ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-147/2021/21-27/2021 от 19.01.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Добрытнева Т.С.

Дело № 7-147/2021 / 21-27/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Савельев А.А., рассмотрев в судебном заседании 19 января 2021 г. в г. Перми жалобу защитника Разутдинова Рамиля Равкатовича - Ковалева Сергея Юрьевича на постановление заместителя начальника инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 26 февраля 2020 г., решение судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 9 октября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Разутдинова Рамиля Равкатовича

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя начальника инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее по тексту – ИГЖН) от 26 февраля 2020 г. генеральный директор акционерного общества "Пермтрансжелезобетон" (далее по тексту – АО "Пермтрансжелезобетон") Разутдинов Р.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Решением судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 9 октября 2020 г. вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Медведева С.Ю. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в краевой суд, защитник Разутдинова Р.Р. - Ковалев С.Ю. просит об отмене вынесенного должностным лицом административного органа постановления и решения судьи городского суда и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении и решение. Указывает на несогласие с выводами должностного лица и судьи городского суда. Утверждает, что не учтена погрешность измерительного прибора-термометра контактного цифрового ТК 5.04 заводской № 1261579, что свидетельствует, что температура воздуха соответствует норме; проверку соответствия параметров теплоносителя необходимо производить на вводе в общепоселковую систему отопления; общедомовой прибор учета РС 50-72-А-С, согласно руководству по эксплуатации, не отображает температуру теплоносителя на вводе в спорный многоквартирный дом. Кроме того ссылается на неверную квалификацию административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ.

В судебном заседании в краевом суде Разутдинов Р.Р., защитник Ковалев С.Ю., извещенные надлежаще, участия не принимали.

Защитник Медведев С.Ю. в судебном заседании настаивал на доводах жалобы.

Представитель ИГЖН Ш. с доводами жалобы не согласилась, представила отзыв на жалобу.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, представителя административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда оснований к отмене или изменению решения судьи городского суда.

В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

В силу подпункта "а" пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 г. (далее по тексту - Правила № 354), потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Как следует из материалов дела, АО "Пермтрансжелезобетон" является ресурсоснабжающей организацией.

В связи с поступившими обращениями по факту поставки теплоносителя АО "Пермтрансжелезобетон" не соответствующего нормативу обеспечения населения коммунальными услугами, на основании распоряжения заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края № 11790 от 3 декабря 2019 г. в отношении АО "Пермтрансжелезобетон" проведена внеплановая, выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения нормативов обеспечения населения коммунальными услугами в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ****: в жилом помещении квартиры № ** температура воздуха составляем +19 °С (при нормативной температуре воздуха не ниже +20 °С); в жилом помещении наименьшем по площади квартиры № ** температура воздуха составляет +18 °С, в жилом помещении наибольшем по площади температура воздуха составляет +19 °С (при нормативной температуре воздуха не ниже +20 °С); температура теплоносителя на вводе в многоквартирный дом составляет +58,5 °С, показания сняты с общедомового прибора учета PC 50-72-А-С, заводской номер 090621 (согласно температурному графику при температуре наружного воздуха -7 °С температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе - 60 °С), чем были нарушены: пункт 15 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 г. (далее по тексту - Правила № 354), пункт 4.4 ГОСТ 30494-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях" (введен в действие Приказом Госстандарта № 191-ст от 12 июля 2012 г.) (далее по тексту - ГОСТ 30494-2011); пунктов 5.2.1, 5.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России № 170 от 27 сентября 2003 г. (далее по тексту - Правила и норм технической эксплуатации жилищного фонда), части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки № 11790 от 4 декабря 2019 г.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении генерального директора АО "Пермтрансжелезобетон" Разутдинова Р.Р. протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ и последующим привлечением должностного лица к административной ответственности.

Факт совершения должностным лицом вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными судьей в совокупности и в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, а именно: протоколом об административном правонарушении № 11790/3 от 11февраля 2020 г.; выпиской из системы ГИС ЖКХ по дому ул. ****; актом проверки № 11790 от 4 декабря 2019 г.; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки № 11790/1 от 3 декабря 2019 г. и иными материалами дела.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

При таких обстоятельствах, должностное лицо и судья городского суда пришли к правильному выводу о том, что в действиях Разутдинова Р.Р. содержатся признаки состава административного правонарушения предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

Постановление должностного лица соответствует требованиям статей 29.7, 29.9 КоАП РФ, в нем содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие административного правонарушения, дана квалификация деянию, указана статья КоАП РФ вменяемая правонарушителю.

Довод жалобы о неверной квалификации административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ, были предметом оценки судьи городского суда и обоснованно отклонены последним.

Административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 7.23 и частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, посягают на разные объекты административно-правовой охраны. Указанными нормами предусмотрена ответственность за неисполнение требований различных нормативных актов. Полномочиями на рассмотрение дел о данных правонарушениях обладают различные государственные органы: дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.23 КоАП РФ, рассматривают органы государственной жилищной инспекции, а дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, - органы Роспотребнадзора.

В рассматриваемом случае в правонарушении речь идет именно об обеспечении населения коммунальными услугами, а именно нарушению нормативного уровня обеспечения коммунальными услугами (нормы температуры воздуха в жилом помещении, а не норматива потребления коммунальной услуги - количественного показателя объема потребления коммунального ресурса) в связи, с чем приоритет имеют положения статьи 7.23 КоАП РФ, являющейся в данном случае по отношению к статье 14.4 КоАП РФ специальной.

В силу статьи 23.55 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21-7.23 КоАП РФ, рассматривают органы государственной жилищной инспекции.

Таким образом, административный орган, верно, квалифицировал данное административное правонарушение в отношении генерального директора АО "Пермтрансжелезобетон" Разутдинова Р.Р. в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ по статье 7.23 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что не учтена погрешность измерительного прибора - термометра контактного цифрового ТК 5.04 заводской № 1261579, что свидетельствует, что температура воздуха соответствует норме, отклоняются по следующим основаниям.

Обществом допущено нарушение на вводе в многоквартирный дом № ** по улице **** (в зоне ответственности ресурсоснабжаюшей организации), а именно температура теплоносителя при температуре наружного воздуха - 7 °С составила 58,5 °С, согласно температурному графику при температуре наружного воздуха - 7°С, температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +60°С.

Кроме того, материалы дела содержат информацию о проведении поверки термометра контактного цифрового ТК 5.04 заводской № 1261579, а именно свидетельство о поверке № 08/51030, дата поверки 8 августа 2019 г., действительно до 7 августа 2020 г.

Также замеры воздуха произведены в присутствии представителя общества М. по доверенности от 9 января 2019 г., который не заявил возражения административному органу относительно процедуры измерения и погрешности измерительного прибора, также они не были заявлены и при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления. От подписания акта проверки от 4 декабря 2019 г. представитель АО "Пермтрансжелезобетон" М. отказался.

Доводы автора жалобы о необходимости проведения проверки соответствия параметров теплоносителя на вводе в общепоселковую систему отопления, является ошибочным.

Согласно части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Поскольку договором указанные границы не установлены, акт разграничения балансовой принадлежности в материалах дела отсутствует и Заявителем не предоставлен, то границами балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 г., являются внешняя граница стены многоквартирного дома и место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

В соответствии с Пунктом 50 Приказа Госстроя России № 92 от 21 апреля 2000 г. "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязана поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.

Температурный график регулирования тепловой нагрузки (тепловых сетей, котельной) разрабатывается из условий суточной подачи тепловой энергии на отопление, обеспечивающей потребность зданий в тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха, чтобы обеспечить требуемую температуру в жилых помещениях постоянной. График утверждается теплоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 2.3.2 Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России № 225 от 1 октября 2001 г., при соблюдении которого потребителям обеспечивается качественное предоставление услуг по отоплению. Несоответствие температуры теплоносителя в подающем трубопроводе влечет предоставление услуг теплоснабжения ненадлежащего качества.

При предоставлении коммунальной услуги по отоплению, такая услуга должна предоставляться бесперебойно и круглосуточно в течение отопительного сезона, при этом предоставление такой коммунальной услуги должно обеспечивать температуру воздуха в жилых помещениях не ниже +20°С, в угловых комнатах не ниже +22°С (в соответствии с Правилами № 354).

Согласно такого температурного графика, утвержденного заявителем, при температуре окружающего воздуха -7°С, температура теплоносителя на вводе в дом должна составлять не менее +60°С. В соответствии с актом проверки от 4 декабря 2019 г. при вводе в дом такая температура составляла +58,5°С.

Стоит отметить, что указанный температурный график был представлен представителем АО "Пермтрансжелезобетон" на проверку 4 декабря 2019 г. по требованию должностного лица, проводившего проверку.

При заключении договоров и направлении платежных документов для оплаты коммунальных услуг, АО "Пермтрансжелезобетон" знало, что теплоресурс предназначается для населения. Однако в нарушение требований Правил № 354, ГОСТ Р 51617-2000 осуществляло подачу теплоносителя в жилой дом ненадлежащего качества.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ № 2300-1 от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю (выполнить работу, оказать услугу) товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Кроме того, требования к качеству предоставляемых услуг по теплообеспечению предусмотрены в Приложении № 11 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России № 170 от 27 сентября 2003 г., (носит рекомендательный характер, но является действующим и подлежащим применению при определении необходимой температуры воды в системе теплоснабжения, согласно которому температура воды систем отопления при температуре наружного воздуха -5°С должна составлять в подающем трубопроводе от +70°С, в обратном трубопроводе от +54°С.

Таким образом, факт вменяемого административным органом нарушения в указанной части является установленным.

Доводы жалобы о том, что общедомовой прибор учета PC 50-72-А-С, согласно руководству по эксплуатации, не отображает температуру теплоносителя на вводе в спорный многоквартирный дом, являются несостоятельными.

В целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение, в том числе, температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (температура обратной воды в соответствии с температурным графиком) (подпункт "в" пункта 95 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1034 от 18 ноября 2013 г. (далее по тексту - Правила № 1034).

В открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются, в том числе, среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета (подпункт "в" пункта 97 Правил № 1034).

Среднечасовые и среднесуточные значения параметров теплоносителя определяются на основании показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя (пункт 101 Правил № 1034).

Таким образом, температурные параметры тепловой энергии и теплоносителя могут определяться по показаниям приборов учета, установленных и поверенных в надлежащем порядке.

Как следует из руководства по эксплуатации расходомера электромагнитного, данный прибор измеряет температуру в диапазоне с 0 до 150°С (пункт 2.1.1. Параметры измеряемой среды).

Вместе с тем, АО "Пермтрансжелезобетон" не представлено доказательств того, что показания прибора учета (теплосчетчика), расположенного в многоквартирном доме № ** по улице Строителей, содержат недостоверные сведения о температуре теплоносителя, подаваемого в указанный многоквартирный дом в день проведения проверки.

Как следует из акт ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета PC 50-72-A-C был представлен представителем общества по требованию должностного лица, проводившего проверку, то есть данное лицо подтвердило, что указанный прибор является общедомовым прибором учета тепловой энергии, кроме того, при проведении замеров температуры воздуха и теплоносителя, и при составлении акта проверки присутствовал представитель общества М. по доверенности от 9 января 2019 г., который не заявил возражения административному органу относительно того, что показания теплоносителя сняты не с того прибора учета, также они не были заявлены при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления.

Кроме того, письменных доказательств того, что на момент составления акта проверки от 4 декабря 2019 г., непосредственной причиной нарушения нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой - отопление, являются именно действие (бездействие) третьих лиц, обслуживающих внутридомовые системы отопления многоквартирного дома, в материалах дела также не имеется.

Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что показания прибора учета (теплосчетчика), расположенного в подвальном помещении многоквартирного дома содержат недостоверные сведения о температуре теплоносителя, подаваемого в указанный многоквартирный дом в день проведения контрольно-надзорных мероприятий. Представленное в краевой суд письмо компании – разработчика о том, что расходомер "Питерфлоу РС" не измеряет температуру теплоносителя и не обеспечивают снятие (регистрацию) температуры теплоносителя) не свидетельствует об отсутствии состава вмененного административного правонраушения.

Приказом Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 1 ноября 2013г. № СЭД-45-0 1-22-160 (ред. от 10 декабря 2019 г.) "Об утверждении Административного регламента" установлен Перечень правовых актов непосредственно регулирующих исполнение государственной функции Инспекции, в который включены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 г., на основании изложенного, при осуществлении функции по контролю за предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, Инспекции следует руководствоваться методическими указаниями настоящих Правил. Согласно Приложению № 1 к Правилам № 354 измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат - в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м.

Как следует из акта проверки от 4 декабря 2019 г. замер температуры воздуха в жилых помещениях произведен в соответствии с методикой, установленной Правилами № 354.

Ссылка заявителя на положения статьи 1.5 КоАП РФ, закрепляющие принцип административной ответственности - презумпция невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, предусматривающие, что лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, не состоятельна, поскольку при рассмотрении дела судьей вина Разутдинова Р.Р. в совершении административного правонарушения установлена. Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи городского суда при рассмотрении дела в представленных материалах не имеется, принцип презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, судьей городского суда не нарушены.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьи городского суда, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося постановления по делу об административном правонарушении.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.

Доводов, влекущих отмену обжалуемых актов, жалоба защитника не содержит.

Постановление о привлечении Разутдинова Р.Р. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Разутдинова Р.Р. допущено не было.

При таких обстоятельствах основания для изменения, отмены постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,

р е ш и л:

постановление заместителя начальника инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 26 февраля 2020 г., решение судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 9 октября 2020 г. оставить без изменения, жалобу защитника Разутдинова Рамиля Равкатовича - Ковалева Сергея Юрьевича – без удовлетворения.

Судья: подпись.