Судья: Мордвина Ю.С. Дело 7-14370/2016
РЕШЕНИЕ
14 ноября 2016 года город Москва
Судья Московского городского суда Притула А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ФИО - ФИО на постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 6 июля 2016 года, которым
должностное лицо – первый заместитель руководителя *** (далее - ***) ФИО признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей,
УСТАНОВИЛ:
17 мая 2016 года заместителем начальника инспекции экспертно-аналитической и контрольной деятельности за расходами на исследование космического пространства Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на промышленность, исследование и использование космического пространства, атомного энергопромышленного комплекса Счетной палаты Российской Федерации ФИО составлен протокол №*** об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении первого заместителя руководителя *** ФИО.
Дело передано на рассмотрение в Мещанской районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено вышеуказанное постановление.
В поданной на постановление судьи жалобе, защитник ФИО просит об отмене судебного акта и прекращении производства по делу, указывая на то, что договором № *** от 16 декабря 2015 года из средств федерального бюджета был представлен взнос в уставной фонд Федерального государственного унитарного предприятия «***» (далее - ГУП «***»), предусмотренный Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов», а не субсидия, в этой связи, считает, что отсутствует необходимость включения в указанный договор условий, предусмотренных подпунктом «а», пункта 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2014 № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Также ссылается на то, что пунктом 2.1.2 договора № *** от 16 декабря 2015 года, предусмотрено, что *** осуществляет контроль за целевым использованием перечисленных средств федерального бюджета, в связи с чем, включение в договор условия о согласии ФГУП «***» на осуществление главным распорядителем средств федерального бюджета и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка, которые установлены соответствующим порядком (правилами) предоставления субсидий и указанным соглашением (договором), является необязательным. Просил также в случае выявления признаков административного правонарушения, в связи с малозначительностью административного правонарушения на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить производство по делу.
ФИО в судебное заседание не явился, направил в суд своего защитника ФИО, который доводы жалобы поддержал в полном объеме.
На основании ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие ФИО.
Представитель административного органа – Счетной палаты Российской Федерации –ФИО и ФИО в судебном заседании доводы жалобы не признали, полагали постановление судьи районного суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО - ФИО, представителей административного органа, прихожу к следующему выводу.
Частью первой ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, ФИО, являясь первым заместителем руководителя ***, находясь на своем рабочем месте по адресу: ***, в нарушении условий, установленных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (подпункт «а» пункта 22 и пункта 24(1) Постановления №1563), предоставил субсидию ФГУП «***» в размере *** рублей по договору № *** от 16 декабря 2015 года о направлении средств федерального бюджета в качестве взноса Российской Федерации в уставной фонд, в котором не содержится следующее:
положений, устанавливающих возможность (невозможность) осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются остатки субсидии, не использованные в течение текущего финансового года;
согласия юридического лица на осуществление главным распорядителем средств федерального бюджета и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка, которые установлены соответствующим порядком (правилами) предоставления субсидий и указанным соглашением (договором);
перечня документов, предоставляемых получателем для получения субсидии;
положений о запрете конвертации в иностранную валюту полученных из федерального бюджета средств.
Указанные действия ФИО квалифицированы судьёй районного суда по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях верно.
Событие административного правонарушения и вина ФИО в его совершении подтверждены совокупностью исследованных судьёй районного суда доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении *** от 17 мая 2016 года, в котором изложено существо нарушения; договором № *** 16 декабря 2015 года; платежным поручением от 23 декабря 2015 года № *** на сумму *** рублей, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 года №*** р о временном исполнении обязанностей руководителя ***; приказом *** от 25 августа 2015 года № *** «О временном исполнении обязанностей руководителя ***; доверенностью от 31 декабря 2013 года № ***.
Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Совокупность представленных доказательств по настоящему делу достаточна для рассмотрения его по существу и принятия объективного и обоснованного решения.
Соглашаюсь с выводами судьи первой инстанции о применении положений подпункта «а» пункта 22 и пункта 24(1) Постановления №1563, в виду следующего.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации в Российской Федерации, утверждёнными Приказом Минфина России от 1 июля 2013 года № 65н, по виду расходов «810» отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление субсидии организациям, кроме некоммерческих организаций, индивидуальны предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.
Согласно платежного поручения от 23 декабря 2015 года денежные средства из федерального бюджета на сумму *** рублей перечислены по коду КБК *** в качестве взноса в уставной фонд ФГУП «***».
В соответствии с п. 7 ст. 6 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов» субсидии юридическим лицам, предусмотренные указанным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидии юридическим лицам должны определять в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий (п. 3 ст. 78 БК РФ).
