ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-153/2023 от 12.09.2023 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

дело №7-153/2023

Р Е Ш Е Н И Е

г. Салехард 12 сентября 2023 года

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотина Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Тазовского района на решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2023 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч.1, 2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Администрации Тазовского района

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Соловей М.В. от 28 декабря 2022 года №03/4-810/2022 Администрация Тазовского района подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей за совершение выявленных 25 ноября 2022 года административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.1, 2 ст.8.7 КоАП, выразившихся:

- в нарушении требований ст.12, ч.ч.1, 2 ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ, п.п.3, 5 и 26 постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 года №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» путем невыполнения установленных обязательных требования природоохранного законодательства, обязанности по рекультивации загрязненных земель земельного участка площадью 7 442,354 м^2, ограниченного угловыми точками с географическими координатами 067:28:54.22982N 078:43:20.30687Е, 067:28:57.87431N 078:43:19.98663Е, 067:28:57.61994N 078:43:18.25003Е, 067:28:56.76264N 078:43:16.75406Е, 067:28:58.09898N 078:43:11.87865Е, 067:28:56.77715N 078:43:12.51347E, 067:28:54.92064N 078:43:14.47620E, 067:28:54.00932N 078:43:19.30896E;

- в нарушении требований ч.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту Закон об охране окружающей среды), ст.12, ч.ч.1, 2 ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ путем невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и ухудшения качественного состояния земель, в результате чего произошло загрязнение/захламление отходами производства и потребления земельного участка площадью 1 041,69 м^2, ограниченного угловыми точками с географическими координатами 067:28:29.25433N 078:42:39.23340Е, 067:28:28.76477N 078:42:38.77312Е, 067:28:29.07778N 078:42:37.54701Е, 067:28:29.53367N 078:42:38.51776Е.

Решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2023 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Администрации Тазовского района без удовлетворения.

С решением судьи не согласен представитель Администрации Тазовского района. В жалобе, поданной в суд округа, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседания суда Ямало-Ненецкого автономного округа не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем, применительно п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие не имеется.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в порядке ст.30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.

В соответствии с ч.1 ст.8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В силу ч.2 ст.8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Статьей 1 Закона об охране окружающей среды к числу компонентов природной среды, помимо прочего, отнесены земля, недра и почвы.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст.ст.3 и 4 Закона об охране окружающей среды).

Статьями 34, 39 и 51 Закона об охране окружающей среды установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель. Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно подп.2, 3 п.2, п.п.5, 6 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среды, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружения в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и иных почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст.4 Закона об охране окружающей среды).

Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии в Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Законом об охране окружающей среды.

Одним из таких мероприятий является рекультивация земель (мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использование в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений).

Правила проведения рекультивации и консервации земель утверждены постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года №800 (далее по тексту Правила).

Согласно п.п.3-6, 8 Правил, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий. Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Пунктом 26 Правил установлено, что лица, обязанные к проведению рекультивации, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев: а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; в) со дня выявления деградации земель; г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.

Применительно п.п.п.52, 53, 76, 77-81 утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года №1096 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), государственный экологический контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий: инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка; наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование. Выездное обследование проводится без взаимодействия с контролируемым лицом, в ходе такого обследования проводится оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться: осмотр; отбор проб (образцов); инструментальное обследование (с применением видеозаписи); испытание; экспертиза. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица. Срок проведения выездного обследования 1 объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать 1 рабочий день. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно. Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя и (или) с применением видеозаписи. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по основаниям, предусмотренным п.1, 3-6 ч.1 ст.57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Как видно из дела, приказом руководства Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора от 8 августа 2022 года №1791 на 11 августа 2022 года назначено проведение выездного обследования территории поселка Тазовский в соответствии с приказом от 3 марта 2022 года №486 «О проведении выездных обследований на водных объектах и их водоохранных зонах на территориях, подведомственных Северо-Уральскому МРУ Росприроднадзора на 2022 год».

