ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1407/2021 от 02.02.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 7-97/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 02 февраля 2022 года

Судья Нижегородского областного суда Михеева Т.П., рассмотрев

в открытом судебном заседании административное дело жалобе представителя по доверенности ФИО1, действующего в интересах ООО «Завод синтанолов» на решение судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от [дата] и постановление должностного лица административного органа от [дата] по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Завод синтанолов»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО5 от [дата][номер] ООО «Завод синтанолов» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.

Решением судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от [дата] постановление административного органа оставлено без изменения, а жалоба представителя по доверенности ФИО1, действующего в интересах ООО «Завод синтанолов» – без удовлетворения.

Выражая несогласие с состоявшимся постановлением административного органа и решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода, представитель по доверенности ФИО1 действующий в интересах ООО «Завод синтанолов» обратился в Нижегородский областной суд с жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу акты отменить, а производство по делу прекратить. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что районный суд нарушил требования положений ч. 2. ст. 4.4. КоАП РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав в судебном заседании представителя по доверенности ФИО1, действующего в интересах ООО «Завод синтанолов», поддержавшего доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трёхсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В силу с ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от [дата] № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства

Содержанием ч.1 ст. 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; технологические нормативы; технические нормативы; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряжённости электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Согласно с 4.1 ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Статьёй 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года№ 89-ФЗ: «Об отходах производства и потребления» норматив образования отходов установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определённым способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учётом экологической обстановки на данной территории.

В соответствии со статьёй 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

При этом лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; нормативы качества окружающей среды -нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

На основании изложенного, в соответствии с действующим законодательством нормируется негативное воздействие на окружающую среду.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учётом планируемых объёмов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются в отношении лиц, образующих отходы, для целей нормирования количества размещаемых отходов, способных оказать вредное воздействие на качественное состояние окружающей среды.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом первой инстанции, [дата] в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «Завод синтанолов» по адресу: [адрес], Восточная промышленная зона, установлено, что основным видом деятельности юридического лица является производство органических поверхностно-активных веществ, кроме мыла (ОКВЭД 20.41.2).

Количество и перечень отходов, образующихся на предприятии, отражены в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее -ПНООЛР).

В соответствии с данным документом на ООО «Завод синтанолов» образуется 22 вида отходов I - V класса опасности, из них:

I класса опасности - 1 вид отхода;

II класса опасности - 1 вид отхода;

III класса опасности - 3 видов отходов;

IV класса опасности - 12 видов отходов;

V класса опасности - 5 видов отходов

В ходе осмотра территории и отбора проб отходов лабораторией ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» установлено образование следующих отходов, не включённых в ПНООЛР:

- средства индивидуальной защиты, потерявшие потребительские свойства; бой стекла; пенопласт на основе полистирола незагрязнённые; оборудование электронное, утратившее потребительские свойства; отход фильтров воздушных автотранспортных средства отработанные; огнетушитель углекислотный, утративший потребительские свойства; отход минеральных масел трансмиссионных; лом и отходы, содержащие незагрязнённые черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные; аккумуляторная батарея источника бесперебойного питания свинцово-кислотная, утратившая потребительские свойства с электролитом; жидкие отходы промывки оборудования производства жидких синтетических средств, содержащие поверхностно-активные, отход фторопласта при механической обработке заготовок из фторопласта; лампы накаливания, утратившие потребительские свойства. Кроме того у ООО «Завод синтанолов» образуются отходы производства оксиалкилированных и сульфированных продуктов, не относимые к понятию сточных вод.

Таким образом, на предприятии образуются 12 видов отходов, не включённых в ПНООЛР и при отсутствии нормативов образования отходов I-IV класса опасности, что является нарушением положений ч. 1 ст. 21, ч.1 ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ч. 2 ст. 11, ч. 1-4 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.2002 № 89-ФЗ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Завод синтанолов» к административной ответственности по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения и вина ООО «Завод синтанолов» подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении №06-087/2021 от 04.03.2021г., приказом о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Завод синтанолов» №0080 от 19.01.2021г., проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ООО «Завод синтанолов», приказом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение №1700 от 27.12.2017г., актами обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований, протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 08.02.2021г., актом отбора проб отходов от 08.02.2021г., протоколами результатов испытаний пробы отходов методом биотестирования с пояснениями результатов испытаний, протоколами результатов анализа на токсичность отхода, письменными объяснениями ФИО2, актом проверки №29-П от 01.03.2021г. и другими материалами дела, которые оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела в протоколе отражены.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

При таких обстоятельствах, административный орган правильно своим постановлением от [дата] привлёк ООО «Завод синтанолов» к административной ответственности по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, а судья районного суда своим решением от [дата] обоснованно отказал в удовлетворении жалобы на вышеуказанное постановление административного органа.

Выводы административного органа и суда первой инстанции о наличии события и состава правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ и виновности ООО «Завод синтанолов» в его совершении являются правильными и обоснованными, и соответствуют фактическим обстоятельствам данного дела.

Постановление о привлечении ООО «Завод синтанолов» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Решение судьи вынесено в полном соответствии положениям главы 30 КоАП РФ и Конституции Российской Федерации, обеспечивает исполнение и реализацию национальных принципов права и производства по делам об административных правонарушениях, создаёт условия для профилактики и предупреждения правонарушений.

Относительно доводов жалобы заявителя, суд вышестоящей инстанции отмечает, что условий для применения статьи 4.4 КоАП РФ не установлено.

С учётом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ судья вышестоящей инстанции, не усматривает оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует совокупности условий рассматриваемых в системном единстве с правом судьи на применение этого процессуального института.

При этом несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судом были допущены нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, в том числе влекущие ущемление прав лица, привлечённого к административной ответственности, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, жалоба заявителя не содержит правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления административного органа и состоявшегося по делу судебного решения, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.

Нарушений процессуальных требований Кодекса, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено ООО «Завод синтанолов» в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, с учётом положений глав 3-4 КоАП РФ, а также всех фактических обстоятельств дела и характера вменённого административного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному.

При указанных обстоятельствах постановление административного органа и решение судьи районного суда являются законным и обоснованным, оснований для их отмены либо изменения, в том числе по доводам, изложенным заявителем в жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 – 30.9

КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от [дата] и постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО5[номер] от [дата] по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Завод синтанолов» оставить без изменения, а жалобу представителя по доверенности ФИО1, действующего в интересах ООО «Завод синтанолов» – без удовлетворения.

Судья областного суда Т.П. Михеева