ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-134/2021 от 18.08.2021 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Рожкова Н.В. дело № 7-134/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Смоленского областного суда Штейнле А.В. при секретаре Прозоровой Я.Б., рассмотрев жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» на постановление судьи Промышлнного районного суда г. Смоленска от 25 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ,

установил:

постановлением судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 25 июня 2021 г. ПАО «МРСК Центра» (в настоящее время ПАО «РОССЕТИ ЦЕНТР», далее по тексту – ПАО «МРСК Центра») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В рассматриваемой жалобе ПАО «МРСК Центра» просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что при рассмотрении дела судом не учтены доказательства, подтверждающие, что линия электропередач находится на балансе МУП «Смоленсктеплосеть» и не является бесхозяйным имуществом. В действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, поскольку в случае отсутствия собственника участков электрических сетей данные объекты считаются бесхозными и за них отвечает Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Смоленска. ПАО «МРСК Центра» не имело возможности для соблюдения правил пользования электрической энергией, за нарушение которых статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, учитывая, что ВЛ-0,4 кВ от ТП-195 на балансе Общества не значится, не находится на обслуживании на договорной основе, не включена в реестр бесхозяйного имущества, договоры между потребителями и сетевой организацией напрямую не заключались, граница балансового разграничения находится на наконечниках в ТП-195, поэтому приступать к аварийно-восстановительным работам у ПАО «МРСК Центра» не было ни обязанности, ни оснований.

Ознакомившись с жалобой, заслушав объяснения защитника ПАО «МРСК Центра» ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, объяснения должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении ФИО1, возражавшего против удовлетворения жалобы, показания свидетеля ФИО2 – представителя ОГУЭПП «Смоленскоблкоммунэнерго» об отсутствии на балансе предприятия линии электропередач ВЛ-04 кВ от ТП-195 к жилым домам №№ 5/18, 5/22, 5/23…5/33 в поселке Красный Бор г. Смоленска, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Санкцией данной статьи для юридических лиц предусмотрена ответственность от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 1 ст. 38 ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

В соответствии с пунктом 5.7.18 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2003 N 4799), утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 (далее – ПТЭЭСиС) неисправности, обнаруженные при осмотре ВЛ и производстве проверок и измерений, должны быть отмечены в эксплуатационной документации и в зависимости от их характера устранены в кратчайший срок или при проведении технического обслуживания, или капитального ремонта ВЛ.

Как следует из материалов дела, 26.02.2021 г. государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора за гидротехническими сооружениями по Смоленской области Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ПАО «МРСК Центра», согласно которому Обществом допущены следующие нарушения обязательных норм и правил в области устройства и эксплуатации энергопотребляющих установок, а именно:

наличие ДКР на расстоянии менее 1 метра от проводов в пролете опор № 2-№ 3 ВЛ-0,4 кВ - пункт 2.4.8 ПУЭ, пункт 5.7.17 ПТЭЭСиС;

врастание провода в ствол рядом стоящего дерева в пролете опор № 1 и подводящей линии ВЛ-0,4 кВ - пункт 2.4.8 ПУЭ, пункт 5.7.17 ПТЭЭСиС;

загнивание деревянных опор № 1, № 2, № 3 - пункт 5.7.17 ПТЭЭСиС;

наличие более 3-х скруток электропроводов в пролете опор № 1 и № 2, № 2 и № 2/1 - пункт 2.4.24 ПУЭ, пункт 5.7.17 ПТЭЭСиС;

крепление провода осуществляется непосредственно к опоре № 2/1 без изолятора - пункт 2.4.36 ПУЭ, пункт 5.7.17 ПТЭЭСиС (л.д. 16).

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств:

обращением ФИО4 от 22.01.2021 г. о ненадлежащей эксплуатации воздушной линии электропередач ВЛ-0,4 кВ от ТП-195, расположенной возле жилого дома по адресу: ...;

определением от 19.02.2021 г. о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 9.11 КоАП РФ и проведении административного расследования;

актом осмотра № 484-1 от 10.02.2021 г. и приложенными к нему фототаблицами, из которых усматривается, что воздушная линия -0,4 кВ, расположенная возле жилого дома по адресу: ..., присоединена к трансформаторной подстанции № 195;

ответом Управления жилищно-коммунального хозяйства от 17.11.2020 г., согласно которому линии электроснабжения жилых домов в пос. Красный Бор г. Смоленска в Реестре муниципального имущества отсутствуют;

ответом на запрос от 28.01.2021 г., из которого следует, что ВЛ-0,4 кВ от ТП-195, расположенная возле жилого дома по адресу: ..., а также ТП 195 не принадлежит и не находятся на балансе и в эксплуатации РЭС «Смоленский» филиала «Волго-Вятский» АО «Оборонэнерго»;

сведениями из Управления имущественных, земельных и жилищных отношений от 11.06.2021 г. согласно которым воздушная линия электропередач ВЛ-0,4 кВ от ТП 195 в Реестре муниципального имущества г. Смоленска, где балансодержателем является МУП «Смоленстеплосеть», не числится;

свидетельством о государственной регистрации права ТП № 195, расположенной по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, пос. Красный Бор, согласно которому ТП № 195 принадлежит на праве собственности ПАО «МРСК Центра» и находится на его балансе;

пояснениями допрошенного в качестве специалиста ФИО5, пояснившего, что линия электропередачи не заброшена, действует, на запросы в сетевые организации дан ответ, что данная линия ни в одной сетевой организации на учете не состоит.

Указанные доказательства и другие материалы дела оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает.

С учетом изложенного, выводы судьи о наличии в действиях ПАО «МРСК Центра» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, являются правильными. Вопреки доводам жалобы, суд, руководствуясь п. 1 ст. 38 Федерального закона № 35-ФЗ, обоснованно указал, что поскольку ВЛ-0,4 кВ от ТП-195 присоединена к ТП № 195, находящейся на балансе ПАО «МРСК Центра», при этом акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, в материалы дела не представлен, ПАО «МРСК Центра» фактически эксплуатирует названную линию электропередачи, в связи с чем является субъектом данного административного правонарушения.

Основания полагать, что ПАО «МРСК Центра» были приняты все зависящие от него меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, отсутствуют.

Административное наказание ПАО «МРСК Центра» назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 9.11 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену принятых по делу актов, не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения судьи и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда

решил:

постановление судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 25 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» оставить без изменения, жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - без удовлетворения.

Судья А.Л. Штейнле