Дело № 7- 15 Судья Зайцева Н.Н. 2013 год
РЕШЕНИЕ
15 января 2013 года город Тверь
Судья Тверского областного суда Акатьева Т.В., при секретаре Гонтарук Н.Б., рассмотрев дело по протесту Кимрского межрайонного прокурора С.В. Михеева на постановление судьи Кимрского городского суда Тверской области от 30 ноября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениязх в отношении гражданина ФИО1 Хай,
установил:
Постановлением судьи Кимрского городского суда Тверской области от 30 ноября 2012 года ФИО2 Хай признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ФИО7 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации по месту его постоянного жительства – Вьетнам. До выдворения за пределы Российской Федерации ФИО2 Хай помещен в специальное учреждение – Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Тверской области.
В представлении Межрайонный прокурор ставит вопрос об отмене постановления судьи в части помещения ФИО2 Хай в специальное учреждение – Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Тверской области. В обоснование жалобы указано, что ФИО2 Хай помещен в ЦВСНП УМВД России по Тверской области с нарушением требований Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Проверив материалы дела, оценив обоснованность доводов жалобы, нахожу вынесенное постановление подлежащим отмене.
Часть 1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режимапребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, и влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
В соответствии со ст. 25.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.
Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.
В ходе рассмотрения дела, согласно протоколу судебного заседания у переводчика отобрана подписка о разъяснении прав, обязанностей и предупреждение об ответственности в качестве свидетеля, тогда как права и обязанности переводчика предусмотрены ст. 25.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, в расписке отсутствует фамилия, имя, отчество лица, подписавшего расписку. В связи с чем, не представляется возможным установить лицо, подписавшее расписку свидетеля, а также не возможно устранить недостаток того, что переводчику не были разъяснены его права, предусмотренные ст. 25.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела, отсутствует дата.
В материалах дела отсутствуют как данные, удостоверяющие личность переводчика, так и какие-либо сведения о владении участвовавшим в деле переводчиком языками для осуществления перевода по настоящему делу.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Однако судом не было выяснено о наличии семьи и родственников на территории РФ, либо законных представителей несовершеннолетнего.
В связи с этим Европейский суд отметил, что право Европейского Союза также предусматривает особую защиту несовершеннолетних от выдворения, в связи с чем обязательство учитывать наилучшие интересы ребенка закреплено в статье 3 Конвенции ООН о правах ребенка, в соответствии с которой во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
2. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
3. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со ст. 23.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.
Поскольку ФИО2 Хай является лицом, достигшим возраста 16 лет, гражданином Вьетнама, не обладающим познанием русского языка, на котором ведется судопроизводство, а тем более юридическими познаниями, суду необходимо было выяснить вопрос о наличии законного представителя.
Таким образом, в ходе производства по делу были допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет отмену вынесенного постановления и направление дела на новое рассмотрение, поскольку срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление судьи Кимрского городского суда Тверской области от 30 ноября 2012 года о привлечении ФИО2 Хай к к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить, дело направить на новое рассмотрение в Кимрский городской суд Тверской области.
Судья Т.Я. Акатьева