Судья Захаров В.И. Дело № 7-149/2021
РЕШЕНИЕ
17 мая 2021 года город Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту прокурора Черепановского района Новосибирской области Зинченко И.А. и жалобе заместителя начальника Контрольного управления Новосибирской области ФИО1 на решение судьи Черепановского районного суда Новосибирской области от 25 февраля 2021 года,
установил:
Постановлением заместителя начальника контрольного управления Новосибирской области ФИО1 от 19 октября 2020 года по делу № 06-10-57 <должностное лицо>ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обжаловал его в суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.
Решением судьи Черепановского районного суда Новосибирской области от 25 февраля 2021 года постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В порядке статьи 30.10 КоАП РФ в Новосибирский областной суд на решение судьи принесен протест, в котором поставлен вопрос об отмене судебного решения и оставлении без изменения постановления заместителя начальника контрольного управления Новосибирской области ФИО1 от 19 октября 2020 года по делу № 06-10-57.
Прокурором указано, что решение подлежит отмене в связи с допущенными при его рассмотрении нарушениями материального и процессуального права, повлекшими невозможность рассмотреть дело об административном правонарушении полно, всесторонне и объективно. В действиях должностного лица – ФИО2, допустившего нарушение порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Судом сделан вывод о том, что ФИО2 не подлежит ответственности за нарушение порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов в связи с необеспечением проведения работ по образованию земельных участков и постановке их на кадастровый учет, так как он не являлся <должностным лицом> на момент заключения администрацией Черепановского района и Министерства ЖКХиЭ Соглашения от 18 марта 2019 года № 50657000-1-2019-002 и дополнительного Соглашения от 3 декабря 2019 года № 50657000-1-2019-002/1, а также заключения соглашений между администрацией Черепановского района и администрациями Карасевского сельсовета и г. Черепаново 22 марта 2019 года. ФИО2 осуществлял полномочия <должностного лица> в 2019 году 12 дней и, по мнению суда, не располагал реальной возможностью до 1 января 2020 года обеспечить исполнение названных соглашений в части проведения работ по образованию земельных участков и постановке их на кадастровый учет, так как срок проведения данных работ составляет от 2,5 до 3 месяцев.
При этом судом не учтено, что ответственность должностного лица по части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, а в данном конкретном случае в связи с необеспечением проведения органами местного самоуправления работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий которых бюджету муниципалитета предоставляется субсидия областного бюджета Новосибирской области.
Таким обеспечением проведения работ по образованию земельных участков со стороны главы Черепановского района, в частности, является заключение администрацией Черепановского района с администрациями г. Черепаново и Карасевского сельсовета соответствующих дополнительных соглашений, содержащих условия о необходимости образования земельных участков. Таковых соглашений не заключалось, несмотря на то, что для этого не требуется затрат большого количества средств и времени. Данным обстоятельствам судом оценка не дана.
Кроме того, судом не дана оценка тому факту, что на момент проведения проверки и выявления соответствующих нарушений, т.е. по состоянию на сентябрь 2020 года со стороны <должностного лица>ФИО2 не было предпринято каких-либо действий по обеспечению проведения органами местного самоуправления работ по образованию земельных участков.
Жалоба должностного лица УК НСО ФИО1 содержит аналогичные доводы.
Протест и жалоба поданы в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для их рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, заслушав пояснения прокурора Павлюка А.М., защитника ФИО2 – Кузьминича Д.А., должностного лица ФИО1, его представителя ФИО3, прихожу к следующему.
Административная ответственность по части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ наступает за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частями 3, 4, 4.1, 4.2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Образование указанного земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Образование указанного земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.
О начале действий по образованию земельного участка уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через пять рабочих дней после принятия соответствующего решения уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме, под которым образуется земельный участок, в том числе путем размещения или обеспечения размещения извещения, содержащего информацию о начале действий по образованию земельного участка, планируемых этапах и сроках осуществления соответствующих действий, на информационных щитах, расположенных по месту нахождения соответствующего многоквартирного дома, а также на официальном сайте соответствующего органа государственной власти либо на официальном сайте (при его наличии) соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», приложением № 15 к указанной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.
