ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-149/2018 от 27.03.2018 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Копия

дело № 7-149/2018

Р Е Ш Е Н И Е

город Салехард 27 марта 2018 года

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Ощепков Н.Г., рассмотрев в судебном заседании жалобу главного специалиста Тазовского сектора государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора - государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды Салиндер М.Н. на решение судьи Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2018 года, вынесенное в отношении директора муниципального бюджетного учреждения «Средства массовой информации Тазовского района» Лихановой Е.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

постановлением главного специалиста Тазовского сектора государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора - государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды № 803 от 21 ноября 2017 года, директор муниципального бюджетного учреждения «Средства массовой информации Тазовского района» Лиханова Е.Л. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Решением судьи Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2018 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях директора муниципального бюджетного учреждения «Средства массовой информации Тазовского района» Лихановой Е.Л. события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В жалобе на указанное решение судьи, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания - Салиндер М.Н., просит его отменить, считая решение судьи незаконным.

В возражениях на жалобу Лиханова Е.Л. полагала решение судьи законным и обоснованным.

Должностное лицо Салиндер М.Н., а также Лиханова Е.Л. извещались судом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявили, в связи с чем, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Постановлением по делу об административном правонарушении № 803 от 21 ноября 2017 года, директор муниципального бюджетного учреждения «Средства массовой информации Тазовского района» Лиханова Е.Л. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с тем, что она в установленный срок (до 01 февраля 2017 года) не предоставила в уполномоченный орган годовую форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2016 год, при том, что данным учреждением осуществлялась деятельность по обращению с отходами.

Судья, рассмотрев жалобу Лихановой Е.Л. и отменяя указанное постановление должностного лица, сделал вывод о том, что не предоставление в установленные сроки формы федерального статистического наблюдения не образует в данном случае событие (состав) административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 этого же Кодекса.

Однако такой вывод судьи Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа не основан на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует, в том числе, несообщение (несвоевременное, неполное сообщение) информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Указанные лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17 (действующего в период отчета за 2016 год) утверждена форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", которую предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления.

Заполненная форма № 2-ТП (отходы) предоставляется респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения.

Цель предоставления данной информации - доведение до уполномоченного органа в сфере охраны окружающей среды конкретных сведений за определенный период времени об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления у хозяйствующих субъектов.

Заполненные показатели формы № 2-ТП (отходы) содержат сведения, в том числе о массе, количестве, классе опасности отходов и являются информацией об источниках загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду, в связи с чем непредставление данной информации в органы Росприроднадзора образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья делая в решении выводы о том, что не предоставление сведений по форме № 2-ТП (отходы) в уполномоченные органы образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ не учел, что ответственность по данной норме Кодекса обусловлена нарушениями требований природоохранного законодательства при осуществлении фактической деятельности по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Однако в данном случае сообщаемая информация является лишь сведениями об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы за отчетный период, предоставляется в Росприроднадзор, и направлена на информирование уполномоченного государственного органа экологического контроля.

Следовательно, доводы жалобы должностного лица в этой части соответствуют требованиям закона и заслуживают внимания.

Вместе с тем решение судьи отмене не подлежит по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляет один год.

Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Лихановой Е.Л. дела об административном правонарушении, имели место 01 февраля 2017 года (срок предоставления отчета за 2016 год).

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек 01 февраля 2018 года.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса истечение срока давности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Следовательно, на момент рассмотрения в суде Ямало-Ненецкого автономного округа жалобы срок давности привлечения Лихановой Е.Л. к административной ответственности истек.

В связи с истечением срока давности, вопросы виновности лица привлекаемого к административной ответственности обсуждаться не могут, дело не подлежит направлению на новое рассмотрение.

В указанных обстоятельствах, доводы жалобы должностного лица об отмене решения судьи, которым было отменено постановление о назначении административного наказания, не подлежат удовлетворению.

С учетом требований пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, из решения судьи Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2018 года подлежит исключению указание на то, что не предоставление формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", утвержденной Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17 образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса. Кроме этого, из указанного решения судьи необходимо исключить указание на прекращение производства по делу в связи с отсутствием события (состава) административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дополнив указанием на прекращение производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В остальной части решение судьи (в части отмены постановления должностного лица) подлежит оставлению без изменения, жалоба должностного лица без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

жалобу главного специалиста Тазовского сектора государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора - государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды Салиндер М.Н. удовлетворить частично.

Решение судьи Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2018 года изменить:

- исключить указание, на то, что не предоставление формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", утвержденной Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17 образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- исключить указание на прекращение производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса (в связи с отсутствием события административного правонарушения), дополнить резолютивную часть решения указанием на прекращение производства по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности).

В остальной части указанное решение судьи оставить без изменения, жалобу должностного лица Салиндер М.Н. - без удовлетворения.

Судья подпись