ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-151/16 от 14.11.2016 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья Едиджи С.Х. 7-151 2016 год

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Майкоп 14.11.2016 года

Судья Верховного суда Республики Адыгея Соловьёва О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заинтересованного лица – Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея (далее – Контрольно-счетная палата РА), на постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 27 июля 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации МО «Тахтамукайский район» по статье 15.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

УСТАНОВИЛА:

В отношении Схаляхо А.М. составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в оплате в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> тыс. руб., из которых <данные изъяты> тыс. руб. составляют средства кредиторской задолженности республиканского бюджета Республики Адыгея, образовавшейся по итогам исполнения мероприятий комплексной программы «Профилактика правонарушений» на 2012-2014 годы, срок действия которой на 2015 год не распространялся.

Постановлением судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 27.07.2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении главы муниципального образования «Тахтамукайский район» Схаляхо А.М. прекращено в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В поданной в Верховный суд Республики Адыгея жалобе Контрольно-счетная палата РА просит судебное постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение. Доводы жалобы основаны на том, что срок давности привлечения к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации составляет два года.

Проверив материалы дела, считаю постановление судьи правовым и обоснованным, оснований для отмены состоявшихся решений нет.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации – контрольно-счетной палаты Республики Адыгея при проведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ контрольного мероприятия «проверка законности и результативности использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, выделенных в 2014-2015 годах на реализацию подпрограммы «повышение безопасности дорожного движения и профилактика правонарушений в области дорожного движения» государственной программы Республики Адыгея «развитие транспортной системы» на 2014-2018 годы», составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3).

Из протокола следует, что глава муниципального образования «Тахтамукайский район» является ответственным должностным лицом, допустившим нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в оплате в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> тыс. руб., из которых <данные изъяты> тыс. руб. составляют средства кредиторской задолженности республиканского бюджета Республики Адыгея, образовавшейся по итогам исполнения мероприятий комплексной программы «Профилактика правонарушений» на 2012-2014 годы, срок действия которой на 2015 год не распространялся.

Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа Республики Адыгея «Развитие транспортной системы» на 2014-2018 годы (далее – «Программа»). Согласно паспорту Программы, ее цель в том числе: создание условий для обеспечения безопасности дорожного движения; развитие и совершенствование многоуровневой системы профилактики правонарушений в области дорожного движения.

Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ при внесении изменений в подпрограмму «Повышение безопасности дорожного движения и профилактика правонарушений в области дорожного движения» цели подпрограммы указаны аналогично вышеприведенным целям Программы.

Частью 2 пункта 6 в числе основных мероприятий подпрограммы наряду с техническим обслуживанием и эксплуатацией автоматизированных комплексов видеофиксации нарушений правил дорожного движения определена рассылка постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, зафиксированных данными комплексами.

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ УФК по Республике Адыгея (Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея в распоряжение Муниципального образования «Тахтамукайский район» перечислены денежные средства на реализацию Программы, что отражено в тексте платежного поручения (л.д.16).

В соответствии с диспозицией части 1 статья 15.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации состав административного правонарушения образует нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Под нецелевым использованием бюджетных средств, в силу части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В судебном заседании представитель административного органа пояснил, что указанные в постановлении об административном правонарушении, выплаченные узлу связи денежные средства в сумме 109,4 тыс. руб., являются кредиторской задолженностью республиканского бюджета Республики Адыгея, образовавшейся в ходе исполнения Программы, по сути не являются обязательствами местного бюджета. Однако для получения этих денежных средств существует иной порядок, поскольку задолженность бюджета отражается в другом разделе бюджетной классификации.

Таким образом, денежные средства выделены и использованы на цели, предусмотренные Программой.

Следовательно, несмотря на нарушение порядка оформления использования денежных средств, состав вмененного в вину правонарушения – «нецелевое использование» в действиях привлеченного лица отсутствует.

Состава иного правонарушения, предусмотренного главой 15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, нарушение порядка оформления денежных средств, допущенное привлеченным лицом, не образует.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении главы муниципального образования «Тахтамукайский район» Схаляхо А.М. по статье 15.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд исходил из того, что на момент составления протокола об административном правонарушении, а также на момент вынесения постановления судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ срок давности привлечения к административной ответственности истек.

Обстоятельства, послужившие основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении, привлечения главы муниципального образования «Тахтамукайский район» Схаляхо А.М. к административной ответственности, выразились в нецелевом использовании, по мнению административного органа, бюджетных средств в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Анализ приведенного правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в части 3 статьи 4.5 данного Кодекса, составляет один год.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах судья Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея пришел к обоснованному выводу о том, что Протокол о совершении административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, составленный в отношении главы муниципального образования «Тахтамукайский район» Схаляхо А.М., составлен за пределами срока давности привлечения названного лица к административной ответственности, в связи с чем и прекратил производство по делу об административном правонарушении.

Изложенное не противоречит правовому подходу, выраженному Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-АД16-2006 и постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-АД16-2070, касающемуся определения срока давности привлечения к административной ответственности юридических лиц.

Таким образом, обстоятельств, которые могли бы являться основанием к отмене состоявшегося по делу постановления, не установлено.

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья

РЕШИЛА:

постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 27 июля 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении главы муниципального образования «Тахтамукайский район» Схаляхо А.М. по статье 15.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации оставить без изменения, а жалобу Контрольно-счетной палаты Республике Адыгея – без удовлетворения.

Судья Верховного суда

Республики Адыгея подпись Соловьёва О.М.

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея Соловьёва О.М.