ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Павлова Е.Н. Дело №7-144-2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
14 ноября 2019 года город Липецк
Судья Липецкого областного суда Букреев Д.Ю., рассмотрев жалобу ООО "Тербуны-Агро" на постановление судьи Тербунского районного суда Липецкой области от 23 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Тербунского районного суда Липецкой области от 23 сентября 2019 года ООО "Тербуны-Агро" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Согласно постановлению, ООО "Тербуны-Агро" в установленный пятидневный срок не выполнило законное требование должностного лица Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области о предоставлении документов, необходимых для производства по делу об административном правонарушении, истребованных определением от 9 августа 2019 года.
В жалобе ООО "Тербуны-Агро" просит отменить постановление, указывая на отсутствие состава правонарушения (вины) в связи с ошибочным исчислением управляющим директором Общества ФИО1 срока представления сведений, и незначительностью просрочки их представления (16 часов 32 минуты). Также жалоба содержит довод о малозначительности правонарушения, с учетом отсутствия существенных негативных последствий.
Выслушав защитника ООО "Тербуны-Агро" по доверенности ФИО2, поддержавшего жалобу, возражения должностного лица Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области ФИО3, изучив материалы дела, прихожу к выводу о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на.. . юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законом субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как видно из материалов дела, 9 августа 2019 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области было вынесено определение об истребовании в ООО "Тербуны-Агро" сведений и документов, необходимых для рассмотрения дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1,2,3 статьи 8.21 КоАП РФ, частью 3 статьи 4.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях.
Указанным определением запрашивались следующие сведения:
- свидетельство о регистрации юридического лица, устав юридического лица, выписка из ЕГРЮЛ, приказ о назначении единоличного исполнительного органа ООО "Тербуны-Агро";
- перечень объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении (собственности, владении, пользовании, оперативном управлении) общества, свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, находящееся в собственности юридического лица, или договоры аренды недвижимого имущества, правоустанавливающие документы на земельные участки, находящиеся в пользовании по адресу: <адрес>, штатное расписание;
- материалы инвентаризации, нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, материалы оценки воздействия на окружающую среду объектов капитального строительства;
- разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сертификаты соответствия на топливо, сырье, оборудование;
- результаты производственного экологического контроля; сведения государственного статистического наблюдения предприятия по форме 2-ТП (воздух);
- журнал по форме ПОД-1 (учет стационарных источников выбросов и их характеристик);
- журнал по форме ПОД-2 (учет выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха);
- журнал по форме ПОД-3 (учет работы газоочистных и пылеулавливающих установок);
- план-график производственного (лабораторного) контроля за соблюдением нормативов ПДВ, согласованной в составе нормативов ПДВ;
- договор со специализированной аккредитованной лабораторией на проведение замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с приложением копий аттестатов аккредитации лабораторий, заверенной печатью с соответствующей областью аккредитации (в случае невозможности проведения такого контроля силами предприятия);
- результаты производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (протоколы количественного химического анализа и т.д.);
- документы, подтверждающие внесение приборов (контрольно-измерительной аппаратуры) в государственный реестр и их своевременную поверку;
- приказ по предприятию (организации) о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание ГОУ (газоочистные установки) и о создании комиссии по обследованию технического состояния ГОУ;
- утвержденные инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ с учетом условий их работы, инструкций завода-изготовителя и рекомендаций проектной и пуско-наладочной организаций;
- паспорта установки очистки газа на каждую ГОУ;
- акты осмотра технического состояния ГОУ при обследовании установок очистки газа. (ГОУ должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначенной руководством предприятия);
- аварийные акты по неэффективным и неиспользуемым ГОУ;
- свидетельство о постановке на государственный учет объекта негативного воздействия на окружающую среду.
При этом было указано, что в случае невозможности представления запрошенных сведений в пятидневный срок необходимо уведомить в письменной форме должностное лицо, вынесшее данное определение, с указанием причин непредставления.
Определение об истребовании сведений и документов было направлено ООО "Тербуны-Агро" заказной почтовой корреспонденцией по юридическому адресу: <...>, и получено 14 августа 2019 года, что подтверждено почтовым уведомлением №№.
Установленный определением должностного лица пятидневный срок исполнения определения истекал 19 августа 2019 года.
Запрошенные документы и сведения (в полном объеме) были направлены в административный орган 20 августа 2019 года почтой.
Собранные доказательства, которым дана надлежащая оценка, правильно признаны достаточными для вывода о нарушении ООО "Тербуны-Агро" установленного в определении должностного лица пятидневного срока исполнения.
Вместе с тем, применительно к статье 2.9 КоАП РФ обстоятельства данного дела являются исключительными, что позволяет признать правонарушение малозначительным, но не было учтено судьей районного суда.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 года указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Посягательство на институты государственной власти (глава 17 КоАП РФ) представляет существенную общественную опасность, в связи с чем, при решении вопроса о возможности признания административного правонарушения в этой сфере малозначительным необходимо тщательно исследовать все соответствующие обстоятельства, не допуская формального подхода.
С учетом характера охраняемых общественных отношений, нарушения, подпадающие под действие статьи 17.7 КоАП РФ, могут признаваться малозначительными лишь в исключительных случаях.
При этом также важно, чтобы в период неисполнения требования не наступило существенных негативных последствий правонарушения.
Исходя из содержания статьи 17.7 КоАП РФ, с учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, обязанность предоставить запрошенные документы и сведения признается исполненной с момента их передачи в административный орган любым законным способом, в том числе посредством почтовой связи.
При этом сдача запрошенных документов на почту признается надлежащим исполнением вне зависимости от времени их фактического получения адресатом, если только иное прямо и законно не предусмотрено определением об истребовании сведений (запросом должностного лица).
Соответственно, если запрошенные документы были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня установленного срока, данный срок пропущенным не является.
Согласно кассовому чеку, отчету об отслеживании почтовой корреспонденции, описи вложений (л.д.21,22-23,48), запрошенные документы были сданы на почту для отправки в административный орган 20 августа 2019 года, то есть, с просрочкой менее суток.
Указанные документы и сведения запрашивались в рамках производства по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1,2,3 статьи 8.21 КоАП РФ, частью 3 статьи 4.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях.
Дело об административных правонарушениях было возбуждено определением должностного лица Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 9 августа 2019 года по заявлению гражданина о выбросе зерновой пыли в атмосферный воздух в июне 2019 года. Данным определением назначено административное расследование, срок проведения которого установлен до 7 сентября 2019 года (л.д.11-13).
При проверке доводов защитника ООО "Тербуны-Агро" о малозначительности правонарушения судьей районного суда определяющее значение придавалось объекту посягательства, но не была дана оценка характеру и последствиям допущенного нарушения, хотя данные обстоятельства охватываются статьей 2.9 КоАП РФ.
По материалам дела запрошенные документы поступили в почтовое отделение адресата 21 августа 2019 года в 09.39, и были вручены представителю адресата 29 августа 2019 года - за 9 дней до окончания срока административного расследования, установленного определением от 9 августа 2019 года.
Фактически запрошенные документы находились в распоряжении административного органа с 21 августа 2019 года, поскольку могли быть получены в почтовом отделении с этого времени при текущем мониторинге входящей корреспонденции.
Срок административного расследования был продлен определением должностного лица от 6 сентября 2019 года. Согласно определению, причиной продления срока административного расследования стало непредставление ООО "Тербуны-Агро" истребованных документов.
Однако объективные доказательства влияния просрочки предоставления запрошенных документов на возможность завершения административного расследования до 7 сентября 2019 года отсутствуют.
Кроме того, определением должностного лица от 6 октября 2019 года производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1,2,3 статьи 8.21 КоАП РФ и частью 3 статьи 4.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях в отношении ООО "Тербуны-Агро" было прекращено в связи с отсутствием состава правонарушений.
Из определения о прекращении производства по делу не следует, что оно основано полностью либо в части на документах, истребованных определением от 9 августа 2019 года.
Довод должностного лица о невозможности завершения административного расследования до 7 сентября без истребованных документов, как необходимых для исследования проб атмосферного воздуха, признается несостоятельным, поскольку отсутствуют доказательства принятия реальных мер к исследованию проб воздуха в период с 29 августа по 7 сентября 2019 года, и фактически пробы были получены 25 сентября 2019 года - через 19 дней после продления срока административного расследования, что видно из определения о прекращении производства по делу.
Также должностным лицом не указано, какие именно из истребованных документов имели значение для получения проб атмосферного воздуха.
В итоге постановлением должностного лица от 14 октября 2019 года ООО "Тербуны-Агро" было признано виновным в совершении другого административного правонарушения - предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ (невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений).
Таким образом, учитывая незначительность периода просрочки предоставления истребованных документов (менее суток), факт их сдачи на почту 20 августа 2019 года в полном объеме, отсутствие доказательств невозможности завершения административного расследования (окончания производства по делу) именно в связи с просрочкой предоставления указанных документов, отсутствие существенных негативных последствий нарушения, принимая во внимание исход дела об административном правонарушении, в рамках которого были истребованы документы, обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу ввиду малозначительности правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Тербунского районного суда Липецкой области от 23 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ в отношении ООО "Тербуны-Агро" отменить.
Производство по делу прекратить ввиду малозначительности правонарушения, и ограничиться замечанием.
Судья Букреев Д.Ю.