Дело № 7-148/2019
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Судья Липецкого областного суда Демидкина Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» на постановление судьи Правобережного районного суда города Липецка от 15 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.3 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Черкизовский мясоперерабатывающий завод»,
установил:
Постановлением судьи Правобережного районного суда города Липецка от 15 октября 2019 года акционерное общество «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, защитник АО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» просит данное постановление суда изменить, снизить размер назначенного наказания до 10000 рублей.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст.11, 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3.4.5 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" не допускается ввод в эксплуатацию объектов и пусковых комплексов с недоделками, препятствующими их нормальной эксплуатации и соблюдению гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, с отступлениями от утвержденного проекта или состава пускового комплекса, без опробования, испытания и проверки работы всего установленного оборудования и механизмов и выпуска продукции, предусмотренной проектом в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в начальный период, а также готовности предприятия к осуществлению лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха.
В соответствии с п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам;
- обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов;
- обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта;
- получать санитарно - эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта);
- обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами;
- информировать органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций;
- выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.
Из материалов дела следует, что в г.Данкове располагается филиал АО «ЧМПЗ», который специализируется на производстве мясного сырья: убой и первичная переработка товарных свиней и свиноматок, производство готовой продукции в виде охлажденных полутуш и реализация на АО «ЧМПЗ».
В рамках расследования дела об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ, возбужденного должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Липецкой области на основании обращения жителей Данковского района Липецкой области, юридическим лицом были представлены документы, в том числе материалы проектной документации, проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сведения об аварийных ситуациях в 2019 г., протоколы лабораторных исследований сточной воды и другие, была назначена и проведена ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» экспертиза, и на основании полученных материалов установлено, что в нарушение п. 3.4.5 и 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест"
- Данковский филиал АО «ЧМПЗ» эксплуатируется с отступлениями от утвержденного проекта реконструкции в части нарушения технологического процесса очистки производственных сточных вод и неэффективной работы очистных сооружений;
- отсутствует мониторинг за загрязнением воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта;
- не представлено подтверждающих писем об информировании Управления Роспотребнадзора по Липецкой области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» о возможных случаях нерегламентированных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух при нарушении технологии в работе очистных сооружений;
- не предоставлен разработанный план организационно-технических или иных мероприятий, направленных на обеспечение качества атмосферного воздуха при нарушении технологии в работе очистных сооружений.
Наличие указанных нарушений АО «ЧМПЗ» не оспаривалось.
Выявленное послужило основанием для составления 30.07.2019г. должностным лицом Управления Роспотребнадзора в отношении АО «ЧМПЗ» двух протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей правильно учтено, что все нарушения выявлены в рамках одного административного расследования в рамках проверки жалобы, образуют состав одного административного правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ, в связи с чем все нарушения, зафиксированные в двух протоколах, обоснованно рассмотрены судьей в рамках одного дела об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства и вина АО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» в совершении административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: экспертным заключением №1539 от 12.07.2019г., протоколами об административном правонарушении от 30 июля 2019 г. и другими материалами дела.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия АО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» правильно квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ, т.к. обществом нарушены действующие санитарные правила, не выполнены санитарно-гигиенические мероприятия.
Выводы судьи о виновности АО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований закона.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях АО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» состава вмененного административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях АО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод».
Доводы о суровости назначенного наказания при наличии смягчающего обстоятельства и отсутствии отягчающих обстоятельств не принимаются судом во внимание, поскольку наказание назначено в пределах санкции статьи 6.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, множественности допущенных нарушений.
Оснований для вывода о малозначительности совершенного правонарушения не имеется.
Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Совершенное АО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» правонарушение посягает на отношения, объектом которых является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного правонарушения, его общественную значимость, считаю, что в данном случае нет оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Порядок и срок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Каких-либо существенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей районного суда допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 -30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Правобережного районного суда города Липецка от 15 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» оставить без изменения, жалобу акционерного общества «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» - без удовлетворения.
Судья (подпись) Демидкина Е.А.
Копия верна:
Судья:
Секретарь: