ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1418/18 от 08.08.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья - Архипова И.П.

Дело № 7-1418/2018 (12-602/2018)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 8 августа 2018 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 14 июля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя,

у с т а н о в и л:

13 июля 2018 г. УУП ОУУП и ПДН отдела полиции № 4 (дислокация Мотовилихинский район) Управления МВД России по г. Перми в отношении гражданина Республики **** ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации).

Из протокола об административном правонарушении следует, что 13 июля 2018 г. в 16 часов 00 минут по адресу: <...> выявлено, что гражданин Республики **** ФИО1, прибывшая в Российскую Федерацию 25 июня 2018 г. по однократной визе «1» ОТ 23 № **, сроком действия с 25 июня 2018 г. по 10 июля 2018 г., через КПП Шереметьево 3 АВИА, цель въезда – туризм, имея разрешенный срок пребывания в Российской Федерации по 10 июля 2018 г. своевременно не выехала за пределы Российской Федерации. В период с 11 июля 2018 г. по настоящее время на территории Российской Федерации находится незаконно, уклоняясь от выезда за пределы Российской Федерации. Документы, подтверждающие право пребывания в Российской Федерации отсутствуют. С заявлением о получении вида на жительство, гражданства Российской Федерации не обращалась, действующего разрешения на работу, патента, разрешения на временное проживание, вида на жительство на территории Российской Федерации не имеет. С заявлением об утрате документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации не обращалась.

Постановлением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 14 июля 2018 г. ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, ФИО1 просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование требований жалобы указала, что по договору с ООО «***» она приобрела тур на **** на 8 дней, с 1 июля 2018 г. по 8 июля 2018 г. Виза ей была оформлена до 10 июля 2018 г., обратные билеты приобретены на 10 июля 2018 г. Доставка туристов в горы и обратно осуществлялась вертолетным транспортом. Однако в связи с нелетными метеоусловиями в период с 6 июля 2018 г. по 12 июля 2018 г., она не смогла своевременно покинуть территорию Российской Федерации. Кроме этого, ссылается на то, что имеет визу «болельщика», которая позволяла находиться ей на территории Российской Федерации до 25 июля 2018 г.

В судебном заседании в краевом суде ФИО1, извещенная надлежаще, участие не принимала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила дополнительные документы в обоснование жалобы.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации судьей краевого суда дело проверено в полном объеме.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Привлекая ФИО1 к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации, судья районного суда исходил из доказанности факта пребывания гражданина Республики **** ФИО1 на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации и уклонения от выезда по истечении определенного срока пребывания.

Вместе с тем судьей районного суда не учтено следующее.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Часть 1 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации признает административным правонарушением противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из материалов дела, гражданин Республики **** ФИО1 прибыла на территорию Российской Федерации 25 июня 2018 г. по однократной визе «1» ОТ 23 №**, сроком действия с 25 июня 2018 г. по 10 июля 2018 г., цель въезда – туризм.

По договору на реализацию турпродукта от 22 мая 2018 г. № ** заключенному между ООО «***» и ФИО1, последней, был приобретен туристический продукт – тур на **** на 8 дней, с 1 июля 2018 г. по 8 июля 2018 г., включающий в том числе, перелет на вертолете ***: п. ****-**** – 1 июля 2018 г., **** – 8 июля 2018 г. (л.д. 24-38). Также в материалы дела ФИО1 представлены авиа билеты на 10 июля 2018 г. по маршруту ****, приобретенные на ее имя (л.д. 45-48).

Из сообщения Авиакомпании *** от 10 июля 2018 г. № ** направленного в адрес ООО «***» следует, что в связи с нелетным прогнозом погоды авиационные работы по доставке и выброске пассажиров (туристической группы) *** в горах *** с 6 июля 2018 г. по 12 июля 2018 г. прекращены (л.д. 41).

Из справки ООО «***» от 12 июля 2018 г. № ** следует, что эвакуация туристов находившихся на территории *** заповедника в пешем походе, в том числе туриста – гражданина **** ФИО1, в связи с нелетными метеоусловиями в горах *** произошла 12 июля 2018 г. (л.д.42).

Таким образом, учитывая изложенное выше, судья краевого суда приходит к выводу, что невозможность выезда с территории Российской Федерации ФИО1 была обусловлена объективными обстоятельствами, не зависящими от ее волеизъявления, в связи с чем вина в совершении вменяемого ФИО1 правонарушения отсутствует.

Более того, ФИО1 представлена в материалы дела электронная форма персонифицированной карты зрителя (паспорт болельщика) на имя ФИО1, билет на чемпионат мира по футболу на матч футбольных команд Японии и Польши, проходивший 28 июня 2018 г. в г. Волгограде.

Согласно статье 25.14 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» особенности въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с осуществлением мероприятий, определенных Федеральным законом от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливаются указанным Федеральным законом (далее - Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 7 Федерального закона от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ в течение периода, начинающегося за десять дней до даты проведения первого матча чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или Кубка конфедераций FIFA 2017 года и заканчивающегося через десять дней после даты проведения последнего матча чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или Кубка конфедераций FIFA 2017 года, въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в качестве зрителей спортивных соревнований, и выезд из Российской Федерации таких граждан и лиц без гражданства осуществляются без оформления виз по действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, персонифицированной карте зрителя, получаемой такими гражданами и лицами без гражданства при наличии входного билета на матч или документа, дающего право на получение входного билета на матч. Форма и порядок учета персонифицированных карт зрителей утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Таким образом, учитывая указанные положения закона, электронная форма персонифицированной карты зрителя (паспорт болельщика) предназначена для обеспечения въезда и выезда зрителя в Российскую Федерацию без необходимости оформления виз.

Поскольку чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года проходил на территории Российской Федерации с 14 июня 2018 г. по 15 июля 2018 г., ФИО1 кроме срока установленного визой «1» ОТ 23 №**, сроком действия с 25 июня 2018 г. по 10 июля 2018 г., и оснований содержащихся в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ имела иные основания предусмотренные федеральным законом находится на территории Российской Федерации без оформления визы до 25 июля 2018 г.

Вывод судьи районного суда о наличии в рассматриваемом случае состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации, сделан без учета отсутствия вины ФИО1, наличия иных законных оснований ее нахождения на территории Российской Федерации после истечения срока установленного визой в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 14 июля 2018 г., вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 14 июля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья -