К О П И Я
дело № 7-147/2016
Р Е Ш Е Н И Е
город Салехард 15 апреля 2016 года
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Сервисный Центр СБМ» К. на решение судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по ЯНАО, старшего государственного инспектора по охране окружающей среды Б.№ от 26 октября 2015 года ООО «Сервисный Центр СБМ» (далее Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Пуровского районного суда от 26 февраля 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО «Сервисный Центр СБМ» - без удовлетворения.
В жалобе на решение генеральный директор ООО «Сервисного Центра СБМ» К. просил его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указал, что ООО «Сервисный Центр СБМ» было извещено ненадлежащим образом о дате назначения судебного заседания, поскольку согласно штемпеля ФГУП «Почта России» извещение получено 31 января 2016 года, при том, что судебное заседание было 26 января 2016 года. Судья не учел позицию Минприроды России, из которой следует, что в случае, если буровые отходы образуются в результате хозяйственной деятельности подрядной организации, то в договоре подряда стороны вправе отразить, что подрядчик является лицом, ответственным за получение разрешительной документации на образующиеся отходы бурения при выполнении подрядных работ по строительству скважин. В таком случае вышеуказанные обязанности будут возникать у подрядной организации в силу положений Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 года № 703. Общество не является недропользователем или подрядной организацией по строительству скважин и осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов в соответствии с договором №896/12 от 18.03.2013 года, заключенного между ООО «Газпром бурение» и ООО «Сервисным Центром СБМ», предметом которого является оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению отходов бурения. Оспариваемым постановлением Общество признано виновным за осуществление деятельности, в результате которой образовались отходы бурения в отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов бурения и лимитов на их размещение, однако судья указал, что в ходе хозяйственной деятельности по обращению с отходами производства Общество осуществляло их сбор, накопление, транспортирование, обезвреживание, размещение в отсутствие разработанного и утвержденного лимита на их размещение, то есть описание объективной стороны правонарушения различно.
Представители ООО «Сервисный Центр СБМ» А. и М. на жалобе настаивали, указав на отсутствие обязанности по получению утвержденных нормативов образования и лимитов на размещение отходов.
Инспектор Росприроднадзора по ЯНАО Б. в возражениях на жалобу указал, что доводы о неуведомлении опровергаются отправкой уведомления по электронной почте с уведомлением о прочтении письма, Общество привлечено к ответственности именно за деятельность по обращению с отходами, то есть событие описано верно. Минприроды в письме от 29.12.2014 года указал, что обязанность по получению документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение может быть делегирована пользователем недр иному лицу на основании договора, в котором может быть определено лицо, обязанное выполнять требования закона. С Обществом заключен договор от 18 марта 2013 года, предметом которого является возмездное оказание услуг по размещению, сбору, транспортировке и обезвреживанию отходов бурения с переходом на них права собственности с момента их образовании, Общество обязалось самостоятельно разрабатывать проектную документацию, получить документ об утверждении нормативов и лимитов на их размещение. Следовательно, Общество приняло на себя указанные выше обязанности. Общество обращалось в Управление Росприроднадзора по ЯНАО с заявлением об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов, ему было отказано в утверждении ввиду предоставления в составе проекта недостоверной, неполной документации. Распоряжения об отказе выносились трижды, в каждом было самостоятельное основание для отказа. Последний отказ датирован 25.06.2014 года по причине отсутствия в документах реквизитов договоров, согласно которых Общество принимает отходы бурения на обезвреживание. Данный договор между ООО «Газпром добыча Уренгой» и ООО «Газпром бурение» датирован 12.12.2014 года, то есть на момент обращения Общества в Управление Росприроднадзора данный договор отсутствовал. Общество не приняло никаких мер для получения документа об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов.
Изучив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ № 89) определенно, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.2 ст. 18 ФЗ №89 применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Из изложенного следует, что обязанности, связанные с образованием отходов, в том числе, по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, возникают как у пользователей недр, так и у юридических лиц, которые в процессе хозяйственной или иной деятельности, в том числе, по приобретению, переработке и утилизации отходов бурения, намерены их размещать на соответствующих объектах захоронения отходов.
Плановой выездной проверкой 14 октября 2015 года, проведенной специалистами Управления Росприроднадзора в отношении ООО «Сервисный Центр СБМ», установлено, что согласно сведениям об объемах образования и способах утилизации отходов бурения, образовавшихся при строительстве скважин в 2013-2014 годах, а также в 2015 году, ООО «Газпром бурение» осуществляло строительство скважин №Р-120 Северо-Самбурского месторождения (период бурения с 30.12.2014 по 15.09.2015 год). При бурении скважины образовались отходы бурения в следующих количествах: твердая фаза - 850,786 т; жидкая фаза - 862,334 т., указанные отходы бурения переданы в ООО «Сервисный Центр СБМ» с переходом права собственности - 350,8 т., т.е. в осуществлении деятельности, в результате которой образовались отходы бурения, в отсутствии документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 105-129).
ООО «Газпром бурение» заключило договор №896/12 от 18 марта 2013 года с ООО «Сервисный Центр СБМ», согласно которому исполнитель принимает в собственность отходы бурения с момента их образования (л.д. 19-22).
Дополнительным соглашением №1 от 07 марта 2014 года к указанному договору предусмотрены изменения договора №896/12 от 18 марта 2013 года, где указано, что подрядчик, осуществляя деятельность по обращению с отходами производства и потребления, включая отходы бурения при проведении работ по договору, самостоятельно исполняет обязанности, предусмотренные действующим законодательством РФ об отходах, в том числе: разрабатывает проектную документацию (ПНООЛ, ПДВ); получает документы об утверждении НООЛР, в том числе в отношении отходов бурения; получает разрешение на выброс ЗВ в атмосферу; ведет в предусмотренном законом порядке учет и отчетность в области обращения с отходами, в том числе бурения (л.д. 25-30).
ООО «Сервисный Центр СБМ» обращалось в Управление Росприроднадзора по ЯНАО с заявлением об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов, однако в связи с предоставлением недостоверной (искаженной) информации в составе Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Обществу было отказано в утверждении нормативов и лимитов (л.д. 33-35).
Постановлением по делу об административном правонарушении от 26.10.2015 года Общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Инспектором и судьей сделан вывод, что ООО «Сервисный Центр СБМ» в период с 31.12.2014 года по 15.09.2015 года в нарушение ст. 18 ФЗ № 89 в ходе хозяйственной деятельности по обращению с отходами производства осуществило их транспортирование, обезвреживание, размещение, в отсутствии разработанного и утвержденного лимита на их размещение.
В качестве доказательств совершения административного правонарушения представлены: постановление о назначении административного наказания от (л.д.10-14); протокол об административном правонарушении (л.д. 15-18); договор на оказание услуг №896/12 от 18 марта 2013 года (л.д. 19-15); дополнительное соглашение к договору от 07 марта 2014 года (л.д. 25-32); распоряжение №252-р от 29 апреля 2014 года (л.д. 33-35); акт проверки № 97 от 14 октября 2015 года (л.д.105-129).
Выводы должностного лица и судьи о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и доказательств в его совершении являются необоснованными в силу следующего.
Довод жалобы, что Общество не является недропользователем или подрядной организацией и не несет ответственность за вмененное административное правонарушение, нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела, поскольку обязанности, связанные с образованием отходов бурения, в том числе обязанности по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, возникает только у пользователя недр и иного лица, от чьей производственной деятельности они образуются, в силу ст. 18 ФЗ № 89.
Установлено, что ООО «Газпром бурение» (Подрядчик) осуществляло бурение скважины № Р-120 Северно-Самбурского месторождения на основании договора от 12.12.2014 года № 696/14 с ООО «Газпром добыча Уренгой» (Заказчик) в период с 30.12.2014 года по 15.09.2015 года, в результате которого образовались отходы бурения, переданные впоследствии ООО «Сервисный Центр «СБМ» по договору от 18.03.2013 года.
Следовательно, право собственности на отходы производства и потребления, включая отходы бурения, образующиеся в результате деятельности по исполнению договора по бурению скважины, изначально возникает у Подрядчика с момента их образования, в отношении которых Подрядчик самостоятельно исполняет обязанности, предусмотренные законодательством об отходах производства и потребления.
Согласно правовой позиции, выраженной в Письме Минприроды России от 29.12.2014 года № 05-12-62/8015-ОГ, обязанности, связанные с образованием отходов бурения, в том числе, обязанности по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения таких отходов, возникают у Заказчика - пользователя недр. Однако в случае, если буровые отходы образуются в результате хозяйственной деятельности подрядной организации, то, по мнению Минприроды России, в договоре подряда стороны вправе отразить, что подрядчик является лицом, ответственным за получение разрешительной документации на образующиеся отходы бурения при выполнении подрядных работ по строительству скважин. В таком случае вышеуказанные обязанности будут возникать у подрядной организации. Также необходимо отметить, что согласно статье 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. Таким образом, конечная цель, на которую направлены положения статьи 18 Федерального закона "Об отходах" - уменьшение количества отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, - может быть достигнута в случае, если именно подрядчик, у которого непосредственно образуются буровые отходы, а не организация, имеющая соответствующую лицензию на пользование участком недр и привлекающая по договору указанного подрядчика, будет обязан разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения таких отходов, так как в этом случае указанные обязанности (обременения) будут побуждать подрядчика к сокращению количества образуемых отходов, переходе на использование малоотходных и безотходных технологий для осуществления буровых работ.
Управление Росприроднадзора по ЯНАО в распоряжениях об отказе ООО «Сервисный Центр «СБМ» в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 29.04.2014 года, от 26.05.2014 года и от 25.06.2014 года указало, что отходы бурения, относящиеся к отходам горнодобывающего производства, являются собственностью пользователя недр, следовательно, пользователи недр обязаны разрабатывать и представлять на утверждение нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, в том числе для отходов, образующихся в результате бурения скважин. Пользователи недр несут и иные обязательства, связанные с принадлежностью им данных отходов, в частности, по внесению платы за размещение отходов бурения. Со ссылкой на ч. 1 ст. 18 ФЗ № 89 в мотивированном отказе указано, что в представленных ООО «Сервисный Центр «СБМ» документах отсутствуют сведения, подтверждающие, что в процессе деятельности Общества образуются отходы нефти и газа, согласно документам они поступают от сторонних организаций (л.д.34-35).
Следовательно, обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещению не может быть возложена на Общество, поскольку оно не само производит отходы бурения, а получает их от организации - бурильщика, которая изначально является их собственником.
Переход права собственности на отходы бурения от Подрядчика к Обществу не имеет правового значения для установления факта, в чьей деятельности образуются отходы бурения, и не опровергает его.
Довод жалобы о ненадлежащем уведомлении ООО «Сервисный Центр СБМ» о дате и месте судебного заседания на 26 января 2016 года, поскольку извещение получено Обществом 31 января 2016 года, согласно штемпеля ФГУП «Почта России», отклоняется как несостоятельный. Согласно материалам дела 19 января 2019 в 16 часов 45 минут извещение было направлено на факс Общества <***> (л.д. 158) который является официальным и общедоступным, а также направлено извещение по электронной почте на электронный адрес: mail@sbmpost.ru (л.д. 160). Таким образом, Общество было уведомлено времени и месте рассмотрения дела с соответствии с требованиями ст. 25.1 КоАП РФ.
В силу п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора по охране окружающей среды от 26 октября 2015 года, решение судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 января 2016, вынесенные в отношении ООО «Сервисный Центр СБМ»., по делу об административном правонарушении, предусмотренном 8.2 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство - прекращению на основании 24.5 названного Кодекса в связи отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по ЯНАО, старшего государственного инспектора по охране окружающей среды Б.№ от 26 октября 2015 года и решение судьи Пуровского районного суда ЯНАО от 26 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Сервисный Центр СБМ» отменить.
Производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья (подпись) Н.В.Мочалова