ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1419/2020/21-744/20 от 16.09.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Троцко Д.Н.

Дело № 7-1419/2020 / 21-744/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Савельев А.А., рассмотрев в судебном заседании 16 сентября 2020 г. в г. Перми протест заместителя прокурора города Губаха Щербинина Александра Анатольевича на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 мая 2020 г., решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 30 июля 2020 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия Губахинского городского округа Пермского края "Водоканал Углеуральский",

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 мая 2020 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального унитарного предприятия Губахинского городского округа Пермского края "Водоканал Углеуральский" (далее по тексту - МУП "Водоканал Углеуральский") на основании пункта 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Решением судьи Губахинского городского суда Пермского края от 30 июля 2020 г., вынесенным по результатам рассмотрения протеста прокурора, постановление должностного лица от 28 мая 2020 г. оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В протесте, поданном в Пермский краевой суд, прокурор просит об отмене принятых по делу об административном правонарушении актов и возвращении дела на новое рассмотрение, указав на незаконность и необоснованность выводов должностного лица и судьи городского суда.

В судебном заседании в краевом суде законный представитель, защитник МУП "Водоканал Углеуральский", извещенные надлежаще, участия не принимали.

В судебном заседании прокурор Вахмянина Ю.М. настаивала на доводах протеста.

Представитель административного органа Ширяева Н.А. не согласилась с доводами представления прокурора.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статьи 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

На основании части 1 статьи 7.3 КоАП РФ Пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Из материалов дела следует, что в отношении МУП "Водоканал "Углеуральский" на основании решения и.о. обязанности заместителя прокурора г. Губаха в период с 27 февраля 2020 г. по 27 марта 2020 г. была проведена проверка соблюдения законодательства о недрах.

МУП "Водоканал "Углеуральский" был создано в мае 2019 г., для обеспечения потребителей рп. Углеуральский (Северный), рп. Широковский коммунальными услугами: "холодное водоснабжение" и "водоотведение" и постановлением главы администрации городского округа "Город Губаха" № 927 от 15 августа 2019 г. определен гарантирующим поставщиком по оказанию коммунальных услуг: "холодное водоснабжение" и "водоотведение" для потребителей данных услуг в рп. Углеуральском, рп. Широковский.

По результатам проведенного аукциона МУП "Тепловые сети "Нагорнский" о праве заключения договора аренды на имущество находящегося у него на праве хозяйственного ведения между МУП "Тепловые сети "Нагорнский" и МУП "Водоканал "Углеуральский" заключен договор аренды муниципального имущества от 6 сентября 2019 г. со сроком действия до 5 августа 2020 г. В составе переданного по договору имущества, переданы скважины № 1374 (лит 5), № 1376 (лит 2), № 1379 (лит.9).

Участок недр - Ключевское месторождение подземных вод, каптируемое скважинами № № 1374, 1376, 1379 - предоставлен в пользование по лицензии ПЕМ 02585 ВЭ для разведки и добычи полезных ископаемых МУП "Тепловые сети "Нагорнский".

Лицензия зарегистрирована 10 марта 2016 г. за № 833/ПЕМ 02585 ВЭ со сроком действия до 10 марта 2041 г.

По лицензии ПЕМ 02585 ВЭ участкам недр, предоставленным в пользование МУП "Тепловые сети "Нагорнский" придан статус горных отводов.

16 марта 2020 г. МУП "Водоканал "Углеуральский" обратился в отдел геологии лицензирования по Пермскому краю для переоформления лицензии на пользование недрами серия ПЕМ № 02585, вид лицензии ВЭ, выданную МУП "Тепловые сети "Нагорнский" от 16 марта 2016 г. сроком действия до 1 марта 2041 г., Ключевское месторождение, расположенное в долине р. Вильва в 7 км. западнее рп. Углеуральский, в целях питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения на МУП "Водоканал "Углеуральский".

12 мая 2020 г. Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования составлен протокол № 06/04/23-2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в отношении МУП "Водоканал "Углеуральский".

Прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, должностное лицо исходило из того, что наличии у МУП "Тепловые сети "Нагорнский" лицензии ПЕМ 02585 ВЭ для разведки и добычи полезных ископаемых № 833/ПЕМ 02585 ВЭ со сроком действия до 10 марта 2041 г. на участок недр в Губахинском муниципальном районе Пермского края, имеющего статус горного отвода, исключает в действиях МУП "Водоканал "Углеуральский" безлицензионное использование этого же участка недр, осу­ществляемого на основании договора аренда муниципального имущества, а из пояснений привлекаемого также следует, что юридическим лицом предпринимаются все зависящие от него меры, направленные на переоформление лицензии на пользование участком недр.

Судья городского суда, рассматривая жалобу на постановление должностного лица, согласился с выводами должностного лица об отсутствии в действиях МУП "Водоканал Углеуральский" состава административного правонарушения, и оставил постановление по делу об административном правонарушении без изменения, указав на то, что действия МУП "Водоканал Углеуральский" и МУП "Тепловые сети "Нагорнский" соответствуют требованиям пункт 3.7 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением ВС РФ № 3314-1 от 15 июля 1992 г. и не противоречат иным положениям законодательства о лицензировании и недропользовании.

С состоявшимися по делу постановлением должностного лица и судебным актом согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ВК РФ) физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (часть 3 статьи 43 ВК РФ).

В силу пункта 3 части 1 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г. № 2395-"О недрах" (далее по тексту - Закон о недрах) к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Согласно статье 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В соответствии со статьей 17.1 Закона о недрах право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом или иными федеральными законами.

Лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование.

Таким образом, пользование участками недр, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только лицом, получившим лицензию.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 441-О от 4 октября 2006 г. указывается на то, что приобретаемое на основе лицензии право осуществлять определенный вид деятельности обусловливает персонифицированный характер лицензии, означающий, что лицензируемая деятельность всегда должна выполняться только лицензиатом. В противном случае, а именно при передаче возникшего в силу лицензии права на осуществление конкретного вида деятельности другому лицу, теряется смысл лицензирования.

Между тем, должностным лицом и судьей городского суда сделаны выводы о возможности использования недрами МУП "Водоканал "Углеуральский" на основании лицензии недропользования МУП "Тепловые Сети "Нагорнский", так как между данными хозяйствующими субъектами заключен договора аренды имущества.

Кроме того, должностным лицом уполномоченного органа прекращено производство по делу об административном правонарушении № 06-04/46-Ю на основании пункта 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, между тем в самом постановлении не мотивирована и не указана крайняя необходимость МУП "Водоканал "Углеуральский" по эксплуатации скважин - добыча подземных вод.

На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При указанных обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи городского суда не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене.

Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ на сегодняшний день не истек, дело об административном правонарушении следует возвратить на новое рассмотрение в уполномоченному должностному лицу в Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

При новом рассмотрении должностному лицу Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования следует учесть изложенное, рассмотреть дело в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать все имеющиеся доказательства в их совокупности, при необходимости запросить иные документы, и принять законное и обоснованное решение, исходя из установленных обстоятельств.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,

р е ш и л:

протест заместителя прокурора города Губаха Щербинина Александра Анатольевича удовлетворить;

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 мая 2020 г., решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 30 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия Губахинского городского округа Пермского края "Водоканал Углеуральский", отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Западно-Уральского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Судья: подпись.