ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-148(1 от 22.11.2018 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело 7-148(1)

Судья: Лядов О.Л.

РЕШЕНИЕ

22 ноября 2018 года г. Тамбов

Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу защитника гражданина республики Кубы *** – ФИО1 на постановление судьи Гавриловского районного суда Тамбовской области от 14 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л :

Постановлением судьи Гавриловского районного суда Тамбовской области от 14 ноября 2018 года гражданин республики Кубы *** признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.

В вину *** вменено нарушение правил пребывания иностранного гражданина территории Российской Федерации, а именно: 14.11.2018 в 09 ч. 15 мин. *** находился по адресу: ***, без документов, подтверждающих право пребывания на территории РФ, не выехав с территории РФ по истечении срока законного пребывания до 02.11.2018. *** нарушил правила пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации п 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Не согласившись с постановлением судьи, защитник *** - ФИО1 обратилась в Тамбовский областной суд с жалобой, в которой просит постановление судьи районного суда отменить, как постановленное с нарушением закона, производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, выслушав защитника ***, не пожелавшего участвовать в судебном заседании лично, ФИО1, поддержавшую жалобу, представителя УМВД России по Тамбовской области ФИО2, считавшую постанволени правильным, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от *** № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.10 Федерального закона от *** № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, и это никем не оспаривается, *** въехал из Республики Куба на территорию России 09.12.2017 по туристической визе.

*** 05.03.2018 года обратился с заявлением о предоставлении статуса беженца, что подтверждено уведомлением о принятии к рассмотрению его ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации.

Направлением на проживание № 9 от 04.05.2018 *** направлен на временное проживание в ФКУ « Центр временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев МВД России, с Пересыпкино-2», где и продолжает проживать по адресу: ***

Уведомлением УМВД России по Тамбовской области от 15.06.2018 №37/12911 *** сообщено об отказе в признании его беженцем.

Согласно справке *** о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в соответствии с которой подтверждена законность его пребывания на территории РФ на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища на территории РФ до 15.09.2018.

Согласно свидетельству СБ ****** поставлен на миграционный учет по месту пребывания до 24.10.2018.

Уведомлением Главного управления по вопросам миграции МВД России *** сообщено, что решением ГУВМ МВД России №1226 от 15.10.2018 решение УМВД России по Тамбовской области признано правомерным, в удовлетворении жалобы отказано.

Поскольку в установленный п. 5 ст. 10 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» срок в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе в удовлетворении жалобы об отмене решения УМВД России по Тамбовской области и при отсутствии у *** иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, с 02.11.2018, в отношении *** составлен 14.11.2018 протокол об административном правонарушении по ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Приведенным выше постановлением судьи Гавриловского районного суда Тамбовской области от 14.11.2018 *** признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1.1. ст.18.8 КоАП РФ и до исполнения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения помещен в специальное учреждение – Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тамбовской области на срок не более чем до 14.01.2019.

В силу статьи 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).

Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.

Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан и лиц без гражданства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.

Пунктом 3 статьи 12 Международного пакта от 16 декабря 1966 года о гражданских и политических правах и пункта 3 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (город Страсбург 16 сентября 1963 года) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использующее право обжалования решения и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Как установлено статьей 10 Закона «О беженцах», лицо, ходатайствующее о признании беженцем или признанное беженцем либо утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (Часть 1).Решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд (Часть 2).

Лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем, либо лицо, получившее уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и использовавшее право на обжалование решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца в соответствии с настоящей статьей, обязано покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе на жалобу при отсутствии у данных лиц иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации (Часть 5).

Доводы административного истца о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения решения судьей районного суда, процедура обжалования решения об отказе в предоставлении ему статуса беженца на территории Российской Федерации не была окончена, не могут служить основанием к отмене судебного решения, поскольку противоречат части 2 статьи 10 Закона «О беженцах» и пункту 192 Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев (применительно к Конвенции 1951 года и Протоколу 1967 года, касающихся статуса беженцев), согласно которым заявитель имеет право оставаться в стране до того момента, пока компетентные органы не примут окончательного решения по его ходатайству, если только этими органами не установлено, что его ходатайство явно необоснованно.

Из материалов дела следует, что *** реализовал право на обжалование решения УМВД России по Тамбовской области в административном порядке, и вышестоящим административным органом 15.10.2018 принято окончательное решение об отказе *** в предоставлении статуса беженца на территории Российской Федерации, признав законным обжалуемое решение УМВД России по Тамбовской области.

Из буквального толкования положений части 2 статьи 10 Закона «О беженцах», следует, что названная норма предусматривает два альтернативных способа реализации лицом права на обжалование решений и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанных с исполнением настоящего Федерального закона и определяет их как вышестоящий по подчиненности орган или суд.

Как указано выше, *** избрал возможность обжалования решения в вышестоящий по подчиненности орган и поэтому для него решение ГУВМ МВД России признается окончательным решением, что в свою очередь влечет последствия, предусмотренные данным Федеральным законом.

Вместе с тем, указанные обстоятельства не свидетельствуют о невозможности реализации *** права на судебное обжалование состоявшихся решений административного органа. Как следует из представленных документов, *** в целях реализации данного права на судебное обжалование обратился в Басманный районный суд г. Москвы с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Главного управления по вопросам миграции МВД России №1226 от 15.10.2018 г. об отказе в предоставлении ему временного убежища на территории РФ. Вместе с тем приведенное федеральное законодательство не предусматривает возможности для признания *** в сложившейся ситуации лицом, законно находящимся на территории РФ.

При таких обстоятельствах судебное обжалование *** решения ГУВМ МВД России от 15.10.2018 не препятствовало уполномоченному лицу составить в отношении *** 14.11.2018 протокол об административном правонарушении, а судье районного суда вынести постановление о привлечении его к административной ответственности по ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и назначить административное наказание, предусмотренное санкцией приведенной нормы.

Доказательств, что на момент принятия оспариваемого решения, *** было предоставлено временное убежище на территории РФ, материалы дела не содержат, напротив из представленных в деле документов следует об отказе *** в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

В силу статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. При этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядком или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории, а также не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными, (Постановления от 28 мая 1985 года по делу «Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (Abdulaziz, Cabales and Balkandali) против Соединенного Королевства», ? 68; от 19 февраля 1996 г. по делу «Гюль (Gul) против Швейцарии», ? 38; от 10 марта 2011 г. по делу «ФИО3 (Kiyutin) против России», ? 53 и др.).

У *** на территории Российской Федерации, близких родственников не имеется.

Исходя из вышеизложенного, прихожу к выводу, что постановление судьи районного суда от 14.11.2018 о признании *** виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ не противоречит нормам действующего законодательства. В этой связи довод жалобы об отсутствии в деянии *** состава вмененного ему правонарушения не состоятелен.

Исходя из совокупности имеющихся в дел доказательств, судья районного суда правильно пришел к выводу о наличии в деянии *** состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Вместе с тем, проверяя обоснованность назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ, с учетом того, что *** является участником оппозиционной в республике Куба организации «Союз патриотов Кубы», не признанной террористической в Российской Федерации, и его возвращение в страну исхода не исключает как указывает *** неблагоприятных для него последствий, а также учитывая что *** ранее к уголовной и административной ответственности на территории РФ не привлекался, прихожу к выводу о возможности назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.

О наличии возможности самостоятельного исполнения постановления судьи в том числе организацию самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации подтвердила в судебном заседании Тамбовского областного суда и защитник ***, обеспечивающая его связь с близкими родственниками.

Кроме того, нахождение *** в условиях Центра временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев, куда он направлялся в установленном законом порядке, обеспечит свободное его передвижение, обеспечение возможности реализации права на судебное обжалование приведенных выше решений административного органа, исключив тем самым необоснованное его содержание в условиях ограничивающих право на свободу.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит изменению путем исключения из него указания об исполнении *** дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.

Назначенное *** наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации надлежит исполнять в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.

В связи с изменением формы исполнения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации *** подлежит освобождению из Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тамбовской области.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Гавриловского районного суда Тамбовской области от 14 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в ***, ДД.ММ.ГГГГ года рождения изменить, исключить указание об исполнении *** дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.

Назначенное *** наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации исполнять в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.

Освободить ***, ДД.ММ.ГГГГ года рождения из Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тамбовской области незамедлительно.

В остальной части постановление судьи районного суда оставить без изменения.

Судья Ю.А.Курохтин