ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1374/19 от 10.07.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Жихарева А.А.

Дело №7-1374/2019 (12-632/2019)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 10 июля 2019 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Ахальцева Виталия Борисовича на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 08.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Объединенная химическая компания «УРАЛХИМ»,

у с т а н о в и л а:

15.04.2019 консультантом сектора государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края в отношении акционерного общества «Объединенная химическая компания «УРАЛХИМ» (далее АО «ОХК «УРАЛХИМ») составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ.

Согласно протоколу в период с 19.02.2019 по 21.02.2019 АО «ОХК «УРАЛХИМ», являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером **, площадью 1020,8 кв.м, находящегося на 2 этаже здания являющегося объектом культурного наследия регионального значения «Пассаж торговый №3 Черного рынка» (<...>), включенным в список памятников распоряжением губернатора Пермской области от 05.12.2000 №713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения, в нарушение ч.1 ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» организовало, заключив договор подряда от 01.02.2019 №** с ООО «***»», производство ремонтно-реставрационных работ, в том числе по демонтажу кирпичных перегородок без письменного разрешения, выданного государственным органом охраны объектов культурного наследия – Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края.

Дело по подведомственности передано для рассмотрения в Ленинский районный суд г. Перми.

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 08.05.2019 АО «ОХК «УРАЛХИМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В жалобе, поданной в краевой суд, защитник АО «ОХК «УРАЛХИМ» по доверенности Ахальцев В.Б. просит постановление от 08.05.2019 отменить с прекращением производства по делу об административном правонарушении на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью правонарушения. Указывает на отсутствие пренебрежительного отношения организации к исполнению своих обязанностей, со своей стороны филиал «ПМУ» обеспечил своевременную подготовку, получение и согласование всех необходимых документов, что подтверждает добросовестность действий АО «ОХК «УРАЛХИМ». Выполненные подготовительные работы не причинили какого-либо вреда и ущерба, не несли негативных последствий для объекта культурного наследия, поскольку не повлияли на безопасность и конструктивную надежность объекта в целом. Выполненные работы не допускали существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.

В судебном заседании защитник Ахальцев В.Б. жалобу по ее доводам поддержал.

Заслушав защитника Ахальцева В.Б., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 7.14 КоАП РФ организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей

Законодательным актом, регулирующим отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», статья 3 которого к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относит объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Губернатором Пермской области 05.12.2000 издано распоряжение № 713-р, которым утвержден государственный список недвижимых памятников истории и культуры регионального значения, в который включен «Пассаж торговый №3 Черного рынка», 1912 г., расположенный по адресу: <...>.

Данный объект также зарегистрирован в качестве объекта культурного наследия регионального значения (Пермский край) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Минкультуры России от 16.11.2016 №53069-р.

Принимая решение по делу об административном правонарушении, судья районного суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении АО «ОХК «УРАЛХИМ»» административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 7.14 КоАП РФ.

АО «ОХК «УРАЛХИМ» является собственником нежилого помещения с кадастровым номером ** на втором этаже дома №57 по ул. Петропавловская, 57.

В рамках задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия от 21.12.2018 №03-04-236 АО «ОХК «УРАЛХИМ» (Филиал «ПМУ» АО «ОХК «УРАЛХИМ») 01.02.2019 заключило договор с ООО «***» №** на выполнение последним работ: «Приспособление объекта культурного наследия регионального значения «Пассаж торговый №3 Черного рынка» под современное использование согласно рабочей документации и ведомости работ (демонтажные работы)».

ООО «Наследие» приступило к работам по данному договору, на 19.02.2019 было зафиксировано, что в помещениях второго этажа велись работы по демонтажу перегородок из кирпича, разрешение на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия отсутствует, что подтверждается информационным письмом Пермского краевого научно-производственного центра по охране памятников (объектов культурного наследия) от 21.02.2019, фотоматериалом к нему, предписанием от 26.02.2019, ответом на него от 11.03.2019, данным Филиалом «ПМУ» АО «ОХК «УРАЛХИМ» о том, что 21.02.2019 производство любых строительных и ремонтных работ на объекте культурного наследия приостановлено. Разрешение на ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации получено ООО «Наследие» лишь 01.04.2019, что следует непосредственно из разрешения №**.

Таким образом, АО «ОХК «УРАЛХИМ» в нарушение требований ч.1 ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ организовало ремонтные работы без соответствующего разрешения органа охраны объектов культурного наследия.

При том, что согласно договору от 01.02.2019 срок выполнения работ установлен 30 календарных дней с момента получения разрешения, АО «ОХК «УРАЛХИМ» допустило подрядную организацию, не имеющую разрешения, требуемого действующим законодательством, к проведению работ на объекте культурного наследия. При этом оснований полагать, что АО «ОХК «УРАЛХИМ» не было известно об отсутствии разрешения не имеется, исходя из объяснений защитника.

При таких обстоятельствах при должной осмотрительности у АО «ОХК «УРАЛХИМ» имелась возможность к соблюдению требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ. Юридическое лицо должно было действовать с учетом установленных законодательством о сохранении объектов культурного наследия ограничений и требований, принять к этому все зависящие от него меры, независимо от факторов, названных защитником (срок действия документации, отсутствие бланков лицензий). Доказательства невозможности соблюдения установленных норм АО «УРАЛХИМ» не представило.

Наказание назначено АО «ОХК «УРАЛХИМ» в размере менее минимального размера, установленного санкцией ст.7.14 КоАП РФ. При этом административный штраф снижен максимально возможно в соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, соразмерно содеянному.

Состав правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, является формальным, не требует наступление каких-либо вредных последствий. Исключительные обстоятельства с учетом характера охраняемых государством общественных отношений, положений ч.1 ст.40 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, в соответствии с которой сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ, для признания совершенного правонарушения малозначительным отсутствуют.

Процессуальные нарушения, которые могли бы повлиять на законность привлечения АО «ОХК «УРАЛХИМ» к административной ответственности, на полное, всесторонней и объективное рассмотрение дела, не допущены.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления от 08.05.2019 не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 08.05.2019 оставить без изменения, жалобу защитника Ахальцева Виталия Борисовича - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья –