ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1505/17 от 15.11.2017 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Р.С. Кашапов Дело № 7-1505/2017

Р е ш е н и е

15 ноября 2017 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания Д.Д. Саягфаровой, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Ф.М. Балафендиева на постановление судьи Советского районного суда города Казани от 28 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении В.А. Безуглого.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Советского районного суда города Казани от 28 сентября 2017 года, гражданин Украины В.А. Безуглый (далее по тексту – заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнут административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей в доход государства с административным выдворением в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник – адвокат Ф.М. Балафендиев, действующий на основании ордера .... от 5 октября 2017 года, не оспаривая событие вмененного заявителю административного правонарушения, просит постановление судьи изменить, исключить указание на назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, ссылаясь на то, что заявитель является гражданином Украины, родился в городе Луганске, в связи с событиями, происходящими на Украине, опасаясь за свою жизнь, заявитель не может вернуться на родину. В настоящее время В.А. Безуглому предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации.

В судебное заседание В.А. Безуглый не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайство об отложении судебного заседания не представил, в связи с чем дело рассмотрено без его участия.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Статья 18.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение беженцем или вынужденным переселенцем при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, к которому он прикреплен, а равно неисполнение обязанности своевременно встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, по новому месту пребывания или месту жительства либо несообщение беженцем в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства (подданства) иного государства.

Из материалов дела усматривается, что 27 сентября 2017 года участковым уполномоченным полиции ОП №12 «Гвардейский» УМВД России по городу Казани И.А. Гатиным в отношении В.А. Безуглого составлен протокол, согласно которому 27 сентября 2017 года во время патруля на улице Мамадышский тракт дом 22 города Казани был задержан гражданин Украины В.А. Безуглый, который в нарушение требований Федерального Закона № 109 от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» с 25 августа 2017 года находится на территории Российской Федерации без регистрации.

Принимая обжалуемое постановление, судья районного суда исходил из доказанности вины заявителя в нарушении требований миграционного законодательства Российской Федерации, административная ответственность за которые предусмотрена частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ. В обоснование такого вывода, в оспариваемом постановлении судья сослался на представленные в дело доказательства в том числе, на сведения автоматизированной системы базы данных учета иностранных граждан и лиц без гражданства СПО «Мигрант»-1 (версия 2.39.1) – досье (л.д. 11-14).

Вместе с тем при квалификации действий заявителя по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ судьей районного суда не были приняты во внимание следующие обстоятельства.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, основания, условия пребывания иностранных граждан на ее территории, определяются в частности, положениями Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон № 115-ФЗ).

В соответствии со статьями 2, 5 названного закона, иностранный гражданин признается законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данном пункте.

Порядок осуществления миграционного учета беженцев и лиц, получивших временное убежище в Российской Федерации, предусмотрен Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 29 августа 2013 года №364 (далее по тексту - Административный регламент).

Постановка на миграционный учет иностранных граждан, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, производится территориальным органом МВД в порядке, установленном Правилами осуществления миграционного учета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года №9 и Административным регламентом.

Из системного толкования положений названных Правил и Административного регламента следует, что беженцы и лица, получившие временное убежище, подлежат постановке на миграционный учет по месту пребывания наравне с иными иностранцами, временно пребывающими в Российской Федерации. Постановка на учет по месту пребывания иностранных граждан, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, производится на срок до одного года. В случае продления срока предоставления временного убежища, продлевается и срок миграционного учета таких граждан по месту пребывания. В случае истечения первоначального срока миграционного учета, иностранные граждане, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, обязаны известить соответствующий орган о продлении миграционного учета по месту пребывания. При перемене места жительства лица указанной категории обязаны сняться с миграционного учета по прежнему месту пребывания (проживания) и в течение 7-ми дней встать на учет по новому адресу в соответствующем территориальном органе МВД России.

Применительно к диспозиции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, объективная сторона правонарушения выражается в нарушении иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившимся в том числе, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

В соответствии с частью 1 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный граждан или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным указанным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы.

Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания.

Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

Из материалов дела усматривается, что В.А. Безуглому выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации серия ...., срок действия свидетельства продлен до 4 августа 2018 года.

Таким образом, в данном случае лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет документы, подтверждающие право на его пребывание (проживание) в Российской Федерации на срок до 4 августа 2018 года и было поставлено на миграционный учет по адресу: город Казань, Пр. Победы 21 на срок до 25 августа 2017 года.

Вместе с тем, из протокола судебного заседания (л.д. 16) следует, что заявитель на момент выявления вменяемого ему административного правонарушения фактически проживал по другому адресу: город Казань, улица Мамадышский тракт д.22, без постановки на миграционный учет.

Допущенное В.А. Безуглым нарушение требований миграционного законодательства, выразившихся в неисполнении при перемене места пребывания (места жительства) обязанности сняться с учета, а равно в неисполнении обязанности своевременно встать на миграционный учет по новому месту пребывания (месту жительства), содержат признаки объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.12 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, выводы в постановлении судьи в части квалификации действий заявителя по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нельзя признать основанными на положениях закона и исследованных материалах дела.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Из содержания разъяснений, указанных в пункте 20 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что если протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ и статьей 18.12 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства, санкция статьи 18.12 КоАП РФ является более мягкой по отношению к части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, не предусматривает назначение наказания в виде административного выдворения, в результате изменения квалификации совершенных заявителем действий подведомственность рассмотрения дела не изменяется.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на момент рассмотрения жалобы на постановление судьи районного суда, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения заявителя к административной ответственности за совершение вменяемого ему правонарушения не истек, назначенное заявителю наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей соответствует санкции статьи 18.12 КоАП РФ, состоявшееся по делу постановление судьи подлежит изменению путем переквалификации действий заявителя с части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ на статью 18.12 КоАП РФ и исключения из него указания на назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

При таком положении жалоба защитника Ф.М. Балафендиева, сводящееся в целом к утверждению об исключении из постановления судьи указания на назначение заявителю наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р е ш и л:

жалобу защитника Ф.М. Балафендиева удовлетворить.

Постановление судьи Советского районного суда города Казани от 28 сентября 2017 года, вынесенное в отношении В.А. Безуглого по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Действия В.А. Безуглого переквалифицировать с части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на статью 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и исключить из постановления указание на назначение В.А. Безуглому административного наказания в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

Судья И.Н. Сабитов