ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-154/2018 от 27.04.2018 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья ФИО5. дело № 7-154/2018

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 27 апреля 2018 года

Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,

при секретаре: Бабушкиной Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации города Астрахани на постановление Советского районного суда города Астрахани от 23 января 2018 года по делу о привлечении администрации муниципального образования «Город Астрахань» к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Советского районного суда города Астрахани от 23 января 2018 года администрация муниципального образования «Город Астрахань» привлечена к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Администрации назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

В жалобе администрация муниципального образования «Город Астрахань» ставит вопрос об отмене постановления суда и прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения и существенных процессуальных нарушений, допущенных по делу.

Доложив дело и жалобу, выслушав представителей администрации муниципального образования «Город Астрахань», поддержавших доводы жалобы, представителя административного органа Адельбаеву А.Ж., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, исследовав материалы дела, дополнительно представленные и истребованные по инициативе суда доказательства, суд второй инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки поступивших в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области от физических лиц сообщений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, административным органом проведено комиссионное обследование контейнерной площадки по адресу: <адрес>.

Обследование показало, что контейнерная площадка представлена двумя контейнерами, один из которых находится в границах металлического ограждения, второй – вне этих границ. Само металлическое ограждение зафиксировано неплотно (металлические стойки расшатаны). Оба контейнера установлены на земле, бетонное или асфальтное покрытие под контейнерами отсутствует.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 4 декабря 2017 года, администрации муниципального образования «Город Астрахань» административным органом вменяется несоблюдение пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 и пункта 3.11 СП 3.5.3.3223-14. Указанные нарушения связаны с отсутствием специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием в месте обустройства контейнерной площадки. Иные нарушения санитарных правил и норм не вменяются.

В ходе производства по делу об административном правонарушении суд не вправе выходить за пределы предмета судебного разбирательства и выполнять полномочия административного органа, соответственно, суд не вправе выходить за пределы вмененного правонарушения. Это означает, что предметом судебного рассмотрения является только проверка наличия либо отсутствия вины привлекаемого юридического лица – администрации муниципального образования «Город Астрахань» в совершении инкриминированного ему деяния - в нарушении санитарных правил и норм, связанных с отсутствием специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием в месте обустройства контейнерной площадки по <адрес>.

Также при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении конкретного лица, суд, не являясь органом административного преследования, не вправе обсуждать вопрос о виновности другого лица, не привлеченного к ответственности по настоящему делу, в совершении конкретного административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Соответственно, с учетом действующего правового регулирования суд обязан по настоящему делу установить либо опровергнуть тот факт, что у администрации муниципального образования «Город Астрахань» имелась возможность оборудовать специальную площадку с бетонным или асфальтовым покрытием в месте обустройства контейнерной площадки по <адрес>, однако администрацией все зависящие от нее меры не выполнены.

Согласно пункту 3 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, каковым является Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В преамбуле указанного Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ указано, что он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления и предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление № 1156.

Данным постановлением утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Они устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (пункт 4 раздел I).

Такой договор с региональным оператором Астраханской области – ООО «ЭкоЦентр» заключен, им является соглашение от 7 февраля 2017 года, заключенное 7 февраля 2017 года с министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области соглашения.

Согласно соглашению, региональный оператор обязуется организовать и осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области, определенной в территориальной схеме обращения с отходами, в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Порядком сбора твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области, утвержденного постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 12 августа 2016 года №36-П (раздел 1).

В целях реализации этого соглашения, региональный оператор обязан, в частности, устанавливать места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе, осуществлять монтаж, ремонт контейнерной площадки и контейнеров по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (пункт 2.1.2 соглашения).

В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Учитывая толковые значения слов «монтаж» и «ремонт», обозначающих сборку конструкций, починку и исправление неисправностей, буквальное значение пункта 2.1.2 соглашения означает, что региональный оператор обязан осуществлять сборку, починку и исправление неисправностей при эксплуатации контейнерной площадки.

Как видно, не проведение мероприятий по бетонированию или асфальтированию площадки в месте последующей установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов с монтажом и ремонтом контейнерной площадки исходя из того значения, которое придается этому в соглашении, не связано. Обустройство контейнерной площадки, связанное с не проведением мероприятий по бетонированию или асфальтированию площадки в месте последующей установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, в том значении, как это указано в соглашении, монтажом и ремонтом контейнерной площадки не является.

Это согласуется с тем, что в соответствии с пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, бремя содержания контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории, возложено на собственников помещений в многоквартирном доме. Бремя содержания контейнерных площадок, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположена такая контейнерная площадка.

Анализируя действующее правовое регулирование, можно прийти к выводу о том, что бремя содержания контейнерных площадок возложено, если площадка расположена на придомовой территории, на собственников помещений многоквартирного дома, а если в иных местах – на собственника земельного участка, на котором она расположена.

В данном случае, контейнерная площадка по <адрес> расположена на землях общего пользования, право собственности на земельный участок не зарегистрировано, что в силу закона указывает на то, что собственником земельного участка является муниципальное образование «Город Астрахань». Данный факт является таковым в силу закона, а значит, никакими доказательствами не подтверждается. Соответственно, на администрацию муниципального образования «Город Астрахань», как на собственника земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка, в данной правовой ситуации, возложено бремя содержания контейнерной площадки. Это бремя администрацией осуществляется с нарушением пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 и пункта 3.11 СП 3.5.3.3223-14, что образует состав административного правонарушения по статье 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанные в жалобе администрации муниципального образования «Город Астрахань» нарушения, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении, существенными не являются, а значит, отмену состоявшегося по делу судебного акта не влекут.

Несогласие администрации с толкованием норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств не является основанием для отмены оспариваемого судебного акта.

Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом не допущено.

Довод жалобы о нарушениях, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении, нельзя признать обоснованным, поскольку он не подтверждается материалами дела. Как усматривается, протокол составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены. Осмотр контейнерной площадки произведен в рамках рассмотрения информации, поступившей от физических лиц, содержащей признаки состава административного правонарушения. На момент осмотра собственник земельного участка не установлен, соответственно, указывать на нарушения прав администрации при осмотре контейнерной площадке, оснований не имеется. Более того, факт отсутствия бетонного или асфальтного покрытия на контейнерной площадке никем не отрицается и подтверждается иными доказательствами по делу. Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление судьи как незаконное и необоснованное, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Астраханского областного суда

РЕШИЛ:

постановление Советского районного суда города Астрахани от 23 января 2018 года оставить без изменения, жалобу администрации МО «Город Астрахань» - без удовлетворения.

Мотивированное решение вынесено 27 апреля 2018 года.

Судья Астраханского

областного суда О.А. Сорокина