В силу подпункта «а» пункта 7 указанных Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета содержание соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета должно включать положение об обязательствах субъекта Российской Федерации обеспечить проведение органами местного самоуправления работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий которых бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется субсидия из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 № 66-п утверждена государственная программа Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области», целью которой является повышение уровня комфортности, безопасности условий проживания населения Новосибирской области на основе повышения надежности работы объектов жилищно-коммунального комплекса Новосибирской области, одной из подпрограмм является «Благоустройство территорий населенных пунктов».
В ходе проведения 30 сентября 2020 года прокуратурой Черепановского района Новосибирской области проверки исполнения администрацией Черепановского района Новосибирской области законодательства в сфере реализации национального проекта «Жилье и городская среда» было установлено, что при реализации национального проекта в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 № 66-п, между администрацией Черепановского района Новосибирской области и министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области заключено соглашение от 18 марта 2019 года № 50657000-1-2019-002 о предоставлении из бюджета Новосибирской области в 2019 году бюджету Черепановского муниципального района субсидии на реализацию программ формирования современной городской среды подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» (благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов населенных пунктов Новосибирской области). Общий размер субсидии - 9 382 600 рублей. Срок действия соглашения - до 31 декабря 2019 года.
Дополнительным соглашением от 3 декабря 2019 № 50657000-1-2019-002/1 размер субсидии увеличен до 10 913622, 54 рублей; соглашение дополнено п.п. 4.3.32, согласно которому администрация Черепановского района (Муниципалитет) обязуется обеспечить проведение органами местного самоуправления работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий которых бюджету Муниципалитета предоставляется субсидия областного бюджета Новосибирской области.
В рамках реализации Соглашения администрацией Черепановского района заключены соглашения о выделении субсидии на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов с администрациями Карасевского сельсовета (22 марта 2019 года), города Черепаново (22 марта 2019 года). В рамках исполнения указанных соглашений администрацией Черепановского района предоставлены субсидии:
-администрации г. Черепаново в сумме 8 227 060,15 руб. (платежные поручения от 29 октября 2019 года № 333799 на сумму 6 492 347,70 руб., от 25 декабря 2019 года № 671214 на сумму 1 734 712,45 руб.);
-администрации Карасевского сельсовета в сумме 1 021 765,32 руб. (платежное поручение от 8 августа 2019 года № 696036).
В рамках вышеуказанного соглашения заключен муниципальный контракт № 0151300023819000068001 от 30 апреля 2019 года между администрацией Карасевского сельсовета и ООО «Софья» на выполнение работ по благоустройству территории жилого дома № 9 по ул. Северная с. Карасево на сумму 1 064 338,88 рублей. Срок выполнения работ – 30 июня 2019 года. Срок действия контракта – 31 декабря 2019 года. Работы выполнены и оплачены в полном объеме. Акт о приемке выполненных работ подписан 30 июня 2019 года.
Администрацией города Черепаново 26 апреля 2019 года заключено Соглашение о выделении субсидии ООО УК «Жилфонд» на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов №№ 36, 36 «б» и 38 по ул. Кутузова г. Черепаново.
ООО УК «Жилфонд» заключен договор подряда с ООО «Инвест-Строй» от 26 июня 2019 б/н на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов №№ 36, 36 «б» и 38 по ул. Кутузова г. Черепаново на сумму 7 521 616, 26 рублей. Срок выполнения работ – 25 августа 2019 года. Срок действия контракта – 31 декабря 2019 года. Работы выполнены и оплачены в полном объеме. Акты о приемке выполненных работ подписаны 20 сентября 2019 года и 16 декабря 2019 года.
Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм и соглашений земельные участки благоустроенных дворовых территорий многоквартирного дома № 9 по ул. Северная с. Карасево Черепановского района Новосибирской области, многоквартирных домов № 36 и № 38 по ул. Кутузова г. Черепаново Новосибирской области в срок до 31 декабря 2019 года не сформированы, на кадастровый учет не поставлены.
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения <должностного лица>ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица административного органа, судья районного суда пришел к выводу о том, что ФИО2 не располагал реальной возможностью до 1 января 2020 года обеспечить исполнение соглашения от 18 марта 2019 года № 50657000-1-2019-002 и дополнительного соглашения от 3 декабря 2019 года № 50657000-1-2019-002/1 в части проведения работ по образованию земельных участков и постановке их на кадастровый учет.
Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ).
Частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ закреплено правило в том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Сомнения признаются неустранимыми, когда собранные по делу доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности лица в правонарушении, за которое он привлекается к ответственности, а законные средства сбора доказательств исчерпаны.
