ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-153/2018 от 27.04.2018 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья ФИО7 дело № 7-153/2018

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 27 апреля 2018 года

Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,

при секретаре: Бабушкиной Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполняющего обязанности начальника службы эксплуатации и организации перевозок Астраханского филиала ООО «ЭкоЦентр» Трыканова Н.В. на постановление Советского районного суда города Астрахани от 2 февраля 2018 года по делу о привлечении исполняющего обязанности начальника службы эксплуатации и организации перевозок Астраханского филиала ООО «ЭкоЦентр» Трыканова Н.В. к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Советского районного суда города Астрахани от 2 февраля 2018 года исполняющий обязанности начальника службы эксплуатации и организации перевозок Астраханского филиала ООО «ЭкоЦентр» Трыканов Н.В. привлечен к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

В жалобе исполняющий обязанности начальника службы эксплуатации и организации перевозок Астраханского филиала ООО «ЭкоЦентр» Трыканов Н.В. ставит вопрос об отмене постановления суда и прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Доложив дело и жалобу, выслушав Трыканова Н.В. и его защитника Китидова Т.А., поддержавших доводы жалобы, представителя административного органа Адельбаеву А.Ж., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, исследовав материалы дела, дополнительно представленные и истребованные по инициативе суда доказательства, суд второй инстанции приходит к выводу об отмене обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки поступивших в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области от физических лиц сообщений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, административным органом проведено комиссионное обследование контейнерной площадки по адресу: <адрес>.

Обследование показало, что контейнерная площадка представлена двумя контейнерами, один из которых находится в границах металлического ограждения, второй – вне этих границ. Само металлическое ограждение зафиксировано неплотно (металлические стойки расшатаны). Оба контейнера установлены на земле, бетонное или асфальтное покрытие под контейнерами отсутствует.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 4 декабря 2017 года, исполняющему обязанности начальника службы эксплуатации и организации перевозок Астраханского филиала ООО «ЭкоЦентр» Трыканову Н.В. административным органом вменяется несоблюдение пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 и пункта 3.11 СП 3.5.3.3223-14. Указанные нарушения связаны с отсутствием специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием в месте обустройства контейнерной площадки.

В ходе производства по делу об административном правонарушении суд не вправе выходить за пределы предмета судебного разбирательства и выполнять полномочия административного органа, соответственно, суд не вправе выходить за пределы вмененного правонарушения. Это означает, что предметом судебного рассмотрения является только проверка наличия либо отсутствия вины привлекаемого должностного лица в совершении инкриминированного ему деяния - в нарушении санитарных правил и норм, связанных с отсутствием специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием в месте обустройства контейнерной площадки по <адрес>.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Также при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении конкретного лица, суд, не являясь органом административного преследования, не вправе обсуждать вопрос о виновности другого лица, не привлеченного к ответственности по настоящему делу, в совершении конкретного административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Соответственно, с учетом действующего правового регулирования суд обязан по настоящему делу установить либо опровергнуть тот факт, что должностное лицо ООО «ЭкоЦентр» Трыканов Н.В. обязан оборудовать специальную площадку с бетонным или асфальтовым покрытием в месте обустройства контейнерной площадки по <адрес>, однако этого не выполнил.

По делу установлено, что на момент составления протокола Трыканов Н.В. исполнял обязанности начальника службы эксплуатации и организации перевозок Астраханского филиала ООО «ЭкоЦентр». В свою очередь, ООО «ЭкоЦентр» является региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами и действует на основании заключенного 7 февраля 2017 года с министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области соглашения.

Согласно соглашению, региональный оператор обязуется организовать и осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области, определенной в территориальной схеме обращения с отходами, в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Порядком сбора твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области, утвержденного постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 12 августа 2016 года №36-П (раздел 1).

В целях реализации этого соглашения, региональный оператор обязан, в частности, устанавливать места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе, осуществлять монтаж, ремонт контейнерной площадки и контейнеров по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (пункт 2.1.2 соглашения).

В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Учитывая толковые значения слов «монтаж» и «ремонт», обозначающих сборку конструкций, починку и исправление неисправностей, буквальное значение пункта 2.1.2 соглашения означает, что региональный оператор обязан осуществлять сборку, починку и исправление неисправностей при эксплуатации контейнерной площадки.

Вместе с тем, в данном случае, административным органом вменяется должностному лицу ООО «ЭкоЦентр» невыполнение обязанности по обустройству контейнерной площадки – не проведение мероприятий по бетонированию или асфальтированию площадки в месте последующей установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов. Это вменяемое должностному лицу регионального оператора действие (бездействие) с монтажом и ремонтом контейнерной площадки исходя из того значения, которое придается этому в соглашении, не связано. Обустройство контейнерной площадки, связанное с не проведением мероприятий по бетонированию или асфальтированию площадки в месте последующей установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, в том значении, как это указано в соглашении, монтажом и ремонтом контейнерной площадки не является. Соответственно, оснований утверждать, что должностное лицо ООО «ЭкоЦентр» не выполнило требования пункта 2.1.2 соглашения, чем нарушило требования санитарно-эпидемиологического законодательства, не имеется.

Более того, согласно пункту 3 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, каковым является Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В преамбуле указанного Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ указано, что он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления и предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление № 1156.

Данным постановлением утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Они устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (пункт 4 раздел I).

Такой договор с региональным оператором Астраханской области – ООО «ЭкоЦентр» заключен, им является соглашение от 7 февраля 2017 года, согласно которому, как указывалось выше, на регионального оператора проведение мероприятий по бетонированию или асфальтированию площадки в месте последующей установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов не возложено.

Это согласуется с тем, что в соответствии с пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, бремя содержания контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории, возложено на собственников помещений в многоквартирном доме. Бремя содержания контейнерных площадок, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположена такая контейнерная площадка.

Анализируя действующее правовое регулирование, можно прийти к выводу о том, что бремя содержания контейнерных площадок возложено, если площадка расположена на придомовой территории, на собственников помещений многоквартирного дома, а если в иных местах – на собственника земельного участка, на котором она расположена.

В данном случае, контейнерная площадка по <адрес> расположена на землях общего пользования, право собственности на земельный участок не зарегистрировано, что в силу закона указывает на то, что собственником земельного участка является муниципальное образование «Город Астрахань». ООО «ЭкоЦентр» собственником земельного участка не является, соответственно, на него не может быть возложено бремя содержания контейнерной площадки.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Районным судом, признавшим Трыканова Н.В. виновным в совершении административного правонарушения, задачи, предусмотренные статьей 24.1 Кодекса, не исполнены. Всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом, не осуществлено, что привело, по обстоятельствам, изложенным в настоящем решении, к вынесению ошибочного судебного акта.

Отсутствие вины, равно как ее недоказанность, является одним из обстоятельств, исключающих возможность привлечения лица к административной ответственности ввиду отсутствия одного из элементов состава административного правонарушения, а именно субъективной стороны.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление судьи Советского районного суда города Астрахани от 2 февраля 2018 года по настоящему делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено указанное постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Астраханского областного суда

РЕШИЛ:

постановление Советского районного суда города Астрахани от 2 февраля 2018 года отменить, производство по делу прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Мотивированное решение вынесено 27 апреля 2018 года.

Судья Астраханского

областного суда О.А. Сорокина