ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-155/12 от 19.03.2012 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №7-155/12

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

19.03.2012 года Судья Нижегородского областного суда Бушмина А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по жалобе представителя генерального директора ЗАО «Нафта-Лизинг» Токарева М.В.- по доверенности Балиной Л.Л. на решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 02.02.2012 года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) № <…> от 07.06.2011 года генеральный директор ЗАО «Нафта-Лизинг» Токарев М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 176-ФЗ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Считая вынесенное постановление незаконным, Токарев М.В. обратился в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода с жалобой на указанное постановление.

Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 02.02.2012 года постановление заместителя руководителя Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) № <…> от 07.06.2011года оставлено без изменения, жалоба Токарева М.В. - без удовлетворения.

В жалобе по пересмотру решения Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 02.02.2012 года, представитель генерального директора ЗАО «Нафта-Лизинг» Токарева М.В.- по доверенности Балина Л.Л. просит решение суда отменить, поскольку срок давности привлечения лица к административной ответственности истек.

В судебное заседание Токарев М.В., представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, отводов и ходатайств не заявили.

В судебном заседании представитель Токарева М.В. по доверенности Балина Л.Л. отводов и ходатайств не имеет, доводы жалобы поддержала.

МРУ Росфинмониторинг по ПФО направил в суд отзыв на жалобу, который приобщен к материалам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Токарева М.В., судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч.2 ст.15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласноч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года …(в ред. федерального закона от 23.07.2010 N 176-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее- Федеральный Закон № 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученные преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннею контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 №638) установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу названного постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

В силу абз. 2 п. 9 ст. 7 Закона N 115-ФЗ в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 26.04.2011 г. должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО в период с 03.05.2011 г. по 01.06.2011 г. проведена выездная проверка соблюдения ЗАО «НАФТА-ЛИЗИНГ» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по результатом которой составлен акт от 11.05.2011 г. № <…> (л. 6 – 16 административного материала том 1).

На момент проверочных мероприятий было установлено, что ЗАО «Нафта-Лизинг» зарегистрировано в качестве юридического лица 27.07.2009 года (Свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации –л.д.42 административного материала том 1) и осуществляет лизинговую деятельность, что подтверждается представленными в ходе проверки договорами лизинга, а также документами, подтверждающими их исполнение.

В соответствии с п. 2.2 ст. 2 Устава ЗАО «Нафта-Лизинг», утвержденного собранием учредителей протоколом №1 от 20.07.2009г., выписке из ЕГРЮЛ от 28.04.2011 года № <…> и иных документов основным видом экономической деятельности ЗАО «Нафта-Лизинг» является финансовый лизинг (л.20, 173 административного материала том 1).

В ходе выездной проверки в период с 03.05.2011 г. по 01.06.2011 г. МРУ Росфинмониторинга по ПФО установило, что ЗАО «НАФТА - ЛИЗИНГ» в течение длительного времени на учете в уполномоченном органе не состоит, что привело к отсутствию возможности выявления операций в соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ и их последующего приостановления; в течение длительного периода времени осуществляется деятельность в отсутствие организованной системы внутреннего контроля и в отсутствие программ осуществления внутреннего контроля, что выражается в отсутствии разработанных и согласованных с уполномоченным органом правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, отсутствия специального должностного лица, ответственного за их соблюдение, идентификация клиентов организации проводится в соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона, обучение сотрудников в сфере ПОД/ФТ не проводилось, сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, в уполномоченный орган не представлены (л.15 административного материала том 1).

В соответствии с ст.ст. 3, 7 Федерального закона № 115-ФЗ обязанность по принятию внутренних организационных мер в целях соблюдения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным тем, и финансированию терроризма, а также по представлению информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, возлагается на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованными в ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ.

Согласно имеющимся материалам дела (приказ ЗАО «Нафта-Лизинг» от 27.07.2009 № 1- л.45 административного материала том 1) в период с 27.07.2009 руководство организацией осуществлялось генеральным директором ЗАО «Нафта-Лизинг» Токаревым М.В., которому, как указывает МРУ Росфинмониторинга по ПФО, надлежало обеспечить соблюдение возглавляемой организацией законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования террористов.