Установление виновности предполагает доказывание вины должностного лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), наличие возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Как было установлено судом, ФИО2 избран <должностным лицом> решением 38 сессии Совета депутатов Черепановского района Новосибирской области третьего созыва от 13 декабря 2019 года № 1, вступил в должность <должностного лица> на основании постановления администрации Черепановского района Новосибирской области от 20 декабря 2019 года № 885 с 20 декабря 2019 года.
ФИО2 осуществлял полномочия <должностного лица> в 2019 году в течение 12 дней, в связи с чем, не располагал реальной возможностью до 1 января 2020 года обеспечить исполнение соглашения от 18 марта 2019 года № 50657000-1-2019-002 и дополнительного соглашения от 3 декабря 2019 года № 50657000-1-2019-002/1 в части проведения работ по образованию земельных участков и постановке их на кадастровый учет, поскольку выполнение указанных работ требует значительного времени.
Методическими рекомендациями по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденными Приказом Минстроя России от 07.03.2019 № 153/пр рекомендован перечень таких мероприятий, которые включают подготовку и утверждение проекта межевания территории, работы по подготовке документов, необходимых для государственного кадастрового учета образуемого земельного участка, представление в орган регистрации прав документов, необходимых для осуществления государственного учета. Подробные требования к процедуре формирования земельных участков установлены Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О кадастровой деятельности».
Продолжительность проведения указанных работ составляет от 1,5 до 3 месяцев, что подтверждается информацией ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» от 25 декабря 2020 года № 173, информацией ООО «Вектор-Н» от 28 декабря 2020 года № 261 (л.д. 35-37).
Соглашение от 18.03.2019, в том числе дополнительное соглашение от 3.12.2019 о предоставлении субсидий для реализации вышеуказанных программ заключены до вступления ФИО2 в должность <должностного лица>, работы по реализации программ также были выполнены и акты приемки выполненных работ подписаны, субсидии предоставлены также до вступления его в должность, при этом перечисление денежных средств платежным поручением 25.12.2019 по ранее заключенному соглашению и на основании ранее подписанного акта приемки выполненных работ также не может свидетельствовать о наличии состава административного правонарушения.
Кроме того, в силу вышеуказанных норм соглашение о предоставлении субсидий должно включать положение об обязательствах субъекта Российской Федерации обеспечить проведение органами местного самоуправления работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий.
В судебном заседании Новосибирского областного суда 17 мая 2021 г. защитником ФИО2 было представлено дополнительное соглашение от 13.12.2019 между администрацией Черепановского района Новосибирской области и администрацией города Черепаново, предусматривающее обязательство обеспечения проведения органами местного самоуправления НСО работ по образованию земельных участков.
Таким образом, соглашения были подписаны и исполнены до вступления ФИО2 в должность <должностного лица>. Доводы протеста о возможности заключения соглашений с администрацией Карасевского сельсовета и администрацией города Черепаново для реализации проведения органами местного самоуправления работ по образованию земельных участков также не свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, поскольку для заключения соглашения необходимы действия обеих сторон, кроме того, обязательство должно быть обеспечено субъектом Российской Федерации.
Доводы о том, что невыполнение условий Соглашения об обеспечении администрацией района проведения поселениями работ по образованию земельных участков было выявлено на дату проведения прокурорской проверки 30.09.2020 не имеет правового значения, поскольку соглашением установлен срок его действия до 31.12.2019, а время совершения правонарушения, указанное в протоколе об административном правонарушении и установленное в постановлении должностного лица - 01.01.2020.
Приведенные в протесте и в жалобе доводы не свидетельствуют о наличии нарушений норм материального и процессуального права, основаны на иной трактовке правовых норм и не являются основанием для отмены решения судьи Черепановского районного суда Новосибирской области от 25 февраля 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Черепановского районного суда Новосибирской области от 25 февраля 2021 года по жалобе ФИО2 на постановление заместителя начальника контрольного управления Новосибирской области ФИО1 от 19 октября 2020 года по делу № 06-10-57, в отношении <должностного лица>ФИО2 по части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ оставить без изменения, протест прокурора Черепановского района Новосибирской области Зинченко И.А. и жалобу должностного лица ФИО1 — без удовлетворения.
Судья Ю.А. Конева