Дело № 7-140(2)/2019
Судья Симонова Т.А.
Р Е Ш Е Н И Е
20 марта 2019 года г. Тамбов
Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу ТОГБУЗ «Тамбовская центральная районная больница» на решение судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 18 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области ФИО1 14 января 2019 г. вынесено постановление о назначении административного наказания № *** в отношении ТОГБУЗ «Тамбовская центральная районная больница», которым ТОГБУЗ «Тамбовская ЦРБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 52 000 рублей.
В ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в ТОГБУЗ «Тамбовская центральная районная больница» установлено, что в нарушение ст.ст. 22, 212, 209 Трудового кодекса РФ работодателем не обеспечены безопасные условия труда на рабочем месте работника ФИО2, не обеспечено надлежащее создание и функционирование системы управления охраной труда, а именно системы сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающие в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Кроме этого, в нарушение ч. 4 ст. 230.1 ТК РФ юридическим лицом ТОГБУЗ «Тамбовская центральная районная больница» не было направлено в Государственную инспекцию труда в Тамбовской области сообщение о последствиях несчастного случая на производстве по окончании периода временной нетрудоспособности работника.
Не согласившись с данным постановлением ТОГБУЗ «Тамбовская центральная районная больница» обжаловало его в суд.
Решением судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 18 февраля 2019 года вышеназванное постановление оставлено без изменения, жалоба ТОГБУЗ «Тамбовская центральная районная больница» без удовлетворения.
Не согласившись решением судьи, ТОГБУЗ «Тамбовская центральная районная больница» обратилось в Тамбовский областной суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления об административном правонарушении от 14 января 2019 г. № *** и судебного решения от 18 февраля 2019 г. и просит ограничиться устным замечанием.
В качестве оснований автор жалобы указывает следующее. При определении наказания не полностью учтены требования ст. 4.1 КоАП РФ, а именно не было учтено наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, в виде устранения выявленных нарушений до возбуждения производства. До составления протокола об административном правонарушении в Государственную инспекцию труда было направлено сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве. По окончании временной нетрудоспособности работника такое сообщение не было направлено в Государственную инспекцию труда по уважительной причине, а именно в связи с отсутствием в этот период сотрудника, курирующего данный раздел работы, что не было учтено при назначении административного наказания. Кроме того, законодательством не установлен конкретный срок, в который такое сообщение должно быть направлено. По мнению автора жалобы, указанные обстоятельства, а также факт привлечения ТОГБУЗ «Тамбовская центральная районная больница» к административной ответственности впервые, также должны быть учтены как смягчающие административную ответственность. Одновременно, автор жалобы указывает на необходимость индивидуализации наказания в зависимости от характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, наличия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Также отмечает, что санкцией ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, помимо штрафа, предусмотрено наказание в виде предупреждения, и одновременно полагает, что допущенное нарушение может быть признано малозначительным в силу положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ТОГБУЗ «Тамбовская ЦРБ» ФИО3 и ФИО4, поддержавших жалобу и заявивших о наличии оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным, представителя Государственной инспекции труда в Тамбовской области ФИО5, возражавшего против удовлетворения жалобы и полагавшего решение судьи районного суда законным и обоснованным, исследовав дополнительно представленные материалы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.
Статьями 22 и 212 ТК РФ установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Частью 4 ст. 230.1 ТК РФ для работодателя установлена обязанность направления в соответствующую государственную инспекцию труда по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего сообщения о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
Из материалов дела следует, что 11 апреля 2018 г. с работником ТОГБУЗ «Тамбовская ЦРБ» ФИО2 произошел несчастный случай, в результате которого ФИО2 получила закрытый оскольчатый перелом левой плечевой кости в средней трети со смещением.Согласно акту расследования несчастного случая несчастный случай с ФИО2 произошел на производстве по причине падения работника.
Копиями листков нетрудоспособности подтверждается, что период временной нетрудоспособности ФИО6 составил 45 дней – с 11 апреля 2018 г. по 25 мая 2018 г., к работе ФИО6 приступила 26 мая 2018 г.
Вместе с тем, сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по устранению его причин администрацией ТОГБУЗ «Тамбовская ЦРБ» в Государственную инспекцию труда в Тамбовской области направлено лишь 10 января 2019 г.
При таких обстоятельствах должностное лицо и судья районного суда правомерно пришли к выводу о нарушении ТОГБУЗ «Тамбовская ЦРБ» действующего трудового законодательства.
Действия ТОГБУЗ «Тамбовская ЦРБ» правильно квалифицированы по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и трудового законодательства.
Согласно части 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку допущенные ТОГБУЗ «Тамбовская ЦРБ» нарушения трудового законодательства связаны с несчастным случаем на производстве, а также возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, оснований для назначения в виде предупреждения не имеется.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01 сентября 2012 г. № 875, установлены критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определённой категории риска.
Из информационного письма Государственной инспекции труда в Тамбовской области и пояснений представителя инспекции ФИО5 в судебном заседании следует, что установленное для ТОГБУЗ «Тамбовская ЦРБ» значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 0,670, что в соответствии подп. «в» п. 1 Приложения к указанному Положению соответствует категории среднего риска (4 класс). Однако, в случае своевременного сообщения о последствиях несчастного случая на производстве с работником ФИО2, указанный коэффициент для ТГБУЗ «Тамбовская ЦРБ» был бы увеличен до 0,1. Поэтому общий показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составил бы 0,770, что увеличивает категорию риска до значительной (3 класс). От категории риска, в свою очередь, зависит периодичность проведения плановых проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Осуществление государственного контроля и надзора в данной области с надлежащей периодичностью существенно снижает вероятность нарушения трудовых прав работников, в том числе в области охраны труда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и в пп.18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из конкретных обстоятельств его совершения, с учетом его характера правонарушения и возможна только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, а также добровольное устранение последствий правонарушения и возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
С учетом указанных разъяснений и принимая во внимание установленные обстоятельства совершенного правонарушения, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и прекращения производства по делу за малозначительностью совершенного административного правонарушения не имеется.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оснований для отмены либо изменения постановления должностного лица и решения судьи районного суда по доводам жалобы не имеется.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены либо изменения постановления должностного лица и решения судьи районного суда, также не допущено.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Тамбовской области ФИО1 от 14 января 2019 г. № *** и решение судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 18 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении ТОГБУЗ «Тамбовская центральная районная больница» оставить без изменения, жалобу ТОГБУЗ «Тамбовская центральная районная больница» - без удовлетворения.
Судья Ю.А.Курохтин