Актом выездного обследования от 12 августа 2022 года с фототаблицей подтверждается факт выезда должностного лица территориального органа Росприроднадзора в п. Тазовский. В результате выявлено нарушение требований к охране земель, которые влекут загрязнение земельного участка (указаны географические координаты четырех точек) отходами производства и потребления, в частности четыре несанкционированные свалки:

- несанкционированная свалка №1 (территория, сильно захламленная строительными отходами после сноса здания и (или) сооружения, не оборудованная ограждением, примерная площадь захламленного участка - 1 167,2 м^2);

- несанкционированная свалка №2 (территория, сильно захламленная строительными отходами после сноса здания и (или) сооружения, не оборудованная ограждением, примерная площадь захламленного участка - 1 161,8 м^2);

- несанкционированная свалка №3 (территория, сильно захламленная строительными отходами, отходами производства и потребления, не оборудованная ограждением, примерная площадь захламленного участка - 585,8 м^2);

- несанкционированная свалка №4 (территория, сильно захламленная строительными отходами после сноса здания и (или) сооружения, не оборудованная ограждением, примерная площадь захламленного участка - 5 524,7 м^2).

В ходе обследования 11 августа 2022 года осуществлен осмотр объекта и отобраны пробы почв и отходов, в том числе с территорий несанкционированных свалок с указанием географических координат точек отбора, осуществлена фотофиксация. Помимо этого проведено инструментальное обследование, в частности установлены угловые точки и географические координаты несанкционированных свалок. 12 августа 2022 года отобраны две фоновые пробы почвы также с указанием координат мест отбора.

Тем самым материалами дела подтверждено, что выездное обследование проведено без взаимодействия с проверяемым лицом, а потому суд первой инстанции верно не усмотрел оснований для признания такого обследования, осуществленным с нарушением установленных требований.

При этом обстоятельства, установленные Тазовским районным судом ЯНАО в решении от 7 апреля 2023 года по административному делу №2а-183/2023 года по административному иску Администрации Тазовского района о признании незаконными предписания контролирующего органа от 25 ноября 2022 года, явствующие об обратном, не могут быть приняты во внимание, поскольку апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 июля 2023 года состоявшееся решение районного суда было отменено с направлением административного дела на новое рассмотрение в тот же суд.

Также из материалов дела следует, что в последствие контролирующим органом в целях установления информации о пользователях земельных участков с географическими координатами, соответствующими местам расположения четырех свалок, в Администрацию Тазовского района был направлен запрос.

В ответ получена информация о пользователях лишь трех земельных участков (бессрочное пользование муниципальных управлений и учреждений, арендатор физическое лицо) и кадастровом учете четвертого земельного участка (земли населенных пунктов, фактический владелец отсутствует), сведений еще по четырем участкам не представлено.

Также уполномоченным органом установлено, что земельные участки, ограниченные угловыми точками с географическими координатами 067:28:54.22 9 82N 078:43:20.30687Е, 067:28:57.87431N 078:43:19.98663Е, 067:28:57.61994N 078:43:18.25003Е, 067:28:56.76264N 078:43:16.75406Е, 067:28:58.09898N 078:43:11.87865Е, 067:28:56.77715N 078:43:12.51347Е, 067:28:54.92064N 078:43:14.47620Е, 067:28:54.00932N 078:43:19.30896Е (несанкционированная свалка №2, участок 1), и 067:28:29.25433N 078:42:39.23 3 40Е, 067:28:28.76477N 078:42:38.77312Е, 067:28:29.07778N 078:42:37.54701Е, 067:28:29.53367N 078:42:38.51776Е (несанкционированная свалка №3, участок 2), входят в границы кадастровых кварталов 89:06:010103 и 89:06:010104, но кадастровых номеров не имеют. При этом данные обстоятельства свидетельствует о том, что эти находящиеся в границах муниципального образования муниципальный округ Тазовский район земельные участки относятся к числу тех, государственная собственность на которые не разграничена. Следовательно, правом распоряжения этими участками обладает орган местного самоуправления - Администрация Тазовского района, на который в силу положений ч.1 ст.11 Земельного кодекса РФ, а также ст.ст.10, 13 и 47 Устава муниципального округа Тазовский район возложена обязанность по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние этих земель.

14 октября 2022 года врио руководителя Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора принято решение №874-рш о проведении в отношении земельных участков №№1 и 2 внеплановой выездной проверки в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора), обоснованное наличием угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в срок с 19 октября по 1 ноября 2022 года. В качестве контролируемого лица в решении указана Администрация Тазовского района. Проведение указанной проверки согласовано прокуратурой ЯНАО 17 октября 2022 года.