Уполномоченное лицо МРУ Росфинмониторинга по ПФО составило в отношении генерального директора ЗАО «Нафта-Лизинг» Токарева М.В. протокол об административном правонарушении № 04-11/271/3 от 13.05.2011 г., усмотрев в его действиях признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов административного дела заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО вынес постановление от 07.06.2011 № 04-11/271/3 о привлечении генерального директора ЗАО «Нафта-Лизинг» Токарева М.В. к административной ответственности по части 3 статьи 15.27 Кодекса и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Согласно указанному Постановлению от 07.06.2011 № 04-11/271/3 о привлечении к административной ответственности Токарева М.В., он привлечен к административной ответственности, поскольку в течение длительного времени не организовал и не осуществлял внутренний контроль, что выразилось в следующем:

- осуществление ЗАО «Нафта-Лизинг» в течение длительного времени, а именно в период с 27.07.2009 г. по 25.04.2011 г. включительно, деятельности в отсутствие постановки на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО, чем нарушен пункт 9 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ;

- отсутствие в ЗАО «Нафта-Лизинг» в течение длительного времени, а именно с 27.07.2009 г. по 25.04.2011 г. включительно, Правил внутреннего контроля, чем нарушен пункт 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ;

- отсутствие в ЗАО «Нафта-Лизинг» в течение длительного времени специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, чем нарушен пункт 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ;

- несоблюдение в ЗАО «Нафта-Лизинг» в течение длительного времени, порядка подготовки и обучения кадров в целях осуществления внутреннего контроля, чем нарушены приказы Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256, от 03.08.2010 №203;

- отсутствие в течение длительного времени реализации программы внутреннего контроля - выявления операции, подлежащих обязательному контролю, и необычных сделок, а также непредставление сведений в уполномоченный орган о таких операциях, перечень которых приведен в пункте 5 Постановления заместителя руководителя Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу № 04-11/271/3 от 07.06.2011 года, чем нарушен пункта 3 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества и лизинговые компании), обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации,

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 г. N 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», в редакции действующей на момент совершения правонарушения, установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу названного Постановления.

Из анализа вышеуказанных норм закона следует, что руководитель ЗАО «Нафта-Лизинг» был обязан разработать правила внутреннего контроля в течение одного месяца со дня государственной регистрации Общества.

Поскольку государственная регистрация ЗАО «Нафта-Лизинг» осуществлена МРИ ФНС № 1 по Республике Марий Эл 27.07.2009 года, то Токарев М.В., являясь генеральным директором ЗАО «Нафта-Лизинг» должен был представить карту постановки на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 28.08.2009 года, утвердить правила внутреннего контроля не позднее 28.08.2009 года и направить данные правила на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 02.09.2009 года.

В части 1 ст. 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения лица к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части:

- осуществление ЗАО «Нафта-Лизинг» в течение длительного времени, а именно в период с 27.07.2009 г. по 25.04.2011 г. включительно, деятельности в отсутствие постановки на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО;

- отсутствие в ЗАО «Нафта-Лизинг» в течение длительного времени, а именно с 27.07.2009 г. по 25.04.2011 г. включительно, Правил внутреннего контроля,

не являются длящимися, поскольку соответствующие обязанности подлежали исполнению генеральным директором ЗАО «Нафта-Лизинг» в следующие сроки - постановка на учет не позднее 28.08.2009 года, утверждение правила внутреннего контроля не позднее 28.08.2009 года, направление данных правил на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 02.09.2009 года.

То обстоятельство, что правонарушение не было своевременно выявлено, не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося, поскольку, осуществляя контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма уполномоченные органы обязаны своевременно выявлять и пресекать правонарушения в этой области и принимать меры для привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности.

Таким образом, постановление о привлечении генерального директора ЗАО «Нафта-Лизинг» к административной ответственности за указанные правонарушения могло быть вынесено не позднее соответственно 29.08.2010 г. и. 02.09.2010 г.

Поскольку постановление N <….> о привлечении генерального директор ЗАО «Нафта-Лизинг» к административной ответственности, вынесено 07.06.2011, то есть с пропуском установленного ст. 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности, то суд, пересматривающий решение по жалобе, приходит к выводу, что генеральный директор ЗАО «Нафта-Лизинг» незаконно привлечен к административной ответственности за следующие правонарушения:

- осуществление ЗАО «Нафта-Лизинг» в течение длительного времени, а именно в период с 27.07.2009 г. по 25.04.2011 г. включительно, деятельности в отсутствие постановки на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО;

- отсутствие в ЗАО «Нафта-Лизинг» в течение длительного времени, а именно с 27.07.2009 г. по 25.04.2011 г. включительно, Правил внутреннего контроля,

так как срок давности привлечения к административной ответственности за совершение указанных действий (бездействие) на момент рассмотрения должностным лицом административного органа истек.

