ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-143/2022 от 27.04.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Нефедова Е.П. Дело № 7-143/2022

РЕШЕНИЕ

город Новосибирск 27 апреля 2022 года

Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего инспектора ОРР ОЛРР Управления Росгвардии по Новосибирской области (по г. Новосибирску и р.п. Кольцово) Копылова Р.В. на решение судьи Советского районного суда города Новосибирска от 14 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Маращука С. Н.

установил:

постановлением старшего инспектора ОРР ОЛРР (по г. Новосибирску и р.п. Кольцово) Управления Росгвардии по Новосибирской области Копылова Р.В. от 21 мая 2021 года Марущак С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с постановлением, Марущак С.Н. подал жалобу в соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ в Советский районный суд города Новосибирска, решением которого от 14 октября 2021 года вынесенное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке, предусмотренном статьей 30.9 КоАП РФ, должностное лицо административного органа ставит вопрос об отмене данного решения и направлении дела на новое рассмотрение.

В обоснование доводов указывает на необоснованность выводов судьи об отсутствии в действиях Марущака С.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.11 КоАП РФ, поскольку срок подачи заявления и необходимых документов на продление разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия нарушен.

Кроме того, дело было рассмотрено судьей районного суда в отсутствие должностного лица административного органа, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы, проверив законность принятых по делу актов в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объеме, судья областного суда приходит к следующему.

Как следует из материалов, основанием для привлечения Маращука С.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 20.11 КоАП РФ послужили обстоятельства, согласно которым Марушак С.Н. обратился 12 мая 2021 года через Единый портал государственных услуг Российской Федерации с заявлением о продлении (перерегистрации) разрешения серии , выданного 06 июня 2016 года на хранение и ношение огнестрельного оружия марки Benelli, калибр 12, № , позднее чем за месяц до истечения 06 июня 2021 года срока действия данного разрешения.

Судья районного суда, отменяя указанное постановление, пришел к выводу о том, что указанный срок не пропущен в связи с объявлением периода с 4 по 7 мая 2021 года нерабочими днями, в связи с чем последним днем подачи заявления на продление разрешения являлось 11 мая 2021 года. Марушак С.Н. фактически обратился с заявлением в электронном виде с использованием Единого портала государственных услуг 07 мая 2021 года.

Вместе с тем, с принятым судебным решением согласиться нельзя, исходя из следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 20.11 КоАП РФ нарушение гражданином установленных сроков регистрации приобретенного по лицензиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или его территориального органа оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или сроков постановки оружия на учет в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или его территориальном органе при изменении гражданином постоянного места жительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового, холодного оружия, боеприпасов и патронов к оружию на территории Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее Закон об оружии).

В соответствии с положениями части 14 статьи 13 Закона об оружии гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения, а также выдача разрешения взамен аннулированного либо взамен разрешения, срок действия которого истек, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Статьей 9 Закона об оружии предусмотрены правила лицензирования приобретения, экспонирования и коллекционирования оружия и патронов к нему. Частью 3 статьи 9 установлено, что заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.

В соответствии с пунктом 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (приложение к приказу МВД России от 12 апреля 1999 № 288) не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, (приложение к приказу Росгвардии от 14 января 2020 года № 8) граждане и юридические лица для продления срока действия разрешения представляют не позднее чем за 1 месяц до истечения срока действия лицензии и разрешения в орган государственного контроля (надзора) по месту учета оружия заявление и документы, перечень которых определен соответствующим административным регламентом по предоставлению государственной услуги (пункт 88).

Перечень таких документов содержится в разделе 9 Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему (приложение к Приказу Росгвардии от 26 июня 2018 № 221), при этом для предоставления государственной услуги продления срока действия разрешения помимо заявления о продлении срока действия разрешения предоставляются паспорт, разрешение, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, охотничий билет (при определенных видах оружия), документы, что заявитель занимается профессиональной деятельностью, связанной с охотой (при определенных видах и сроках владения оружием), фотографии (пункт 9.3).

Принятое заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений и выдачи лицензий и разрешений в день получения сотрудником соответствующих документов и информации об уплате государственной пошлины в ГИС ГМП, а сведения о заявлении вносятся в информационную систему центрального учета оружия (пункт 37).

Таким образом, действия по продлению разрешения должны быть совершены не позднее чем за месяц до истечения срока действующего разрешения. Подача такого заявления 07 мая 2021 года при истечении срока действия разрешения 6 июня 2021 года свидетельствует о нарушении срока.

Указом Президента Российской Федерации № 242 от 23 апреля 2021 года «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021» с 4 по 7 мая 2021 года включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы, органам публичной власти, иным органам и организациям предписано определить количество служащих и работников, обеспечивающих с 1 по 10 мая 2021 года включительно функционирование этих органов и организаций.

Исходя из вышеуказанных нормативных положений, законодатель не ставит обращение за продлением разрешения в зависимость от истечения установленного законом срока в выходной или праздничный день, а исчисление срока (не позднее чем за месяц) производится от даты истечения срока действия разрешения.

Таким образом, выраженный в решении судьи районного суда вывод об обращении Марущака С.Н. за продлением разрешения в установленный срок не соответствует вышеприведенным нормам.

При таких обстоятельствах судьей районного суда при рассмотрении жалобы требования статьи 24.1 КоАП РФ не выполнены, меры к всестороннему, полному, объективному выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, не приняты.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в статьи 4.5 данного Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.11 данного Кодекса в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 28 июня 2021 года № 232-ФЗ) составлял два месяца с момента совершения административного правонарушения. Истечение указанного срока на момент рассмотрения жалобы по настоящему делу судьей областного суда исключает возможность возвращения дела на новое рассмотрение.

В соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики N 2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 года) пересматривая в порядке статьи 30.9 КоАП РФ вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не вступившее в законную силу решение судьи районного суда о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ) либо в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, судья вышестоящего суда вправе вынести решение об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), если установит, что производство по делу об административном правонарушении было необоснованно прекращено по одному из указанных выше оснований.

При таких обстоятельствах, решение судьи Советского районного суда г.Новосибирска от 14 октября 2021 года подлежит отмене, с прекращением производства по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.

Вместе с тем, судья областного суда отмечает, что должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее постановление, не являются участниками производства по делу об административном правонарушении, указанными в главе 25 КоАП РФ, в связи с чем рассмотрение дела (жалобы) в их отсутствие не влечет отмены судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

решение судьи Советского районного суда города Новосибирска от 14 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Маращука Сергея Николаевича, отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Жалобу старшего инспектора ОРР ОЛРР Управления Росгвардии по Новосибирской области (по г. Новосибирску и р.п. Кольцово) Копылова Р.В. удовлетворить частично.

Судья