ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Залыгаева Е.П. дело № 7-153/2016г.
РЕШЕНИЕ
Судья Липецкого областного суда Федосова Н.Н., рассмотрев жалобу ФИО1на постановление судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 18 ноября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 18 ноября 2016 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере №
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, ФИО1 просит отменить постановление судьи и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, считая постановление незаконным и необоснованным, поскольку им проверка не проводилась.
Выслушав ФИО1, поддержавшего свои доводы жалобы, свидетеля, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 2 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Из материалов дела следует, что на основании обращения индивидуального предпринимателя ФИО2, поступившего 07.10.2016 года из прокуратуры Лев-Толстовского района, Липецкой межрайонной прокуратурой в период времени с 07.10.2016 года по 28.10.2016 года проведена проверка исполнения должностными лицами ОБУ «Охотничьи и водные биоресурсы» требований законодательства о государственном контроле (надзоре).
В результате которой было выявлено нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении государственным инспектором по охране диких животных ОБУ «Охотничьи и водные биоресурсы» ФИО1 внеплановой проверки деятельности ИП ФИО2 по поступившему 29.09.2016 года по средствам мобильной телефонной связи сообщению граждан о том, что спущен пруд, расположенный возле <адрес>, в результате чего оголены бобриные хаты, без издания распоряжения (приказа), о чем прокурором 28.10.2016г. в соответствии с требованиями ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.10.2016г., объяснениями ФИО1 от 14.10.2016г., приказом о приеме ФИО1 на работу от 19.10.2012г., должностной инструкцией государственного инспектора по охране диких животных ОБУ «Охотничьи и водные биоресурсы» ФИО1, актом осмотра пруда от 29.09.2016г., объяснениями государственных инспекторов по охране диких животных ОБУ «Охотничьи и водные биоресурсы» А. от 14.10.2016г., Г. от 21.10.2016г., заявлением ФИО2 от 30.09.2016г., выпиской из ЕГРИП в отношении ИП ФИО2, графиком опорожнения пруда, объяснениями ФИО2 от 14.10.2016г. и в суде от 18.11.2016г., договорами аренды земельного участка, кадастровым паспортом земельного участка, объяснениями председателя <данные изъяты>С. от 25.10.2016г., уставом ОБУ «Охотничьи и водные биоресурсы».
Согласно ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный экологический надзор включает в себя в том числе, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
К отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
Т.е. запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от индивидуальных предпринимателей информацию и документы, возможно только в ходе проведения проверки.
В силу ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с ч.2 ст. 20 вышеуказанного федерального закона к грубым нарушениям, установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля относится нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
В статье 10 Закона N 294-ФЗ перечислены основания для проведения внеплановых проверок, а также установлено, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Поскольку государственным инспектором по охране диких животных ОБУ «Охотничьи и водные биоресурсы» ФИО1, на основании поступившего сообщения о нарушении действующего законодательства, с привлечением государственных инспекторов по охране диких животных ОБУ «Охотничьи и водные биоресурсы» Г. А. и председателя <данные изъяты>С. были истребованы документы, подтверждающие законность осуществляемых действий по опорожнению пруда у арендатора ФИО2, отобрано устное объяснение по поводу согласования опорожнения пруда с соответствующими органами, сделаны устные запросы по данному вопросу в администрацию и в Управление, произведен осмотр водного объекта, осуществлена фото и видео фиксация состояния объекта, и по окончании составлен акт от 29.09.2016г., все эти действия фактически подтверждают проведение внеплановой проверки, соответственно, должностное лицо ОБУ «Охотничьи и водные биоресурсы» ФИО1 должен был руководствоваться требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и до начала осуществления этих действий получить распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя органа.
Несмотря на доводы жалобы, при ее рассмотрении ФИО1 не отрицал осуществление им действий, указанных выше: представился, попросил ФИО2 предоставить график опорожнения пруда, составил акт по окончании проверки, осуществлялась фото и видеосъемка.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья районного суда пришел к правильному выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание должностному лицу назначено справедливое в пределах санкции статьи.
Доводы жалобы о том, что при обследовании пруда ФИО1 руководствовался нормами постановления Правительства РФ от 25.01.2013 N 29 "О федеральном государственном охотничьем надзоре" нахожу основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства.
В силу п.п. 8, 9 постановления Правительства РФ от 25.01.2013 N 29 "О федеральном государственном охотничьем надзоре" к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, а также с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Государственный надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется посредством:
а) проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок с соблюдением требований, установленных статьями 9 - 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
б) систематического наблюдения за исполнением требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
в) анализа и прогнозирования состояния исполнения требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
При этом должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для рассмотрения в ходе проведения проверки, беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать охотничьи угодья и объекты охотничьей инфраструктуры в целях проведения проверки соблюдения правил охоты, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также проведения биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания.
В силу Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный надзор включает в себя, в том числе, систематическое наблюдение за исполнением требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Систематическое наблюдение за исполнением требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями указанные выше действия не включает, поскольку предусматривает только наблюдение.
Указанные выводы подтверждаются как показаниями свидетеля С. так и предоставленными Управлением по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области приказом от 06.10.2008 года №57 об утверждении формы патрульной путевки при производстве патрулирования, в которой по окончании рейда указывается краткий отчет о результатах патрулирования с фиксацией всех действий участников группы и вскрытых нарушениях и приказом от 29.12.2014 года № 147-од Управления по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области должностные лица не вправе осуществлять свои должностные обязанности без патрульной путевки, патрульной путевкой № 20804 на 29.09.2016 года и 30.09.2016 года.
Представленные документы не возлагают на должностное лицо обязанности составления отдельного акта, поскольку патрульная путевка содержит графу «отчет о результатах патрулирования (к отчету прилагаются протоколы, составленные на нарушителей).
То есть, систематическое наблюдение за исполнением требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями подразумевает под собой контроль по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области и выявление нарушений. Вместе с тем, какие либо действия по истребованию документов, объяснений могут быть осуществлены либо в рамках проверки, либо после возбуждения дела об административном правонарушении, в случае выявления нарушений действующего законодательства.
Таким образом, системное толкование вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что при осуществлении государственного надзора должностные лица должны руководствоваться нормами Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и без соответствующего приказа (распоряжения) не вправе проводить проверки в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Ссылки в жалобе на наличие уголовное дела в отношении ФИО1 по настоящему делу правового отношения не имеет.
Доводы о необоснованном отказе в вызове в качестве свидетеля представителя управления по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области для дачи пояснений по поводу специфики проведения охотничьего надзора не влечет отмену постановления судьи, кроме того, свидетель С. . был допрошен при рассмотрении жалобы. Вместе с тем, показания данного свидетеля не подтверждают доводы ФИО1 об отсутствии состава административного правонарушения в его действиях.
Выводы суда мотивированы, обстоятельств или оснований, способных повлиять на выводы суда и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Судом правильно установлены все юридически значимые обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления, по делу не допущено.
При определении судом вида и размера административного наказания судья правильно приняла во внимание обстоятельства смягчающие наказание (привлечение к ответственности впервые) и сделала обоснованный вывод о назначении ФИО1 минимального наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Жалоба ФИО1 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 18 ноября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Мотивированное решение изготовлено 28.12.2016 года.
Судья подпись Н.Н. Федосова
Копия верна
Судья
Секретарь