ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-137(2 от 06.04.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело №7-137(2)/2022

Судья Очередко И.Ю.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 6 апреля 2022 года

Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Сампурского района по пожарному надзору от 16 сентября 2021 года и решение судьи Сампурского районного суда Тамбовской области от 4 марта 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора Сампурского района по пожарному надзору № *** от 16 сентября 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.

В вину ФИО1 вменено то, что он 30 августа 2021 года в 17 часов 30 минут по адресу: ***, допустил выжигание травянистой растительности на территории приусадебного участка в условиях особого противопожарного режима, нарушил требования п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подал жалобу в суд.

Решением судьи Сампурского районного суда Тамбовской области от 4 марта 2022 постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, ФИО1 просит данное решение отменить, производство по делу прекратить.

Указывает на недоказанность совершения им административного правонарушения, существенные недостатки, допущенные при составлении протокола об административном правонарушении. Полагает, что при вынесении оспариваемого решения судьей районного суда были оставлены без внимания его объяснения по делу об административном правонарушении.

Проверив материалы дела, выслушав ФИО2, поддержавшего жалобу, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. 3 - 8 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно п. 63 Правил противопожарного режима выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения может проводиться в безветренную погоду при условии, в том числе что: участок для выжигания сухой травянистой растительности располагается на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта защиты.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В этой же статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Статьей 30 приведенного Федерального закона установлено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Согласно постановлению администрации Тамбовской области от 20 апреля 2021 года № 256 «Об установлении особого противопожарного режима на территории области» с 20 апреля 2021 года по 1 октября 2021 года на территории области установлен особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима в частности запрещено разведения костров, сжигания мусора, сухой травы и бытовых отходов в лесах, сельскохозяйственных угодьях, на территориях садоводческих, дачных некоммерческих объединений, а также на территориях, прилегающих к жилым домам, иным постройкам.

Из материалов следует, что 9 сентября 2021 года начальником территориального управления надзорной деятельности и профилактической работы по Сампурскому району Тамбовской области управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тамбовской области ФИО3 в отношении ФИО1 составлен протокол № *** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Названным протоколом об административном правонарушении вменено только нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных п. 63 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», выразившегося в выжигание травянистой растительности на территории приусадебного участка в условиях особого противопожарного режима.

При этом, нарушение конкретных пунктов постановления администрации Тамбовской области от 20 апреля 2021 года № 256 «Об установлении особого противопожарного режима на территории области» должностным лицом не вменялось.

Как указано выше, из содержания пункта 63 Правил противопожарного режима следует, что выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках населенных пунктов может проводиться в безветренную погоду при условии, в том числе что: участок для выжигания сухой травянистой растительности располагается на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта защиты.

Материалы дела не содержат никаких сведений о том, что приведенные условия выжигания сухой травянистой растительности ФИО1 нарушены.

Кроме того, ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, то есть за совершение правил пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.

Пунктом 63 Правил противопожарного режима особый противопожарный режим не установлен. Данный режим установлен упомянутым выше постановлением администрации Тамбовской области от 20 апреля 2021 года № 256 «Об установлении особого противопожарного режима на территории области», который предусматривает в качестве дополнительных требований пожарной безопасности запрет разведения костров, сжигания мусора, сухой травы и бытовых отходов в лесах, сельскохозяйственных угодьях, на территориях садоводческих, дачных некоммерческих объединений, а также на территориях, прилегающих к жилым домам, иным постройкам; запрет использования открытого огня, разведения костров на землях населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения и землях запаса, за исключением случая, установленного пунктом 3 настоящего постановления (пункт 2 постановления).

Вместе с тем нарушение названных дополнительных требований пожарной безопасности ФИО1 не вменено должностным лицом.

Оставляя постановление должностного лица без изменения, судьей Сампурского районного суда Тамбовской области приведенные обстоятельства оставлены без внимания и не оценивались.

При таких обстоятельствах, в ходе производства по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Поэтому решение судьи Сампурского районного суда Тамбовской области от 4 марта 2022 года нельзя признать законным и обоснованным, оно в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение судье Сампурского районного суда Тамбовской области.

На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Сампурского районного суда Тамбовской области от 4 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесенное в отношении ФИО1 отменить, дело возвратить судье Сампурского районного суда Тамбовской области на новое рассмотрение.

Судья Ю.А. Курохтин