Дело № 7-139/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Амурского областного суда Михайленко В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Артель старателей «Восточная» ФИО1 на решение судьи Зейского районного суда от 15 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Артель старателей «Восточная»,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Ф.И.О.5 № 831 от 16 октября 2019 года юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Артель старателей «Восточная» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Зейского районного суда от 15 января 2020 года указанное постановление изменено путем исключения из его описательно-мотивировочной части указания об отсутствии пункта сосредоточения противопожарного инвентаря и противопожарного агитационного аншлага, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, генеральный директор ООО «Артель старателей «Восточная» ФИО1 обратился в Амурский областной суд с жалобой, в обоснование которой указывает, что событие административного правонарушения и виновность ООО «Артель старателей «Восточная» в его совершении не подтверждаются административным материалом, составленным должностным лицом Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области. Акт осмотра лесного участка от 18 сентября 2019 года в отсутствие материалов фотофиксации однозначно не свидетельствует о нарушении Обществом Правил пожарной безопасности в лесах. Выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, не являются безусловными и имеют предположительный характер.
На основании изложенного просит решение судьи Зейского районного суда от 15 января 2020 года отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник ООО «Артель старателей «Восточная» ФИО2 доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил решение судьи Зейского районного суда от 15 января 2020 года отменить, производство по делу прекратить.
Иные участники производства по делу, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, а также представитель Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем в соответствии со ст.ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ дело рассмотрено при состоявшейся явке.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесные отношения) и состоит из Лесного кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду юридическим лицам на основании договора аренды.
Согласно с п. 11 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ использование лесов может быть предусмотрено, в том числе, для целей выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Как установлено пп. «а» п. 3 и п. 5 указанных Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Приказом Минприроды России от 12.04.2016 г. № 233 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (далее Административный регламент).
Положения п.п. 10, 15, 77-79 Административного регламента предусматривают возможность проведения должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), контрольных мероприятий, не требующих взаимодействия с юридическим лицом, в том числе административной процедуры «патрулирование лесов».
В силу пп. 13 п. 15 Административного регламента должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор, имеют право осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 17 сентября 2019 года в рамках проведения контрольного мероприятия «патрулирование лесов» заместителем руководителя ГКУ Амурской области «Зейское лесничество» Ф.И.О.6 совместно с начальником отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Ф.И.О.5 установлено, что в квартале 257 выделе 8 Октябрьского участкового лесничества отсутствует пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, полностью отсутствует инвентарь, предусмотренный таблицей 14 Проекта освоения лесов, а также отсутствует противопожарный агитационный аншлаг. Выявленные нарушения оформлены актом осмотра лесного участка от 18 сентября 2019 года.
19 сентября 2019 года начальником отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ФИО3 вынесено определение № 4 о возбуждении в отношении в отношении ООО «Артель старателей «Восточная» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с проведением административного расследования.
14 октября 2019 года по факту выявленных нарушений пп. «а» п. 3 и п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, должностным лицом в отношении ООО «Артель старателей «Восточная» составлен протокол об административном правонарушении.
16 октября 2019 года начальником отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ФИО3 вынесено постановление № 831 о привлечении ООО «Артель старателей «Восточная» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы законного представителя юридического лица, судья Зейского районного суда изменил постановление о назначении административного наказания, исключив из его описательно-мотивировочной части указание об отсутствии пункта сосредоточения противопожарного инвентаря и противопожарного агитационного аншлага, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решение судьи Зейского районного суда от 15 января 2020 года не отвечает требованиям законности и обоснованности, поскольку вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть субъективной стороны деяния, а также непосредственной причастности к его совершению, то есть объективной стороны деяния.
Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
По смыслу положений ст. 1.5 КоАП РФ обязанность по доказыванию вины возложена на должностное лицо административного органа, выводы о виновности лица в совершении административного правонарушения должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности.
Из содержания определения от 19.09.2019 г. № 4 и протокола об административном правонарушении от 14.10.2019 г. № 102 усматривается, что основанием к возбуждению производства по делу послужило нарушение ООО «Артель старателей «Восточная» требований пп. «а» п. 3 и п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, вследствие неукомплектования пункта сосредоточения инвентаря, расположенного на арендуемом лесном участке, противопожарным инвентарем (л.д. 41-42, 49).
При этом из содержания акта осмотра лесного участка от 18.09.2019 г. следует, что на момент проведения контрольного мероприятия в квартале 257 выделе 8 Октябрьского участкового лесничества отсутствовал пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, полностью отсутствовал инвентарь, предусмотренный таблицей 14 Проекта освоения лесов, и противопожарный агитационный аншлаг (л.д. 45). Аналогичные нарушения приведены должностным лицом в постановлении от 16.10.2019 г. № 831 о привлечении Общества к административной ответственности (л.д. 38-39).
Указанные противоречия судьей районного суда не устранены, причины несоответствия процессуальных документов в части вменяемых нарушений не выяснены, при этом исключение из постановления должностного лица указаний об отсутствии пункта сосредоточения противопожарного инвентаря и противопожарного агитационного аншлага не свидетельствует о соблюдении судьей районного суда требований ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
Административный материал, составленный должностными лицами по результатам осмотра лесного участка, судьей районного суда в полном объеме не исследован, результаты фотофиксации, проведенной 17 сентября 2019 года в рамках контрольного мероприятия «патрулирование лесов», судьей не запрашивались и не рассматривались.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
В целях устранения вышеуказанных противоречий и установления фактических обстоятельств дела в полном объеме, должностные лица Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и ГКУ Амурской области «Зейское лесничество», проводившие осмотр лесного участка 17 сентября 2019 года, судьей районного суда не опрашивались.
Как установлено ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судья районного суда, проверив порядок привлечения Общества к административной ответственности, не усмотрел отсутствие в материалах дела сведений, подтверждающих надлежащее извещение юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела по существу. Доводы жалобы о допущенных нарушениях, не позволивших законному представителю и защитнику ООО «Артель старателей «Восточная» реализовать объем процессуальных прав, предусмотренных КоАП РФ, судьей районного суда оставлены без правовой оценки.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При таких обстоятельствах решение судьи Зейского районного суда от 15 января 2020 года на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение в Зейский районный суд Амурской области.
В связи с отменой судебного решения по указанным основаниям иные доводы жалобы, в том числе об отсутствии события и состава административного правонарушения, не могут быть рассмотрены, поскольку предрешат выводы судьи при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
решение судьи Зейского районного суда от 15 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Артель старателей «Восточная» – отменить.
Материалы дела об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Зейский районный суд Амурской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <...>).
Судья Амурского
областного суда В.Г. Михайленко
Дело № 7-139/2020