Пунктами 22 и 24(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года №1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый 2016 и 2017 годов» предусмотрено, что предоставление из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) (далее - юридические лица), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг осуществляется в 2015 году с учетом следующих положений:
а) если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, субсидии предоставляются в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между главными распорядителями средств федерального бюджета, с одной стороны, и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг, с другой стороны, предусматривающими следующие условия:
сроки перечисления субсидий, а также возможность (невозможность) осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются остатки субсидии, не использованные в течение текущего финансового года;
согласие юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица - производителя товаров, работ, услуг на осуществление главным распорядителем средств федерального бюджета и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка, которые установлены соответствующим порядком (правилами) предоставления субсидий и указанным соглашением (договором);
порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, установленные главным распорядителем средств федерального бюджета по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;
перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляются субсидии;
перечень документов, предоставляемых получателем для получения субсидии;
б) перечисление субсидий (за исключением субсидий, указанных в пункте 17 настоящего постановления) осуществляется на расчетные счета, открытые в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях получателям субсидий (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг), в соответствии с заявками и (или) отчетами по форме и в сроки, которые установлены соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок (правила) предоставления субсидий, или соглашениями (договорами);
в) если иной документ не предусмотрен порядком (правилами) предоставления субсидий, предоставление субсидий осуществляется при условии представления получателем субсидии справки, подписанной его руководителем (иным уполномоченным лицом), подтверждающей отсутствие у получателя субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (договора) о предоставлении субсидии либо принятие решения о предоставлении субсидии (если нормативными правовыми актами не предусмотрено заключение соглашения (договора) о предоставлении субсидии), задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В 2015 году обязательным условием, включаемым в соглашения (договоры) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям), бюджетных инвестиций или взносов в уставный капитал юридических лиц, является запрет конвертации в иностранную валюту полученных из федерального бюджета средств, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций, связанных с достижением целей предоставления указанных средств, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидий, бюджетных инвестиций или взносов в уставный капитал юридических лиц.
Из материалов дела следует, что в соответствии со ст. 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 1 декабря 2014г. №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее Федеральный закон от 01.12.2014г. №384-ФЗ) между *** в лице заместителя руководителя ФИО, действующего на основании доверенности от 31 декабря 2013 года № *** и ФГУП «***», в лице исполняющего обязанности генерального директора ФИО, действующего на основании Устава, заключен договор № *** от 16 декабря 2015 года.
Согласно п. 2.2.2 договора № *** от 16 декабря 2015 года средства федерального бюджета в объеме *** рублей, предоставленные в качестве взноса в уставной фонд ФГУП «***», должны быть направлены на выплату заработной платы, уплату налогов, погашение долга кредитных обязательств, погашение задолженности перед поставщиками комплектующих, работ и услуг в рамках реализации Государственного оборонного заказа и федеральных программ и иных контрактов.
Таким образом, средства, перечисленные в качестве взноса Российской Федерации в уставной фонд ФГУП «***», исходя из их целевого использования, являются субсидией, предоставляемой из федерального бюджета.
Довод жалобы о том, что Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не предусмотрена необходимость предоставления унитарным предприятием каких-либо документов и обязательств с целью получения взноса в уставной фонд, основан на неверном толковании закона, поскольку вышеуказанные средства из федерального бюджета были предоставлены на условиях, предусмотренных пунктом 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года №1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый 2016 и 2017 годов», которые в том числе обязывают в договоре предусмотреть положение о перечне документов, предоставляемых получателем для получения субсидии. Однако вышеназванный договор № *** такого перечня документов не содержит.
Довод жалобы о том, что пунктом 2.1.2 договора № *** от 16 декабря 2015 года, предусмотрено, что *** осуществляет контроль за целевым использованием перечисленных средств федерального бюджета, в связи с чем, включение в договор условия о согласии ФГУП «***» на осуществление главным распорядителем средств федерального бюджета и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка, которые установлены соответствующим порядком (правилами) предоставления субсидий и указанным соглашением (договором), является необязательным, откланяется, поскольку в названном пункте договора условие о согласии ФГУП «***» на осуществление проверок соблюдения условий, целей и порядка, которые установлены соответствующим порядком о предоставлении субсидии, не содержится.
Также не состоятелен довод жалобы о том, что действие пункта 24(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года №1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый 2016 и 2017 годов» не распространяется на федеральные государственные унитарные предприятия, поскольку средства из федерального бюджета были представлены на условиях, предусмотренных пунктом 24(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года №1563.
ФИО назначен на должность руководителя Федерального космического агентства распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 года №***. Подписание договора *** от 16 декабря 2015 года со стороны *** осуществлено ФИО.
Таким образом, предоставления субсидии ФГУП «***» в размере *** рублей, осуществлено должностным лицом ФИОс нарушением условий предоставления субсидий, установленных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (постановлением № 1563), в части заключения договора *** от 16 декабря 2015 года не соответствующего требованиям, установленным условиями предоставления субсидий, и его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судьёй первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом в соответствии с положениями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств не может служить основанием для отмены вынесенного по делу постановления судьи районного суда.
Ссылка в жалобе на малозначительность совершенного административного правонарушения несостоятельна по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Административное правонарушение, вменяемое ФИО не отвечает признакам ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку представляет угрозу охраняемым общественным отношениям по обеспечению порядка проведения мероприятий бюджетного контроля независимо от наступления каких-либо негативных последствий, наступление негативных последствий в качестве признака объективной стороны указанного правонарушения не предусмотрено.
Основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 6 июля 2016 года, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт о привлечении ФИО к административной ответственности сомнений в своей законности не вызывают, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Административное наказание назначено ФИО с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции ч.1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечении к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности, не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 6 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении первого заместителя руководителя *** ФИО оставить без изменения, жалобу защитника ФИО- ФИО – без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда ФИО1