В ходе проведения проверки у Администрации Тазовского района истребован ряд документов, включая маркшейдерскую съемку (контур, абрис) спорных земельных участков, на почвенных покровах которых находились отходы производства и потребления, с указанием их площади и угловых географических координат (при наличии); информацию о выполнении мероприятий по защите земель от загрязнения химическими веществами, иными веществами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В ответ Администрацией Тазовского района разъяснено, что представляет собой маркшейдерская съемка, указано на отсутствие лицензии на производство маркшейдерских работ, необходимых специалистов и технической возможности выполнить такую съемку. Также сообщено, что на ликвидацию несанкционированной свалки на участке №1 выделены денежные средства, в рамках освоения которых 4 июля 2022 года одним из подразделений органа местного самоуправления заключен муниципальный контракт, исполненный по состоянию на 20 октября 2022 года на 95%, захламление территории отходами ликвидировано. Работы по ликвидации несанкционированной свалки на участке №2 запланированы на 2023 год, признаков высокого и чрезмерного риска опасности этот участок не имеет, на нем размещены древесные и бытовые отходы IV класса опасности. Мероприятия по зачистке участка №2 от загрязнений химическими веществами не производились по причине отсутствия у Администрации Тазовского района материалов о загрязнении данного участка такими веществами.

20 октября 2022 года осуществлен выезд на место, в ходе которого вновь осмотрены спорные участки, установлены угловые точки и географические координаты мест загрязнений, а также отобраны пробы почв (с мест загрязнений и фоновые) и отходов. Все указанные действия осуществлены в присутствии направленного Администрацией Тазовского района к месту осмотра по доверенности заместителя начальника ДИЗО Черкина К.В., подписавшего акты и протоколы, включая протоколы отбора проб, без замечаний.

Согласно акту осмотра от 20 октября 2022 года участок №1 рекультивирован (свалка ликвидирована путем вывоза отходов и отсыпки участка песком; ликвидированная свалка не огорожена, с северной стороны участка уложена пластиковая геосетка поверх отсыпанного песка для предотвращения размывания земельного участка; на момент осмотра осуществляются работы по укладке геосетки, на территории имеются следы работы спецтехники). На участке №2 размещены твердые коммунальные отходы, утратившие потребительские свойства железные бочки, древесные отходы, шины пневматические автомобильные отработанные, отходы мебели; при подъезде к свалке расположены жилые дома, территория свалки по периметру не огорожена. В этом же акте указано, где размещены отснятые в ходе проведения осмотра фото- и видеоматериалы.

21 октября 2022 года Черкин К.В. в объяснениях указал, что ликвидация несанкционированной свалки осуществлена по заключенному одним из подразделений Администрации Тазовского района контракту без проекта рекультивации, который не был разработан по причине проведения работ по ликвидации этой свалки; место вывоза отходов с этой свалки ему неизвестно; контракт находится в стадии исполнения, земельный участок ДИЗО не принимался.

В связи с выявленными обстоятельствами в Администрацию Тазовского района направлены запросы от 26 и 27 октября, 23 ноября 2022 года о предоставлении документов, связанных с ликвидацией свалки (объем и масса вывезенных отходов, наименование и класс опасности вывезенных отходов, место вывоза, паспорта опасности вывезенных отходов, журнал учета выполненных работ, акты приемки, фотофиксация вывоза, подтверждение выгрузки зачищенного мусора на мусорном полигоне, документация на транспортирование и передачу отходов с указанием их количестве, цели и места назначения транспортирования, проект и акт рекультивации земель по участку №1, план мероприятий на 2023 год по участку №2.

Письмом от 27 октября 2022 года в предоставлении документов органом местного самоуправления отказано в связи с незавершением работ. 24 ноября 2022 года сообщено, что с ООО «Универсалстройпроект» заключен муниципальный контракт на зачистку от древесных отходов (V класс опасности) территории площадью 0,6 га, объем вывозимых отходов составил 5 500 м^3, масса 3 300 т; паспортов отходов нет; отходы вывезены на мусорный полигон г. Тарко-Сале; работы не приняты, соответствующих актов нет; проект рекультивации по участку №1 не разрабатывался, акт рекультивации земель отсутствует; план мероприятий по участку №2 не утвержден, планируется к разработке в первом квартале 2023 года.

