Судья Ошвинцева О.И.
Дело № 7-1521/2021 / 21-656/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 7 июля 2021 г.
Судья Пермского краевого суда Алексеев А.А., при секретаре Бобиной Д.А., с участием защитника Кетова В.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Б. на постановление заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 29.12.2020, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 23.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления Федерального казначейства по Пермскому краю,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (далее – УФССП России по Пермскому краю) от 29.12.2020 Управление Федерального казначейства по Пермскому краю признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 23.04.2021, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, заявитель просит постановление должностного лица, решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку в нем не указано место и время совершения нарушения. Требования исполнительного листа от 01.06.2018 Управлением выполнены. Представление УФК по Пермскому краю № 68-10/10 отменено и снято с контроля, о чем Министерство было уведомлено письмами от 24.06.2019 №56-01-03/18-6734, от 30.12.2019 №56-01-03/21-12967. Полагает, что Управлением совершены конкретные действия неимущественного характера, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов взыскателя. Письмом Управления от 30.03.2020 №56-12-09/18-2958 копии писем, направленных в адрес Министерства социального развития Пермского края, направлены в адрес судебного пристава-исполнителя С. Письмом Управления от 11.09.2020 №56-11-09/18-7595 Управление повторно уведомило судебного пристава-исполнителя С. о направлении в адрес Министерства социального развития Пермского края писем с приложением указанных писем. При таких обстоятельствах Управление считает, что требования исполнительного листа от 01.06.2018 ** №** исполнены, событие административного правонарушения, отсутствует. Указывает, что из постановления по делу об административном правонарушении невозможно понять, какое именно нарушение вменено Управлению. Обращает внимание, что постановлением о взыскании исполнительского сбора от 04.06.2019 установлен срок для исполнения требований исполнительного документа - 28.06.2019, следовательно, протокол составлен за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебное заседание в краевом суде законный представитель Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Б., извещенная надлежащим образом, не явилась.
Защитник Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Кетова В.А. доводы жалобы поддержал, дополнив, что в оспариваемых актах не мотивировано почему решение суда считается неисполненным. Сроки привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента взыскания исполнительского сбора - 04.06.2019. Судебным приставом-исполнителем нарушены срок рассмотрения дела об административном правонарушении и срок направления копии постановления по делу об административном правонарушении в УФК по Пермскому краю.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление, судья краевого суда приходит к следующему.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
На основании части 14 статьи 30 Закона судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства: в соответствии с частью 16 настоящей статьи; при последующих предъявлениях исполнительного документа; по исполнительному документу о конфискации имущества; по исполнительному документу об отбывании обязательных работ; по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению; по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; по запросу центрального органа о розыске ребенка; по исполнительному документу, выданному судами общей юрисдикции и арбитражными судами в отношении иностранного государства.
Согласно частям 1, 2 статьи 105 Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что Управлением в соответствии с приказом от 27.02.2017 № 84 в период с 01.03.2017 по 12.04.2017 в отношении Министерства социального развития Пермского края проведена плановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, в Министерстве социального развития Пермского края, за период с 01.01.2015 по 31.12.2016. В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения с требованием о рассмотрении информации об указанных нарушениях, а также принятии меры по устранению причин и условий их совершения до 29.06.2017.
28.06.2017 письмом Управления от 28.06.2017 № 56-04-15/8923 в адрес Министерства финансов Пермского края Управление сообщило, что на основании полученных из Федерального казначейства копии извещения Министерства финансов Российской Федерации о принятии решения о бесспорном взыскании от 23.06.2017 № 12-05-06/1/39816 и копии приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2017 №471 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Пермского края» 28.06.2017 осуществлено взыскание денежных средств из бюджета Пермского края в федеральный бюджет в сумме 7 943 433 рубля.
Платежным поручением от 28.06.2017 №266505 осуществлено взыскание средств из бюджета Пермского края в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2017 №471 о бесспорном взыскании.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.01.2018 представление Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 23.05.2017 №68-10/10 признано недействительным в части п.п. 1-6, как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации; на Управление Федерального казначейства по Пермскому краю возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 решение Арбитражного суда Пермского края от 30.01.2018 по делу №А50-24200/2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.05.2018 в удовлетворении требований по заявлению Министерства социального развития Пермского края к Министерству финансов РФ о признании недействительным приказа от 22.06.2017 №471 отказано.
15.06.2018г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство. Управление Федерального казначейства по Пермскому краю, является должником по исполнительному производству № №**-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа ** №**, выданного Арбитражным судом Пермского края по делу № А50-24200/2017, предметом исполнения по которому является признание недействительным представления Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 23.05.2017 № 68-10/10.
Постановлением от 15.06.2018 о возбуждении указанного исполнительного производства должнику в соответствии с ч. 14 ст. 30 Закона установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – 5 дней с момента получения должником данного постановления.
Письмом Управления № 56-18-10/6091 от 26.06.2018 в адрес Министерства социального развития Пермского края Управление сообщило, что допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства устранены.
Согласно письму Управления № 56-18-10/6174 от 28.06.2018 «Об исполнении постановления о возбуждении исполнительного производства», направленного в адрес МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю Управление представило копию письма, направленного Управлением в адрес Министерства социального развития Пермского края от 26.06.2018 №56-18-10/6091 «Об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов», а также копию списка внутренних почтовых отправлений от 27.06.2018 № 62, подтверждающего направление указанного письма в адрес Министерства социального развития Пермского края.
04.06.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю в отношении Управления вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с установлением нового срока исполнения решения суда – 28.06.2019, направлено требование от 04.06.2019 об исполнении решения в срок до 28.06.2019.
Требованием судебного пристава-исполнителя от 16.03.2020 должнику устанавливался новый срок для исполнения решения - до 17.04.2020.
Управление обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенного судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП России от 04.096.2019 по исполнительному производству **-ИП. Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.03.2020 в удовлетворении требования Управления отказано, решение арбитражного суда вступило в законную силу.
Требованием судебного пристава-исполнителя от 02.09.2020г. должнику устанавливался новый срок для исполнения решения - до 30.09.2020.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Управления Федерального казначейства по Пермскому краю протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ и привлечения юридического лица к административной ответственности.
Совершение Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 26.11.2020; решением Арбитражного суда Пермского края от 30.01.2018; решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.05.2018; материалами исполнительного производства **-ИП; постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018; постановлением об отказе в удовлетворении жалобы от 14.08.2018; постановлением о взыскании исполнительского сбора от 14.08.2018; требованием от 13.12.2018; постановлением об отказе в удовлетворении заявления от 16.07.2018; решением Арбитражного суда Пермского края от 28.09.2018; определением Арбитражного суда Пермского края от 01.10.2018; постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018; постановлением об отказе в удовлетворении заявления от 11.02.2019; определением Арбитражного суда Пермского края от 06.02.2019; постановлением судебного пристава-исполнителя об отмене ранее вынесенного постановления о взыскании исполнительского сбора от 27.02.2019; постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 02.04.2019; постановлением о взыскании исполнительского сбора от 04.06.2019; определением Арбитражного суда Пермского края от 18.07.2019; постановлением о взыскании исполнительного сбора от 04.06.2019; определением Арбитражного суда Пермского края от 23.05.2019; решением Арбитражного суда Пермского края от 11.03.2020; требованием от 02.09.2020; постановлением от 02.11.2020; протоколом об административном правонарушении от 26.11.2020 и иными собранными по делу и исследованными в судебном заседании доказательствами.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административная ответственность по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ наступает в случае неисполнения должником требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора. При этом, существенными условиями для привлечения к административной ответственности за неисполнение исполнительного документа является нарушение должником установленного судебным приставом-исполнителем срока исполнения после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а также отсутствие уважительных причин неисполнения.
Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю не исполнено в срок до 30.09.2020 требование исполнительного документа от 30.01.2018 об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов Министерства социального развития Пермского края. При этом, отмена и снятие с контроля признанного судом недействительным (в части) представления УФК по Пермскому краю от 23.05.2017 № 68-10/10 является недостаточным для признания решения исполненным. Судебными актами арбитражных судов установлена обязанность УФК по Пермскому краю принять меры по возврату в бюджет Пермского края денежных средств, бесспорно взысканных при вынесении представления УФК по Пермскому краю от 23.05.2017 № 68-10/10.
Доводы жалобы не свидетельствуют, что должником были приняты своевременно все зависящие от него и исчерпывающие меры, направленные на исполнение конкретного судебного решения в установленный срок.
Доказательств, подтверждающих существование объективных уважительных причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для исполнения, в материалах дела не имеется.
Довод жалобы об отсутствии в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении места и времени совершения административного правонарушения опровергается содержанием указанных актов должностных лиц, в которых указан адрес УФК по Пермскому краю, являющийся местом совершения административного правонарушения, и время неисполнения обязанности - в срок до 30.09.2020.
Довод защитника о нарушении судебным приставом-исполнителем сроков рассмотрения дела об административном правонарушении и направления копии постановления по делу об административном правонарушении в УФК по Пермскому краю отмену оспариваемых актов не влекут, поскольку указанные сроки не являются пресекательными и не могут считаться существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ.
Постановление о привлечении Управления Федерального казначейства по Пермскому краю к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Срок исполнения исполнительного документа установлен судебным приставом до 30.09.2020, следовательно, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со следующего дня. Тот факт, что ранее судебным приставом исполнителем устанавливались иные сроки, не имеет значения для рассматриваемого дела. Возможность установления должнику новых сроков для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, прямо предусмотрена частью 2 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Административное наказание назначено Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Управления Федерального казначейства по Пермскому краю допущено не было.
Оснований для отмены постановления должностного лица, решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 29.12.2020, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 23.04.2021 оставить без изменения, жалобу законного представителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Б. – без удовлетворения.
Судья: подпись.