ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-136 от 14.10.2010 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

                                                                                    Верховный Суд Республики Хакасия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Председательствующий: Шипанов Ю.В.

Дело № 7-136/2010

РЕШЕНИЕ

  14 октября 2010 года г. Абакан

Верховный суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Гейнце О.В.,

при секретаре Малышевой Т.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ОАО «Аэропорт Абакан» - Тучкина С.М. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 06 сентября 2010 года, которымпостановление Государственной инспекции труда в Республике Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности

ОАО «Аэропорт Абакан» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей, оставлено без изменения.

Огласив жалобу, заслушав представителя Государственной инспекции труда в Республике Хакасия ФИО3, заключение прокурора Сабуровой В.П., исследовав материалы дела, Верховный суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

В соответствии спостановлением Государственной инспекции труда в Республике Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Аэропорт Абакан» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ - нарушение законодательства о труде и об охране труда, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением Абаканского городского суда от 06 сентября 2010 года указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда, законный представитель юридического лица ОАО «Аэропорт Абакан» Тучкин С.М. обратился в Верховный Суд РХ с жалобой, в которой просит постановление административного органа и решение суда отменить, поскольку ОАО «Аэропорт Абакан» не были нарушены требования трудового законодательства. Полагает, что материалами дела не подтвержден факт наличия в штате ОАО «Аэропорт Абакан» должности спасателя. Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях № от ДД.ММ.ГГГГ считает нелегитимным, поскольку аттестация работников службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ОАО «Аэропорт Абакан» проведена с нарушением, и обязанность получения ОАО «Аэропорт Абакан» указанного свидетельства не закреплена нормативно-правовыми актами. Полагает, что ведомственная пожарная охрана службы ПАСОП не относится к числу профессиональных спасательных формирований, и не доказан факт того, что образование службы ПАСОП согласовано с МЧС по РХ. Настаивает, что работники СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» не являются профессиональными спасателями.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия находит решение суда законным и обоснованным.

В силу ч.1 ст.5.27КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Объективной стороной состава административного правонарушения, за совершение которого ОАО «Аэропорт Абакан» привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ, как следует из оспариваемых постановления и решения суда, является предоставление сотрудникам Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) ОАО «Аэропорт Абакан» ежегодных оплачиваемых отпусков продолжительностью 28 календарных дней, тогда как в силу ч. 2 ст. 115 Трудового кодекса РФ и ч. 5 ст. 28 Федерального закона РФ от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Федеральный Закон № 151-ФЗ) данной категории работников в зависимости от непрерывного стажа работы должен предоставляться ежегодный очередной отпуск от 30 до 40 суток.

В силу ст. 2 Трудового кодекса РФ исходя и общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ одним из основополагающих принципов правового регулирования трудовых отношений признается обеспечение права каждого работника на отдых, включая в том числе и предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска.

Закрепленное в ст. 37 Конституции РФ гарантированное право работника на отпуск отражено в ст. 114 Трудового кодекса РФ, согласно которой работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Данные отпуска подразделяются на ежегодный основной отпуск (ст. 115 Трудового кодекса РФ) и ежегодный дополнительный отпуск (ст. 116 Трудового кодекса РФ).

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней, но ч. 2 ст. 115 Трудового кодекса РФ предусмотрены отпуска продолжительностью более 28 календарных дней, которые называются удлиненными основными отпусками. Такие отпуска предоставляются в случаях, указанных в Трудовом кодексе РФ или федеральных законах, с целью гарантировать работникам более длительных отдых с учетом характера и специфики их трудовой деятельности, условий труда, состояния здоровья, возраста и иных обстоятельств.

Для каждой категории работников законодательством установлена особая продолжительность удлиненного ежегодного основного оплачиваемого отпуска, и в соответствии со ст. 28 Федерального закона № 151-ФЗ работникам профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в зависимости от стажа работы предоставляется отпуск продолжительностью от 30 до 40 суток.

В силу ст. 7 Федерального закона № 151-ФЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться: на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования; на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются, в том числе в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статьями 48, 49 Воздушного кодекса РФ установлено, что аэродромы и аэропорты, используемые в целях гражданской авиации, подлежат обязательной сертификации и допускаются к эксплуатации на основании соответствующих сертификатов (свидетельств).

В соответствии с п. 1.5 Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры» (утв. Приказом Федеральной службы воздушного транспорта от 24.04.2000 г. № 98) аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе поисковое и аварийно-спасательное обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.

Федеральным агентством воздушного транспорта ОАО «Аэропорт Абакан» ДД.ММ.ГГГГ выдан сертификат соответствия №, удостоверяющий соответствие аэропортовой деятельности ОАО «Аэропорт Абакан» требованиям, предписанным нормативными документами.

В силу требования ст. 10 и ст. 12 Федерального закона № 151-ФЗ, Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов аэропорта Абакана ОАО «Аэропорт Абакан» имеет свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный номер №), подтверждающее профессиональный статус формирования (службы), выданное на основании решения Центральной аттестационной комиссии транспортного комплекса Российской Федерации.

Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) является структурным подразделением ОАО «Аэропорт Абакан», с ее работниками заключены трудовые договора.

Сотрудники СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» согласно ст. 24 Федерального закона № 151-ФЗ прошли аттестацию с присвоением квалификации «Спасатель 2-го класса» и «Спасатель» с выдачей «Книжек спасателя», имеют удостоверения спасателей установленного образца, что в силу положений ст. 23 и ст. 9 Федерального закона № 151-ФЗ относит их к категории спасателей, допущенных к непосредственному исполнению обязанностей спасателей, и с которыми в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 151-ФЗ заключены трудовые договора при приеме на работу в профессиональную аварийно-спасательную службу.

Следовательно, на указанных работников распространяются требования ст. 115 Трудового кодекса РФ и Федерального закона № 151-ФЗ в части установления продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, а доводы жалобы об обратном являются несостоятельными. Доводы жалобы об отсутствии в штатном расписании ОАО «Аэропорт Абакан» наименования должности «спасатель», о несоблюдении процедуры получения свидетельства на № не являются достаточными основаниями для не предоставления принятым на работу работникам, выполняющим обязанности профессиональных спасателей и отвечающих им по своему статусу, соответствующих гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.

На основании исследованных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что административный орган имел доказательства и достаточные данные для установления вины ОАО «Аэропорт Абакан». Юридическая оценка действиям ОАО «Аэропорт Абакан» дана верно.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, в ходе производства по делу не допущено, постановление Государственной инспекции труда в Республике Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Наказание назначено в минимальном размере, соответствует с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ и отвечает целям наказания, предусмотренным ст. 3.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 06 сентября 2010 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Аэропорт Абакан»,оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья Верховного суда

Республики Хакасия Гейнце О.В.