Также в протоколе об административном правонарушении от 13.05.2011 г. и в постановлении N 04-11/271/3 о привлечении генерального директора ЗАО «Нафта-Лизинг» к административной ответственности указано, что их основаниями являются:

- отсутствие в ЗАО «Нафта-Лизинг» в течение длительного времени специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления;

- несоблюдение в ЗАО «Нафта-Лизинг» в течение длительного времени, порядка подготовки и обучения кадров в целях осуществления внутреннего контроля.

Согласно части 2 ст.28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются … место, время совершения и событие административного правонарушения.

Вместе с тем в протоколе об административном правонарушении от 13.05.2011 г. и в постановлении N 04-11/271/3 от 07.06.2011 г. отсутствуют сведения об обстоятельствах совершения административного правонарушения, а именно данные о конкретном периоде времени, в течение которого было совершено вменяемое правонарушение - в течение которого в ЗАО «Нафта-Лизинг» отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления; а также в течение которого в ЗАО «Нафта-Лизинг» не соблюдался порядок подготовки и обучения кадров в целях осуществления внутреннего контроля,

Сведения в протоколе об административном правонарушении и в постановлении об административном правонарушении о том, что данное правонарушение происходило в течение длительного периода времени, не указывает на то когда именно, в какой период времени это происходило, не устанавливает время совершения административного правонарушения.

Вместе с тем судья Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода, рассматривавший дело, не установил время совершения данного административного правонарушения.

Поскольку в протоколе об административном правонарушении и в постановлении N <…> о привлечении генерального директора ЗАО «Нафта-Лизинг» к административной ответственности, не указано время совершения административного правонарушения, то суд, пересматривающий решение по жалобе, приходит к выводу, что генеральный директор ЗАО «Нафта-Лизинг» незаконно привлечено к административной ответственности за следующие правонарушения:

- отсутствие в ЗАО «Нафта-Лизинг» в течение длительного времени специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления;

- несоблюдение в ЗАО «Нафта-Лизинг» в течение длительного времени, порядка подготовки и обучения кадров в целях осуществления внутреннего контроля.

Также в протоколе об административном правонарушении от 13.05.2011 г. и в постановлении N <…> о привлечении генерального директора ЗАО «Нафта-Лизинг» к административной ответственности указано, что их основаниями являются:

- отсутствие в течение длительного времени реализации программы внутреннего контроля - выявления операции, подлежащих обязательному контролю, и необычных сделок, а также непредставление сведений в уполномоченный орган о таких операциях, перечень которых приведен в пункте 5 Постановления заместителя руководителя Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) № <…> от 07.06.2011 года.

В решении судьи Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 02.12.2012 г. указано, что проверкой установлена и подтверждена причинно-следственная связь между неисполнением законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля и непредставления сведения по 21 операциям, подлежащим контролю, и 11 сделкам, подпадающим под основные критерии сомнительных сделок.

Вместе с тем в протоколе об административном правонарушении и в постановлении N <…> о привлечении генерального директора ЗАО «Нафта-Лизинг» к административной ответственности отсутствуют данные о 21 операции, подлежащей контролю, что делает вывод судьи Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода о наличии 21 операции, подлежащей контролю необоснованным.

Также в решении судьи Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода указано, что им установлено наличие 11 сделок, подпадающих под основные критерии сомнительных сделок, однако в протоколе об административном правонарушении и в постановлении N <…> о привлечении генерального директора ЗАО «Нафта-Лизинг» к административной ответственности перечислены 21 сделка, подпадающая под основные критерии сомнительных сделок. При этом из решения судьи нельзя сделать вывод, какие конкретно одиннадцать сделок из 21 сделки суд относит к сомнительным сделкам.

Как установлено проверкой, в проверяемом периоде ЗАО «Нафта-Лизинг» заключены с ООО «Элкон-СВЛ» следующие договоры лизинга, по условиям которых ЗАО «Нафта-Лизинг» ступало лизингодателем, сведения по которым не представлены в установленный срок в уполномоченный орган, а именно:

договор лизинга движимого имущества от 13.08.2009 №<…> на сумму 1125118 рублей. Имущество передано лизингополучателю по акту приема-передачи от 14.08.2009.

договор лизинга движимого имущества от 13.08.2009 №<…> на сумму 1280000 рублей. Имущество передано лизингополучателю по акту приема-передачи от 14.08.2009.