В то время как Администрации Тазовского района было доподлинно известно о необходимости не только ликвидации, но и рекультивации свалки, подготовки соответствующего проекта и проведения экологической экспертизы, в связи с чем, еще 20 декабря 2021 года были проведены общественные слушания, что следует из имеющегося в материалах дела письма от 15 декабря 2021 года №89-1/01-13-05/564. Таким образом, приступить к рекультивации по утвержденному проекту Администрация Тазовского района должна была не позднее 20 июля 2022 года, но и по состоянию на октябрь 2022 года проектно-сметная документация для ликвидации свалки, предусматривающая рекультивацию земельного участка, находилась в стадии разработки, а со стороны Росприроднадзора к ней имелись замечания.

К разработке проекта рекультивации Администрация Тазовского района так и не приступила.

Факт загрязнения участка №1 (превышения валового содержания железа, марганца, ртути, хрома и цинка в экспериментальных образцах по сравнению с их концентрации в фоновых пробах) и наличия в указанном месте несанкционированной свалки был выявлен в ходе проверочных мероприятий, осуществленных уполномоченным территориальным органом Росприроднадзора еще в сентябре 2021 года, о чем Администрации Тазовского района также было известно.

Решением от 27 октября 2022 года срок проведения выездной проверки продлен по 25 ноября 2022 года в связи с проведением исследований проб почвы и отходов и приостановлением срока проведения контрольного мероприятия с 28 октября по 22 ноября 2022 года.

Впоследствии проведены маркшейдерские работы и экспертизы, в ходе которых определена площадь спорных территорий, фактически занятых отходами производства и потребления (участок №2 - 1 041,69 м^2), а также отсыпанных после вывоза мусора (участок №1 - 7 442,354 м^2) и установлено, что точки отбора экспериментальных проб отходов и почв находятся на этой территории.

В ходе проведенных филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Курганской области испытаний проб почв, отобранных с участка №2, определено, что валовое содержание марганца, железа и магния (горизонт 5-20) в фоновых пробах гораздо ниже, чем в экспериментальных образцах.

Тем самым, в ходе контрольного мероприятия установлен факт загрязнения/захламления участка №2 и невыполнения обязательных требований - рекультивации участка №1. Ответственность за эти участки несет Администрация Тазовского района, а потому суд первой инстанции верно констатировал, что выявленные факты свидетельствуют о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей, упомянутых в ст.42 Земельного кодекса РФ.

По результатам проверки 25 ноября 2022 года составлен акт №690, согласно которому выявленные в ходе проверки обстоятельства расценены как невыполнение Администрацией Тазовского района установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почвы от предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и ухудшающих качественное состояние земель, в результате чего произошло загрязнение/захламление отходами производства и потребления участка №2 площадью 1 041,69 м^2, а также установленной обязательными требованиями природоохранного законодательства обязанности по рекультивации загрязненных земель территории земельного участка площадью 7 442,354 м^2 (участок №1), что выразилось в проведении работ по ликвидации свалки на основании муниципального контракта в отсутствие проекта рекультивации.

При таком положении выводы суда первой инстанции о нарушении в сложившихся правоотношениях требований ч.2 ст.34 и ч.2 ст.51 Закона об охране окружающей среды, ст.ст.12, 13 и 42 Земельного кодекса РФ и утвержденных постановлением Правительства РФ правил проведения рекультивации земель, являются обоснованными.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения вменяемых административных правонарушений, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных судом первой инстанции фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что события административных правонарушений, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных в обжалуемом судебном акте доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Материалы дела об административных правонарушениях свидетельствуют, что при его рассмотрении, уполномоченным органом и судьей созданы лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав, выяснялись, исследовались все доводы и доказательства, выдвинутые Администрацией Тазовского района в свою защиту, им дана правильная оценка.

В рассматриваемом случае Администрация Тазовского района имела возможность для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.

Таким образом, действия Администрации Тазовского района правильно квалифицированы по ч.ч.1, 2 ст.8.7 КоАП РФ. Такая квалификация соответствует установленным обстоятельствам дела и нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения ст.ст.1.5 и 1.6 КоАП РФ не нарушены.

Доводы, поданной в суд Ямало-Ненецкого автономного округа жалобы, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, не опровергают наличие в действиях Администрации Тазовского района инкриминируемых составов административных правонарушений, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что им допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения Администрации Тазовского района к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.

Административное наказание Администрации Тазовского района назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ч.ч.3.2, 3.5 ст.4.4 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу п.п.3, 4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, не установлено.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2023 года, постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 28 декабря 2022 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч.1, 2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Администрации Тазовского района, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья (подпись) Е.Г. Зотина