ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-140/2018 от 28.03.2018 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

дело № 7-140/2018

Р Е Ш Е Н И Е

город Салехард 28 марта 2018 года

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника МБУ «Средства массовой информации Тазовского района» ФИО1 на решение судьи Тазовского районного суда ЯНАО от 5 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного специалиста Тазовского сектора государственного экологического надзора - государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды департамента природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО2 (далее госинспектор) от 21 ноября 2017 года № 800 муниципальное бюджетное учреждение «Средства массовой информации Тазовского района» (далее МБУ «СМИ Тазовского района», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Тазовского районного суда от 5 февраля 2018 года указанное постановление изменено. Из постановления исключено указание на нарушение Учреждением в части эксплуатации гаража как стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В остальной части постановление оставлено без изменения.

С решением не согласен защитник Учреждения ФИО1, в жалобе, поданной в суд ЯНАО, просил его отменить. В обоснование указал, что дизель-генератор не является стационарным объектом, капитальным строением, его местоположение не определяется с применением единой государственной системы координат, фактически представляет собой автомобильный двигатель внутреннего сгорания и применяется исключительно в аварийных ситуациях для обеспечения экстренного информирования населения в целях ГО и ЧС, поэтому нормированию не подлежит.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении является всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статья 8.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Объектом посягательства являются общественные отношения, связанные с планированием, технико-экономическим обоснованием проектов, проектированием, размещением, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией предприятий, сооружений и иных объектов.

Согласно части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения плановой документарной и выездной проверки по соблюдению требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной и иной деятельности установлено, что МБУ «СМИ Тазовского района», как лицо, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязанность по разработке предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, установленная частью 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране воздуха», не исполнена.

Указанное обстоятельство послужило основанием для привлечения Учрежденияк административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ.

Оставляя указанное постановление в части без изменения, судья руководствовался тем, что дизель-генератор является стационарным источником выброса загрязняющих веществ, местоположение которого возможно определить с применением единой государственной системы координат.

С указанным выводом судьи согласиться нельзя в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 4 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Федеральный закон №96-ФЗ) под стационарным источником понимается источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника. В свою очередь источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.

Предельным допустимым выбросом является норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

Согласно ст. 14 ФЗ № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно пункту 8 Положения «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 года №183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года №96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Из постановления госинспектора следует, что дизельный генератор, используемый Учреждением, является стационарным источником, местоположение которого возможно определить с применением единой государственной системы координат.

Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2000 года №568 установлены единые государственные системы координат, в том числе система геодезических координат 1995 года (СК-95) - для использования при осуществлении геодезических и картографических работ начиная с 1 июля 2002 года. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 1463 «О единых государственных системах координат»c 1 января 2017 года в качестве единой государственной системы координат для использования при осуществлении геодезических и картографических работ установлена геодезическая система координат 2011 года (ГСК-2011).

Согласно статье 3 Федерального закона от 30 декабря 2015 года №431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» системой координат являются установленные правила соотнесения цифровых значений координат и точек пространства.

Анализируя изложенное, прихожу к выводу о том, что по единой государственной системе координат возможно определение местоположения недвижимого имущества, недвижимости, к которой относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства в соответствии с требованиями статьи 130 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, существенным признаком определениястационарного источникаобъекта негативного воздействия, местоположение которого может быть определено с применением единой государственной системы координат, является прочная связь с землей или иным недвижимым имуществом или объектом, и невозможность перемещения без существенного ущерба его назначению. Этомогут быть монтаж имущества на специально подготовленных площадках, возведенных для этого объекта фундаментах, предусмотренных в проектах строительства, подведение стационарныхкоммуникаций, принадлежность строения к капитальным, привязка объекта к объекту местности и т.д.

Используемый МБУ «СМИ Тазовского района» дизельный генератор (электроагрегат) АД50С-Т400-2РГ обладает признаками стационарного источника выбросов, который может быть перемещен посредством передвижного источника, следовательно, он не может быть признан стационарным источником выброса загрязняющих веществ как объект капитального строительства.

Таким образом, эксплуатация данного стационарного источника выбросов, который может быть перемещен посредством передвижного источника и без причинения существенного вреда, в отсутствии разработки предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух не может повлечь ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ по указанным выше основаниям.

С учетом изложенного факт совершения МБУ «СМИ Тазовского района» правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, не установлен.

В соответствии со статьей 24.5 КоАПРФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

Таким образом, постановление главного специалиста Тазовского сектора государственного экологического надзора ФИО2 от 21 ноября 2017 года № 800 и решение Тазовского районного суда от 5 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ в отношении МБУ «СМИ Тазовского района» подлежат отмене, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАПРФ.

Руководствуясь статьями 30.9 КоАП РФ

Р Е Ш И Л:

Постановление главного специалиста Тазовского сектора государственного экологического надзора - государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды ФИО2 от 21 ноября 2017 года № 800 и решение судьи Тазовского районного суда ЯНАО от 5 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ в отношении МБУ «Средства массовой информации Тазовского района» отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАПРФ в связи с отсутствием состава правонарушения.

Судья (подпись) Н.В.Мочалова