Кроме того, согласно п.п. 1.1 п.1 ст.6 Федерального закона сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3000000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3000000 рублей, или превышает ее.

Как установлено в ходе проверки, ЗАО «Нафта-Лизинг» заключило с ООО «…» ряд сделок купли-продажи нежилого недвижимого имущества на сумму, превышающую 3000000 рублей, подлежащих обязательному контролю, сведения по которым также не представлены в установленный срок в уполномоченный орган, а именно:

договор купли-продажи недвижимого имущества от 05.08.2009 №<…> на сумму 8910000 рублей;

договор купли-продажи недвижимого имущества от 05.08.2009 №<..> на сумму 10190000 рублей;

договор купли-продажи недвижимого имущества от 05.08.2009 №<…> на сумму 3750000 рублей;

договор купли-продажи недвижимого имущества от 05.08.2009 №<…> на сумму 10 015 000 рублей;

договор купли-продажи недвижимого имущества от 05.08.2009 №<…> на сумму 4 574 000 рублей;

договор купли-продажи недвижимого имущества от 05.08.2009 №<…>на сумму 4 560 000 рублей;

договор купли-продажи недвижимого имущества от 05.08.2009 №<..> на сумму 7 575 000 рублей;

договор купли-продажи недвижимого имущества от 05.08.2009 №<…> на сумму 3785000 рублей;

договор купли-продажи недвижимого имущества от 05.08.2009 №<…> на сумму 3010000 рублей;

договор купли-продажи недвижимого имущества от 05.08.2009 №<…> на сумму 8010000 рублей;

договор купли-продажи недвижимого имущества от 01.11.2009 №<…> на сумму 23220000 рублей;

договор купли-продажи недвижимого имущества от 11.02.2011 №<…> на сумму 42445000 рублей.

Кроме того, в ходе проверочных мероприятий установлено, что ЗАО «Нафта-Лизинг» заключило ряд сделок с недвижимым имуществом, а именно договоров лизинга недвижимого имущества на сумму, превышающую 3000000 рублей, подлежащих обязательному контролю, сведения по которым в установленный срок в Росфинмониторинг не представлены:

договор лизинга недвижимого имущества с ЗАО «…» от 01.08.2009 02/2009 на сумму 5615000 руб. Указанный договор зарегистрирован в УФРС по Республике Марий Эл 29.04.2010.

договор лизинга недвижимого имущества с ЗАО «…» от 06.08.2009 №<…> на сумму 8445000 руб. Указанный договор зарегистрирован в УФРС по Республике Марий Эл 19.04.2010.

договор лизинга недвижимого имущества с ЗАО «…» от 01.08.2009 №<…> на сумму 11386000 руб. Указанный договор зарегистрирован в УФРС по Республике Марий Эл 15.04.2010.

договор лизинга недвижимого имущества с ЗАО «…» от 01.08.2009 №<…> на сумму 3445000 руб. Указанный договор зарегистрирован в УФРС по Республике Марий Эл 15.04.2010.

договор лизинга недвижимого имущества с ЗАО «…» от 01.08.2009 №<…> на сумму 4745000 руб. Указанный договор зарегистрирован в УФРС по Республике Марий Эл 15.04.2010.

договор лизинга недвижимого имущества с ООО «…»» от 01.08.2009 №<…> на сумму 8700000 руб. Указанный договор зарегистрирован в УФРС по Республике Марий Эл 17.07.2010.

Сведения по данным операциям, подлежащие обязательному контролю, ЗАО «Нафта-Лизинг» в установленный законом срок в уполномоченный орган не представило.

Данное обстоятельство подтверждено материалами дела, из которых следует, что Общество не направило данные о совершении сделок ни на момент составления протокола об административном правонарушении от 13.05.2011 г., ни к моменту рассмотрения административного дела № 04-11/271/3 от 07.06.2011 г.

В соответствии с п. 10 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона № 115-ФЗ порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

В соответствии со ст. 3 и 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации обязаны предпринимать внутренние организационные меры в целях ПОД/ФТ, направленные на выявление операций подлежащих обязательному контролю и сомнительных сделок.

В соответствии с п.3 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация, не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами либо имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 Федерального закона.

Согласно п. 1.1 и 1 ст. 6 Федерального закона сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3000000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3000000 рублей или превышает ее.

В соответствии со ст. 433 ГК РФ если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества; договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения лица к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части выявления операции, подлежащих обязательному контролю, и необычных сделок, а также непредставление сведений в уполномоченный орган о таких операциях, не являются длящимися, поскольку соответствующие обязанности подлежали исполнению генеральным директором ЗАО «Нафта-Лизинг» Токаревым М.В. в установленные законодательством сроки.

Административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ, считается оконченным в момент истечения установленных законодателем сроков утверждения правил внутреннего контроля и предоставления сведений об операциях в уполномоченный орган.

Поскольку с момента регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл указанных выше операции с денежными средствами или иным имуществом, до даты составления протокола об административном правонарушении и постановления о привлечении к административной ответственности прошло более 1 года, то в отношении указанных операций генеральный директор ЗАО «Нафта-Лизинг» Токарев М.В. незаконно привлечен к административной ответственности за исключением сделки купли-продажи нежилого недвижимого имущества на сумму, превышающую 3000000 рублей, подлежащих обязательному контролю между ЗАО «Нафта-Лизинг» с ООО «…» - договор купли-продажи недвижимого имущества от 11.02.2011 №<…> на сумму 42445000 рублей; договора лизинга недвижимого имущества на сумму, превышающую 3000000 рублей, подлежащих обязательному контролю, - договор лизинга недвижимого имущества с ООО «…»» от 01.08.2009 №<…> на сумму 8700000 рублей, зарегистрированный в УФРС по Республике Марий Эл 17.07.2010 г. срок привлечения по которым на тот момент не истек.

Судья приходит к выводу, что не истек срок привлечения к административной ответственности Токарева М.В. в отношении следующих сделок:

договор лизинга недвижимого имущества с ООО «…» от №<…> на сумму 8 700 000 рублей, зарегистрированного в УФРС по Республике Марий Эл 17.07.2010 г.;

договор купли-продажи недвижимого имущества от 11.02.2011 №<…> на сумму 42 445 000 рублей с ООО «<…>».

Однако генеральный директор ЗАО «Нафта-Лизинг» Токарева М.В. был привлечен к административной ответственности за совершение тех же самых противоправных действий - за нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю:

- договор лизинга недвижимого имущества с ООО «<…>» от №<…> на сумму 8 700 000 рублей по постановлению о назначении административного наказания от 07.06.2011 г. № <…>(л.28-34 административного материала том 2).

- договор купли-продажи недвижимого имущества от 11.02.2011 №<…> на сумму 42 445 000 рублей по постановлению о назначении административного наказания от 07.06.2011 г. № <…> (л.47-52 административного материала том 2).

Пунктом 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела. Исходя из положений данной нормы, лицо привлекается к ответственности за одно и то же правонарушение один раз. Поэтому производство об административном правонарушении в отношении лица должно быть прекращено, если по этим же противоправным действиям (бездействию) в отношении данного лица уже было вынесено постановление о назначении административного наказания.

Таким образом, суд, пересматривающий решение по жалобе, приходит к выводу, что генеральный директор ЗАО «Нафта-Лизинг» незаконно привлечен к административной ответственности за:

- отсутствие в течение длительного времени реализации программы внутреннего контроля - выявления операции, подлежащих обязательному контролю, и необычных сделок, а также непредставление сведений в уполномоченный орган о таких операциях, перечень которых приведен в пункте 5 Постановления заместителя руководителя Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу № <…> от 07.06.2011 года.

Судья Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода, признавая законным оспариваемое постановление, не установил момент совершения генеральным директором ЗАО «Нафта-Лизинг» Токаревым М.В. вменяемого ему правонарушения по каждому из эпизодов, не установил, являются ли они длящимися, вследствие чего не проверил, не истек ли предусмотренный статьей 4.5 КоАП Российской Федерации срок по каждому из эпизодов на момент вынесения оспариваемого постановления,

При таких обстоятельствах, решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 02.02.2012 года и постановление заместителя руководителя Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу № 04-11/271/3 от 07.06.2011 года не могут быть признаны законными и обоснованными, и подлежат отмене.

Согласно ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: …6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: …3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая, что срок привлечения к административной ответственности генерального директора ЗАО «Нафта-Лизинг» Токарева М.В. на момент рассмотрения жалобы на решение судьи Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 02.02.2012 года истек, а Постановление заместителя руководителя Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному № <…> от 07.06.2011 года отменено, то на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ и п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ вопросы о привлечении к административной ответственности в совершении административного правонарушения, о виновности и обстоятельствах данного правонарушения обсуждаться не могут.

СЛедовательно решение судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 02.02.2012 года подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) № <…> от 07.06.2011 года и решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 02.02.2012 года отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья областного суда - А.Е. Бушмина