ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-14245/2016 от 16.11.2016 Московского городского суда (город Москва)

Судья: Мордвина Ю.С.                                                                  Дело 7-14245/2016

РЕШЕНИЕ

16 ноября 2016 года                                                               город Москва

Судья Московского городского суда Притула А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ФИО – ФИО на постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 6 июля 2016 года, которым

должностное лицо – первый заместитель руководителя Федерального космического агентства (далее - Роскосмос) ФИО признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного  ч. 1 ст. 15.15.5  Кодекса  Российской Федерации об административных  правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей,

УСТАНОВИЛ:

17 мая 2016 года заместителем начальника инспекции экспертно-аналитической и контрольной деятельности за расходами на исследование космического пространства Департамента по экспертно-аналитической  и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на промышленность, исследование и использование космического пространства, атомного энергопромышленного комплекса Счетной палаты Российской Федерации ФИО составлен протокол №*** об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении первого заместителя руководителя *** ФИО.

Дело передано на рассмотрение в Мещанской районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено вышеуказанное постановление.

В поданной на постановление судьи жалобе, защитник ФИО просит об отмене судебного акта и прекращении производства по делу в виду истечения срока давности привлечения к административной ответственности, который составляет год в силу ч. 3 с. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также, в обоснование доводов жалобы указывает на то, что договор о предоставлении субсидии содержит все необходимые положения, предусмотренные нормативными актами. Просил, в случае выявления признаков административного правонарушения, в связи с малозначительностью административного правонарушения на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить производство по делу.

 ФИО в судебное заседание не явился, направил в суд своего защитника ФИО, который доводы жалобы поддержал в полном объеме.

На основании ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие ФИО.

Представитель административного органа – Счетной палаты Российской Федерации -ФИО в судебном заседании доводы жалобы не признала, полагая постановление судьи районного суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО – ФИО, представителя административного органа, прихожу к следующему выводу.

Частью первой ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, ФИО, являясь первым заместителем руководителя ***, находясь на своем рабочем месте по адресу: ***, в нарушении условий, установленных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год  и плановый период 2016 и 2017 годов» (подпункт «а» пункта 22 Постановления №1563), предоставил субсидию ФГУП «***» в размере *** рублей по договору № *** от 19 мая 2015 года, в котором не содержится следующее:

возможность (невозможность) осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются остатки субсидии, не использованные в течение текущего финансового года;

согласия юридического лица на осуществление главным распорядителем средств федерального бюджета и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка, которые установлены соответствующим порядком (правилами) предоставления субсидий и указанным соглашением (договором);

перечень документов, предоставляемых получателем для получения субсидии.

Дополнительным соглашением от 26 сентября 2015 года к договору № ***  от 19 мая 2015 года существенно изменены первоначальные условия договора о предоставлении субсидии в части увеличения размера субсидии на *** рублей (общая сумма субсидии составила *** рублей) и в части сроков предоставления субсидии, в котором также не содержались вышеперечисленные условия, установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год  и плановый период 2016 и 2017 годов» (подпункт «а» пункта 22 Постановления №1563).

Указанные действия ФИО квалифицированы судьёй районного суда по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях верно.

Событие административного правонарушения и вина ФИО в его совершении подтверждены совокупностью исследованных судьёй районного суда доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:  протоколом об административном правонарушении *** от 17 мая 2016 года, в котором изложено существо нарушения; договором № *** от 19 мая 2015 года и дополнительными соглашениями к нему от 26 сентября 2015 года и от 25 декабря 2015 года; платежными поручениями от 29 мая 2015 года № *** на сумму *** рублей, от 29 мая 2015 года № *** на сумму *** рублей, от 6 июля 2015 года № *** на сумму *** рублей, от 7 октября 2015 года на сумму *** рублей, от 8 октября 2015 года № *** на сумму *** рублей, распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2013 года № ***  о назначении первым заместителем руководителя ***; приказом *** от 18 декабря 2013 года № *** «О первом заместителе руководителя ***; доверенностью от 31 декабря 2014 года № ***.  

Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Совокупность представленных доказательств по настоящему делу достаточна для рассмотрения его по существу и принятия объективного и обоснованного решения.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 78 БК РФсубсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

В соответствии с п. 7 ст. 6 Федерального закона от 01.12.2014г. №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 2008 года №153 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях оказания государственной поддержки организациями при осуществлении космической деятельности в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы.

Пунктом 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года №1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый 2016 и 2017 годов» предусмотрено, что предоставление из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) (далее - юридические лица), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг осуществляется в 2015 году с учетом следующих положений:

а) если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, субсидии предоставляются в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между главными распорядителями средств федерального бюджета, с одной стороны, и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг, с другой стороны, предусматривающими следующие условия:

сроки перечисления субсидий, а также возможность (невозможность) осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются остатки субсидии, не использованные в течение текущего финансового года;

согласие юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица - производителя товаров, работ, услуг на осуществление главным распорядителем средств федерального бюджета и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка, которые установлены соответствующим порядком (правилами) предоставления субсидий и указанным соглашением (договором);

порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, установленные главным распорядителем средств федерального бюджета по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляются субсидии;

перечень документов, предоставляемых получателем для получения субсидии;

б) перечисление субсидий (за исключением субсидий, указанных в пункте 17 настоящего постановления) осуществляется на расчетные счета, открытые в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях получателям субсидий (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг), в соответствии с заявками и (или) отчетами по форме и в сроки, которые установлены соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок (правила) предоставления субсидий, или соглашениями (договорами);

в) если иной документ не предусмотрен порядком (правилами) предоставления субсидий, предоставление субсидий осуществляется при условии представления получателем субсидии справки, подписанной его руководителем (иным уполномоченным лицом), подтверждающей отсутствие у получателя субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (договора) о предоставлении субсидии либо принятие решения о предоставлении субсидии (если нормативными правовыми актами не предусмотрено заключение соглашения (договора) о предоставлении субсидии), задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Довод жалобы о том, что при предоставлении субсидии были соблюдены все условия ее представления, в том числе, условие о возможности (невозможности) осуществления расходов источником финансового обеспечения которых являются остатки субсидии, не использованные в течение текущего финансового года; указан перечень документов, предоставляемых получателем для получения субсидии, откланяется судом в виду следующего.

Из материалов дела следует, что в соответствии со  ст. 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 1 декабря 2014г. №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее Федеральный закон от 01.12.2014г. №384-ФЗ), Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета в целях оказания государственной поддержки организациями при осуществлении космической деятельности в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 2008г. №153, между *** в лице заместителя руководителя ФИО, действующего на основании доверенности от 30 декабря 2014 года №*** и ФГУП «***», в лице исполняющего обязанности генерального директора ФИО, действующего на основании Приказа *** от 3 февраля 2015 года №***, заключен договор о предоставлении субсидии от 19 мая 2015 года №*** (далее Договор №***).

Согласно Договору №*** субсидия предоставляется в целях возмещения затрат, связанных с обеспечением технической и эксплуатационной готовности объектов наземной космической инфраструктуры в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы.  

Как усматривается из Договора №*** и дополнительных соглашений к нему, в нарушение Постановления №1563, договор не содержит следующих положений: возможности (невозможности) осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых является остатки субсидии, не использованные в течение текущего финансового года; согласие юридического лица (ФГУП «***») на осуществление главным распорядителем средств федерального бюджета (Федеральным космическим агентством) и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверки соблюдения условий, целей и порядка, которые установлены соответствующим порядком (правилами) предоставления субсидий и договором №***; перечень документов, предоставляемых получателем (ФГУП «***») для получения субсидии.

В пункте 1.1 Договора №924-НИ12/15/114 указано обоснование предоставления субсидии (на основании Расчета затрат на 20215 год), а не перечень документов, представляемых получателем ФГУП «ЦЭНКИ» (либо указание в договоре на отсутствие этого перечня).

В пункте 7.4 Договора №*** указан порядок составления акта с указанием причин неиспользования выделенной субсидии с указанием ее суммы и порядок отчета об использовании субсидии в 2015 году на использованную сумму с приложением акта, объясняющего причины неиспользования части выделенных средств из бюджета, а также порядок возврата неиспользованных средств федерального бюджета.

