ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-142/2021 от 01.06.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Злобин А.А. Дело № 7-142/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 1 июня 2021 года

Судья Кировского областного суда Мосеев А.В., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица директора ФГКУ комбинат «Зенит» ФИО1 на постановление судьи Котельничского районного суда Кировской области от 13 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФГКУ комбинат «Зенит»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением о назначении административного наказания от 13.04.2021, вынесенным судьей Котельничского районного суда Кировской области ФГКУ комбинат «Зенит» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, с наложением наказания в виде административного штрафа в размере 170000 рублей.

В жалобе, поданной в Кировский областной суд, законный представитель юридического лица – директор комбината ФИО1 просит постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Ссылаясь на положения Федерального закона «О государственном материальном резерве», полагает, что деятельность комбината по обслуживанию на предприятии систем и средств противопожарной безопасности не подлежит лицензированию, поскольку данная деятельность напрямую связана с обеспечением количественной и качественной сохранности государственного материального резерва.

В судебном заседании законный представитель ФИО1 и защитник юридического лица ФИО2 доводы жалобы поддержали.

Представитель ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области ФИО3 доводы жалобы не поддержал, просил постановление судьи оставить без изменения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом согласно ч. 8 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Согласно п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 к выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Как следует из содержания п. 3 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.

Согласно обстоятельствам дела, 01.03.2021 в 17 часов при проведении отделом надзорной деятельности и профилактической работы Котельничского района и г. Котельнича Главного управления МЧС России по Кировской области плановой проверки ФГКУ комбинат «Зенит» было установлено, что данное юридическое лицо осуществляет на объектах защиты, расположенных по адресу: <адрес>, деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без лицензии, наличие которой обязательно, при проведении работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), чем, по мнению судьи районного суда, нарушило п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 3 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128.

Вместе с тем, согласно Уставу Федерального государственного казенного учреждения комбината "Зенит" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому Федеральному округу, создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1659-р, путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения комбинат «Зенит» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу.

Комбинат находится в ведении Федерального агентства по государственным резервам и входит в единую федеральную систему государственного материального резерва.

Деятельность комбината носит специальный характер, основной целью которого является хранение, обслуживание и выпуск запасов материальных ценностей государственного материального резерва.

Отношения в указанной области регулируются Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона "О государственном материальном резерве" деятельность организаций системы государственного резерва в части формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва регулируется указанным Федеральным законом, решениями Правительства Российской Федерации и лицензированию не подлежит.

Таким образом, частью 2 статьи 4 Федерального закона "О государственном материальном резерве" определен конкретный вид безлицензионной деятельности.

Учитывая изложенное, применение в данном случае положений Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», является неправильным.

Следовательно, законных оснований для предъявления ФГКУ комбинат "Зенит", являющейся организацией системы государственного резерва, требований о получении лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, не имелось, так как данная деятельность напрямую связана с хранением, обслуживанием и выпуском запасов материальных ценностей государственного материального резерва.

При таких обстоятельствах, постановление судьи Котельничского суда Кировской области от 13 апреля 2021 года подлежит отмене.

Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях ФГКУ комбинат "Зенит" состава административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

постановление по делу об административном правонарушении от 13.04.2021, вынесенное судьей Котельничского районного суда Кировской области в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Зенит» отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Зенит» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья А.В. Мосеев