия указанного проекта определен сроком действия договора аренды от 21.05.2014 № **. Также получено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду, утвержденное приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 27.08.2014 № **. В силу пункта 14 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 № 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (зарегистрирован в Минюсте России 10.04.2012 №**) срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

По истечении срока действия договора аренды ООО «ЕвроХим-УКК» продолжило пользоваться лесным участком, ежемесячно оплачивать арендную плату, в связи с чем договор аренды от 21.05.2014 № ** на основании п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст.72 Лесного кодекса Российской Федерации считается возобновленным на тех же условиях.

Признавая ООО «ЕвроХим-УКК» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, должностное лицо исходило из того, что в случае возобновления действия договора аренды в порядке ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор лесного участка обязан вновь разработать проект освоения лесов, а также получить положительное заключение государственной экспертизы. Ввиду того, что ООО «ЕвроХим-УКК» использует лесной участок по договору аренды в отсутствие проекта освоения лесов с положительными заключениями государственной экспертизы, указанным юридическим лицом допущено нарушение статей 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 13.1, 13.3, 13.4 договора аренды от 21.05.2014 № **.

Отказывая защитнику ООО «ЕвроХим-УКК» Ракишеву Е.М. в удовлетворении жалобы, судья городского суда согласился с выводами должностного лица.

Вместе с тем должностным лицом, судьей городского суда не принято во внимание, что в соответствии с вышеприведенными нормами права (п. 30 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 и п. 14 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 № 545) срок действия положительного заключения государственной экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов, срок действия которого, в свою очередь, определяется сроком действия договора аренды лесного участка.

Таким образом, сроки действия проекта освоения леса и положительного заключения государственной экспертизы на него производны от срока действия договора аренды лесного участка.

Учитывая, что в силу положений п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка от 06.10.2014 № 255 был возобновлен на тех же условиях, то срок действия проекта освоения лесов и положительного заключения государственной экспертизы на него, который (сроки) производен от срока действия указанного договора аренды, не является истекшим, следовательно, оснований для разработки и представления арендодателю нового проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы не имеется.

Поскольку оснований для разработки и предоставления арендодателю нового проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы не имелось, то отсутствовали и основания для подачи лесной декларации на их основе.

Таким образом, событие административного правонарушения, вмененного ООО «ЕвроХим-УКК», отсутствует.

При таких обстоятельствах, учитывая положения п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения, постановление от 16.02.2017, решение от 17.05.2017 не могут быть признаны законными и обоснованными, на основании п.3 ч.1 ст.30.7, п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ их следует отменить с прекращением производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л а:

Постановление исполняющего обязанности начальника отдела лесного надзора и административного производства Управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 16.02.2017 № **, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 17.05.2017 отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЕвроХим-Усольский калийный комбинат» прекратить.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись