ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1495/2021 от 05.07.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

судья Бабурина О.И.

дело №7-1495/2021 (12-852)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 05 июля 2021 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу Сидорова Виталия Валерьевича на постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 06.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,

у с т а н о в и л а:

Постановлением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 06.04.2021 Сидоров В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 7500 рублей.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Сидоров В.В. просит об отмене постановления как незаконного и необоснованного с прекращением производства по делу, указывая на то, что Федеральный закон от 21.12.1994 №98-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не применим к населению, в чьих интересах действуют все должностные лица и организации. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением ст.28.7 КоАП РФ, заявленное Сидоровым В.В. ходатайство рассмотрено не было. Доказательства существования вируса и способности гигиенической маски предотвращать распространение вируса в деле отсутствуют, как и доказательства введения на территории г. Перми особого режима. Заявитель по своим религиозным убеждениям не носит маску, чьих-либо прав не нарушал, негативных последствий не создал. Документы Роспотребнадзора носят рекомендательный характер. В протоколе об административном правонарушении не указывается, какие правила поведения нарушены Сидоровым В.В.

В судебном заседании Сидоров В.В. жалобу по ее доводам поддержал.

Изучив доводы жалобы, заслушав Сидорова В.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

Часть 1 ст.20.6.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 6.3 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.2 ст. 20.6.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные ч.1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (п.п. «а2» п. «а» ст.10 Федерального закона названного Федерального закона (в редакции от 08.12.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 (далее Правила).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп. «б» п.6 ст.4.1, п.п. «а», «у», «ф» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (пп. «б» п.3, п.п. «в», «г» п. 4 Правил).

В силу ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Из указанного следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ст.20.6.1 КоАП РФ, в том числе, за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).

В связи с угрозой распространения в Пермском крае инфекций, вызванных новым коронавирусом COVID-2019, в соответствии с п.п. «б» п.6 ст.4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Пермском крае распоряжением председателя Правительства Пермского края от 14.03.2020 № 5-рпп для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС Пермского края введен режим функционирования «Повышенная готовность» и установлен региональный уровень реагирования с 00.00 часов 15.03.2020.

Вследствие введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с п.п. «б» п.6 ст.4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» издан указ губернатора Пермского края от 20.08.2020 № 121 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», п. 7.2 которого в редакции, действовавшей по состоянию на 17.02.2021, на физических лиц, находящихся на территории Пермского края, возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты (маски, перчатки) в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного и автомобильного транспорта (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), в легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, а также в других общественных местах при участии в массовых мероприятиях, разрешенных в соответствии с настоящим Указом.

Данный указ опубликован в установленном порядке, является действующим нормативным правовым актом, которым именно на граждан возложена обязанность ношения средств индивидуальной защиты в общественных местах, перечисленных в документе; его исполнение является обязательным.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 17.02.2021 около 11 часов 15 минут Сидоров В.В. в период действия режима повышенной готовности в нарушение приведенных выше правил поведения находился в общественном месте – в магазине «Читай город» по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 95б без средств индивидуальной защиты (маски, перчаток).

Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом от 01.03.2021 об административном правонарушении; рапортом сотрудника полиции о поступлении сообщения от Сидорова В.В. о том, что в магазине «Читай город» по ул.Куйбышева, 95б не продают книгу в отсутствие средств индивидуальной защиты; письменными показаниями заведующей указанным магазином К. от 17.02.2021 о том, что в указанные дату и время в магазин вошел мужчина, который выбрал книгу, хотел ее приобрести, в продаже товара было отказано по причине отсутствуя у него средств индивидуальной защиты; протоколом от 17.02.2021 принятия от Сидорова В.В. заявления о привлечении продавца и организации к административной ответственности по ст.14.8 КоАП РФ за отказ в обслуживании.

В жалобе и в судебном заседании Сидоров В.В. не оспаривал факт нахождения в общественном месте без средств индивидуальной защиты.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

При том, что Сидоров В.В. постановлением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 17.04.2020, вступившим в законную силу, был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 1000 рублей по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ за нарушение п.7.2 указа губернатора Пермского края от 200.8.2020 № 121 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, выводы судьи районного суда о наличии в действиях Сидорова В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, являются правильными. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.

Неустранимых сомнений в его виновности в совершении правонарушения материалы дела не содержат.

Вопреки доводам жалобы в ч.1 ст. 28.7 КоАП РФ приведен перечень областей законодательства и статей КоАП РФ, по которым допускается проведение административного расследования. Проведение административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ, не является обязательным, вопрос о проведении такого расследования решается лицами, указанными в ч.2 ст.28.7 КоАП РФ, при возбуждении дела об административном правонарушении в зависимости от необходимости осуществления требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

В данном случае протокол об административном правонарушении был составлен в отношении Сидорова В.В. в соответствии с ч.1 ст.28.1 КоАП РФ. Дело возбуждено посредством непосредственного составления протокола об административном правонарушении.

Вопреки доводам жалобы, соответствующая обязанность установлена в п.7.2 указа губернатора от 20.08.2020 №121 безотносительно соблюдения каких-либо условий, а состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, является формальным, не требует обязательного наступления вредных последствий, причинения вреда.

Приводимые доводы являются несостоятельными и выводы о виновности Сидорова В.В. в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают. Каких-либо существенных либо неустранимых противоречий, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Сидорова В.В. в совершении административного правонарушения, в материалах дела не имеется.

Несогласие Сидорова В.В. с правовой оценкой его действий не свидетельствует о том, что судьей районного суда при вынесении в отношении него постановления о назначении административного наказания были допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание Сидорову В.В. назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ.

Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы и изменения или отмены постановления не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 06.04.2021 оставить без изменения, жалобу Сидорова Виталия Валерьевича - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья –