Судья Труженикова Т.И.
Дело № 7-1568/2020 / 21-804/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 14 октября 2020 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу начальника отдела государственного лесного надзора Управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Г. на решение судьи Юрлинского районного суда Пермского края от 24 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отдела государственного лесного надзора Управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 15 июня 2020 г. № 05-02/13-20 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением судьи Юрлинского районного суда Пермского края от 24 августа 2020 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы ФИО1, указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, начальник отдела государственного лесного надзора Управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Г. просит решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судьи и неверное толкование норм права.
В судебном заседании в краевом суде ФИО1, Г., извещенные надлежаще, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, отказной материал № 9/134, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, с дальнейшим привлечением ФИО1 к административной ответственности послужило то обстоятельство, что 22 января 2020 г. лесничим Лопанского участкового лесничества выявлен факт незаконной рубки леса в квартале ** выделе ** совхоза «Пожинский» Лопанского участкового лесничества Юрлинского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края». Согласно договору купли-продажи лесных насаждений № ** от 16 декабря 2019 г., заключенному между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и ФИО1 лесные насаждения с местоположением: Пермский край, Юрлинский муниципальный район, ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» «Юрлинское лесничество», Лопанское участковое лесничество, урочище «совхоз «Пожинский», квартал **, выдел **, делянка **, переданы ФИО1 для заготовки древесины в соответствии со статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации (отопление жилого дома и надворных построек).
Прекращая производство по делу в отношении ФИО1 судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, поскольку незаконная рубка совершена вне границ отведенной ФИО1 делянки **, делянка к месту незаконной рубки не примыкает. Кроме того, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, не включает в себя неисполнение обязанности по осуществлению контроля за действиями лиц, осуществляющих заготовку древесины. Ответственность физического лица может наступить лишь за активные действия - незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
Согласиться с такими выводами судьи районного суда нельзя.
В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 КоАП РФ).
Согласно нормам, содержащимся в частях 1 и 4 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации, граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с данным Кодексом.
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 99 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 16 декабря 2019 г. между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (продавцом) и ФИО1 (покупателем) заключён договор купли-продажи лесных насаждений **. По условиям договора продавец обязался передать в собственность покупателю для заготовки древесины в целях отопления жилого дома и надворных построек лесные насаждения с местоположением в Пермском крае, Юрлинском муниципальном районе, ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» «Юрлинское лесничество», Лопанском участковом лесничестве, урочище «совхоз «Пожинский», квартале **, выделе **, делянке **. Срок действия договора установлен до 30 июня 2020 года. К договору приложена схема расположения лесных насаждений. Составлен акт приема ФИО1 переданных лесных насаждений.
22 января 2020 г. в пункт полиции (дислокация с. Юрла) МО МВД России «Кочевский» поступило заявление лесничего Лопанского участкового лесничества Т2. по факту обнаруженной незаконной рубки леса в квартале ** выделе ** совхоза «Пожинский» Лопанского участкового лесничества Юрлинского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края». Постановлением старшего следователя СО (дислокация с. Юрла) МО МВД России «Кочевский» от 15 апреля 2020 г. в возбуждении уголовного дела по факту незаконной рубки леса в квартале ** выдела ** обхода совхоза «Пожинский» Лопанского участкового лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» в отношении Т1., С1., С2., мастера леса Ш. было отказано, в связи с отсутствием в их действиях состава преступления.
В ходе проверки по данному заявлению было установлено, что в конце августа 2019 г. мастер леса Лопанского участкового лесничества - Ш. совместно с Т1. отводили делянки для лесопользователей с.Юрла и Юрлинского района, с которыми у Т1. имелась обоюдная договоренность о том, что разработкой делянок будет заниматься он, так как у него имеются средства и техника. Отвод производился в квартале ** выделе ** обхода совхоза «Пожинский» Лопанского участкового лесничества Юрлинское лесничество. В отводе участвовал мастер леса Ш., а также Т1., который изготавливал деляночные столбы и производил визирные линии в виде зачесов на деревьях. Делянки были отведены одной общей лесосекой. После произведенного отвода в ноябре 2019 г. Лопанским лесничеством подготавливалась документация необходимая для заключения договоров - купли продажи, где мастером леса Ш. было установлено, что объем произрастающей древесины на отведенной лесосеке в квартале ** выделе ** превышен, в связи, с чем было принято решение о переотводе лесосеки, а именно уменьшении ее площади. В начале декабря 2019 г. (точная дата не установлена) Лопанским лесничеством в лице мастера леса Ш. лесосека была уменьшена, определены новые границы. В это время лесосека была отведена на 36 хозяйств, после чего документы по отводу были переданы в Юрлинское лесничество ЕКУ «Управления лесничествами Пермского края» для оформления 36 договоров купли - продажи лесных насаждений.
Из разъяснений, сформулированных в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», следует, что под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
То обстоятельство, что между ФИО1 и Т1. заключен договор на безвозмездное выполнение работ от 16 декабря 2019 г., согласно которому Т1. обязуется в интересах ФИО1 выполнить работы по заготовке древесины (дрова) по договору **, не свидетельствует об отсутствии вины ФИО1 в совершении вменяемого правонарушения, поскольку в данном случае участником лесных отношений является ФИО1, выступающий в качестве лесопользователя по договору купли-продажи лесных насаждений (независимо от обстоятельств проведения работ по заготовке древесины иными лицами), поэтому именно на нем лежит обязанность соблюдать правила заготовки древесины, выполнять лесозаготовительные работы в соответствии с технологической картой лесосечных работ, равно как и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором.
В связи с изложенным, вывод судьи районного суда о том, что в действиях ФИО1 отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, является ошибочным.
Также не является основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, то обстоятельство, что незаконная рубка совершена вне границ делянки, отведенной ФИО1
Материалами дела установлено, что рубка леса в квартале ** выдела ** совхоза «Пожинский» Лопанского участкового лесничества осуществлялась при разработке волока для рубки лесных насаждений, переданных по договорам купли-продажи в собственность гражданам, в том числе, по договору купли-продажи ** от 16 декабря 2019 г. в собственность ФИО1
В изложенной связи наличие акта осмотра (приемки) лесосеки в квартале ** выделе ** лесосеке ** делянке ** предоставленной ФИО1 по договору купли-продажи ** с отсутствием в нем установленного факта незаконной рубки не исключает вину последнего, поскольку незаконная рубка в квартале ** выделе ** была совершена в целях осуществления рубки на участке предоставленном ФИО1 лицами на основании заключенного им договора, деятельность которых он как участник лесных отношений должен был контролировать.
Таким образом, при рассмотрении дела судья районного суда в нарушение требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ не дал оценки данным фактам, не установил все обстоятельства, подлежащие выяснению по данному делу об административном правонарушении для его правильного разрешения, не исследовал имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, чем допустил существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Изложенное не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, решение судьи Юрлинского районного суда Пермского края от 24 августа 2020 г. нельзя признать законным и обоснованным, и на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ, на день рассмотрения настоящей жалобы не истек.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье следует учесть изложенное, исследовать все собранные по делу доказательства в их совокупности и принять законное и обоснованное решение, исходя из установленных по делу обстоятельств.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
решение судьи Юрлинского районного суда Пермского края от 24 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить, дело - возвратить на новое рассмотрение в Юрлинский районный суд Пермского края.
Судья - подпись