ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-154/20 от 16.06.2020 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Судья Бажева Е.В. дело № 7-154/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Салехард 16 июня 2020 года

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Евсевьев С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» Орловской Ю.Н. на решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 15 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением № 03/4-104/2020 от 19 марта 2020 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу - заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в г.Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Шустовских А.В. юридическое лицо АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» ( далее по тексту также и Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением судьи Ноябрьского городского суда от 15 мая 2020 года указанное постановление изменено, назначенное наказание смягчено до 200 тысяч рублей.

В жалобе на решение суда защитник АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» Орловская Ю.Н., ссылаясь на нормы КоАП РФ и другие нормативные акты, просит отменить постановление должностного лица и решение судьи и прекратить производство по делу. Автор полагает, что с учетом ранее выданного предписания от 17 июля 2018 года об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований и его дальнейшего обжалования в Арбитражный суд в период времени с 25 сентября 2018 года по 06 июня 2019 года, срок устранения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, установленный до 01 июля 2019 года должен был быть увеличен на весь срок обжалования предписания в судебном порядке. То есть, по мнению автора жалобы, срок исполнения предписания от 17 июля 2018 года истекает только 14 июня 2020 года. Иное толкование по мнению защитника повлечет за собой нарушение права юридического лица на судебную защиту и на своевременное исполнение предписания надзорного органа.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания от них не поступило, суд их явку обязательной не признавал, в связи с чем жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие сторон.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.

Административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры предусмотрена ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 Земельного кодекса РФ установлено).

Рекультивация проводится в случаях, установленных законодательством, для охраны окружающей среды, если хозяйственная и иная деятельность оказывает (может оказывать) прямое или косвенное негативное воздействие на среду (ст.34 Закона об охране окружающей среды).

Рекультивация это мероприятия по предупреждению деградации земель (то есть ухудшения их качества) и (или) восстановлению их плодородия. Такие мероприятия проводятся в том числе путем ликвидации последствий загрязнения почвы, восстановления ее плодородного слоя и создания защитных лесных насаждений (п.2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила рекультивации земель)).

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что акционерному обществу «Энерго-Газ-Ноябрьск» на основании акта проверки было выдано предписание № 17 от 17 июля 2018 года с требованием в срок до 1 июля 2019 года устранить нарушение требований природоохранного законодательства, связанное со сбросом сточных вод на почву в районе поселка СМП-329 и провести рекультивацию загрязненного земельного участка в месте сброса сточных вод из системы водоотведения в районе названного поселка.

В ходе проведения в период с 24 июля 2019 года по 20 августа 2019 года на основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по ЯНАО №249-п от 22 июля 2019 года внеплановой документарной и выездной проверки в отношении АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» по выполнению ранее выданного предписания об устранении нарушений природоохранных требований № 17, на основании акта проверки № 80 от 17 июля 2018 года, установлено, что Обществом в установленный срок рекультивация загрязненного земельного участка не проведена, а сброс сточных вод на почву в районе поселка СМП-329 осуществлялся и на момент проверки.

По результатам проверки в отношении Общества составлен протокол от 05 марта 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ (т.2 л.д.175-185).

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЯНАО Шустовских А.В. от 19 марта 2020 года АО «Энерго-Газ-Ноябрьск», за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 400 тысяч рублей (т.2 л.д.207-219).

Основанием для привлечения Общества к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых актах выводы о том, что АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» не были выполнены обязанности по рекультивации земельного участка, расположенного в районе поселка СМП-329 г. Ноябрьска, с географическими координатами N 63009"11,4”Е75024"11,6"", качественное состояние земель которого было нарушено при сбросе сточных вод из системы водоотведения.

В силу требований ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Оценка доказательств по делу об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, производится на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Обстоятельства, свидетельствующие о том, что Обществом ранее производился сброс сточных вод из системы водоотведения и ему было выдано предписание № 17 от 17 июля 2018 года с требованием в срок до 1 июля 2019 года устранить нарушение требований природоохранного законодательства, связанное со сбросом сточных вод на почву в районе поселка СМП-329, и провести рекультивацию загрязненного земельного участка в месте сброса сточных вод из системы водоотведения в районе названного поселка, судом установлен правильно и не противоречит доказательствам, имеющихся в материалах дела.

Выявленное должностными лицами административного органа событие административного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе, предписанием от 17 июля 2017 года № 17 (т.1 л.д.1-2), приказом о проведении внеплановой документарной и выездной проверки (т.1 л.д.26-29), актом проверки от 20 августа 2019 (т.1 л.д.3-17), актом осмотра от 24 июля 2019 года с приложением фотоматериалов (т.1 л.д.38-63), протоколами результатов анализа образцов с земельного участка (т.1 л.д.84-85), кадастровым паспортом (т.1 л.д.131-134), концессионным соглашением (т.1 л.д. 135-163), протоколом об административном правонарушении (т.2 л.д.175-185), объяснениями лиц и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 КОАП РФ.

Действия АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» квалифицированы по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ, подлежащего применению земельного законодательства и нормативных актов о рекультивации земель.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности должностное лицо Росприроднадзора и суд первой инстанции установили, что осуществленная на земельном участке Обществом деятельность по сбросу сточных вод в землю, повлекла необходимость проведения её рекультивации, которая не была проведена Обществом в установленные сроки.

Мнение защитника о необходимости продления сроков исполнения предписания, в связи с его обжалованием в судебном порядке, основано на неверном толковании норм права и процессуального законодательства.

Вопреки доводам заявителя, принимая решение по делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку обязанность по рекультивации земель возлагается, в том числе на лиц, деятельность которых привела к деградации земель.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» не предоставило каких-либо доказательств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны земель.

Остальные доводы жалобы аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе производства по делу, и были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, установленные обстоятельства и выводы о виновности АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают.

Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

Административное наказание Обществу назначено в соответствии с требованиями статей 4.1-4.3 КоАП РФ, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, является справедливым и соразмерно содеянному.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в ходе производства по делу допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,

р е ш и л :

постановлением № 03/4-104/2020 от 19 марта 2020 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу - заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в г.Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Шустовских А.В. и решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 15 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении АО «Энерго-Газ-Ноябрьск», оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья С.А. Евсевьев