Таким образом, пунктом 7.4 Договора № *** предусмотрено обоснование неиспользования субсидии в 2015 году, обоснование её использования в 2015 году и предоставление акта, объясняющего причины неиспользования части выделенных средств из бюджета (без указания текущего финансового года).

Однако пункт 22 Постановления №1563 обязывает предусматривать в договорах положение об обосновании остатка субсидии, не использованного в течение текущего финансово года.

Данное условие в указанном пункте Договора № *** и дополнительных соглашений к нему не содержится.

Утверждение заявителя о том, что включение в договор о предоставлении субсидии условия о согласии ФГУП «***» на осуществление главным распорядителем средств федерального бюджета и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка, которые установлены соответствующим порядком (правилами) предоставления субсидий и указанным соглашением (договором) является не обязательным, основан на неверном толковании Закона.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

Указанные субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пп. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ).

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (п. 3 ст. 78 БК РФ).

При предоставлении субсидий, указанных в данной статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (п. 5 ст. 78 БК РФ).

Таким образом, статья 78 БК РФ предусматривает, что субсидии юридическим лицам выдаются в установленных случаях, порядке, и в сроки, а также на определенных условиях.

Аналогичная позиция содержится в пункте 22 Постановления №1563, в которых установлены условия предоставления юридическим лицам (за исключением государственных муниципальных учреждений) субсидий в 2015 году, в частности о согласии юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица - производителя товаров, работ, услуг на осуществление главным распорядителем средств федерального бюджета и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка, которые установлены соответствующим порядком (правилами) предоставления субсидий и указанным соглашением (договором)

Из содержания вышеуказанных норм следует, что соблюдение всех критериев и выполнение необходимых условий при предоставлении субсидии возможно только на договорной основе.

Однако договор № *** от 19 мая 2015 года и дополнительные соглашения к нему не содержит вышеназванного условия.

ФИО назначен на должность первого заместителя руководителя Федерального космического агентства распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2013 года №***. Подписание договора №*** со стороны «***» и дополнительных соглашений к нему осуществлено ФИО.

Таким образом, предоставление субсидии ФГУП «***» в размере *** рублей, осуществлено должностным лицом ФИО с нарушением условий предоставления субсидий, в части подписания Договора №*** и дополнительных соглашений к нему не соответствующего требованиям условиями предоставления субсидий, установленным Постановлением №1563, и его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судьёй первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом в соответствии с положениями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств не может служить основанием для отмены вынесенного по делу постановления судьи районного суда.

Ссылка в жалобе на малозначительность совершенного административного правонарушения несостоятельна по следующим основаниям.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Административное правонарушение, вменяемое ФИО не отвечает признакам ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку представляет угрозу охраняемым общественным отношениям по обеспечению порядка проведения мероприятий бюджетного контроля независимо от наступления каких-либо негативных последствий, наступление негативных последствий в качестве признака объективной стороны указанного правонарушения не предусмотрено.

Основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным отсутствуют.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 6 июля 2016 года, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт о привлечении ФИО к административной ответственности сомнений в своей законности не вызывают, оснований для его отмены или изменения не усматривается.

Административное наказание назначено ФИО с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции ч.1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок привлечении к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности, не нарушен.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 3 ст. 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушен, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для привлечения должностного лица ФИО к административной ответственности, выразившиеся в предоставлении субсидии с нарушением условий, установленных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, имели место в период с 19 мая 2015 года по 26 сентября 2015 года.

Так, 19 мая 2015 года ФГУП «***» предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере ***  рублей на основании договора № ***, а 26 сентября 2015 года - в размере *** рублей на основании дополнительного соглашения к названному договору о предоставлении субсидии. Указанным дополнительным соглашением от 26 сентября 2015 года к договору о предоставлении субсидии внесено изменение в существенные условия предоставления субсидии, в части увеличения размера субсидии на *** рублей и  сроков предоставления субсидии.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с 26 сентября 2015 года, следовательно, у судьи районного суда оснований для прекращения производства по настоящему делу по п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, не имелось.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление  судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 6 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении первого заместителя руководителя *** ФИО оставить без изменения, жалобу защитника ФИО – ФИО – без удовлетворения.

Судья

Московского городского суда                                                          ФИО1