Судья Пономарева Л.В.
Дело №7-1577/2019 (12-715)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 01 августа 2019 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С.. рассмотрев жалобу инспектора отдела по вопросам миграции Межмуниципального отдела МВД России «Кунгурский» К. на постановление судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 27.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Ченжи»,
у с т а н о в и л а:
22.03.2019 инспектором отдела по вопросам миграции МО МВД России «Кунгурский» К. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении ООО «Ченжи». Согласно протоколу юридическое лицо в качестве работодателя 19.12.2018 привлекло к трудовой деятельности гражданина Китая Ч., дата рождения, в качестве электрика на территории строящегося лесоперерабатывающего предприятия ООО «Ченжи» по адресу: ****, без разрешения на работу, необходимого согласно требованиям п.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Постановлением судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 27.05.2019 (резолютивная часть оглашена 24.05.2019) производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении ООО «Ченжи» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в краевой суд, должностное лицо К., не согласившись с изложенными в судебном акте выводами, просит его отменить.
В рассмотрении жалобы ее заявитель К., законный представитель, защитник ООО «Ченжи» участие не принимали. Извещение направлено по месту нахождения юридического лица, возвращено в связи с истечением срока хранения.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела №5-318/2018 по ч.1 ст.18.10 КоАП РФ в отношении Ч., судья краевого суда приходит к следующему выводу.
Часть 1 статьи 18.15 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с пп.4 п. 4 ст. 13 названного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, в частности: являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования.
Делая вывод об отсутствии в действиях ООО «Ченжи» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, судья городского суда фактически принял во внимание пояснения защитника К. и представленные им документы о том, что гражданин Китая Ч. работает в Shengzhou Jiuan Import & Export Co., Ltd, являющемся поставщиком оборудования для ООО «Ченжи», на основании контракта от 11.07.2018 поставщик обязался произвести шефмонтаж и пуско-наладку лесосушильной камеры по указанному выше адресу. По мнению судьи городского суда представленные к протоколу об административном правонарушении доказательства не подтверждают, что указанный гражданин был привлечен ООО «Ченжи» к выполнению работ, не связанных с шефмонтажом и пуско-наладкой поставленного оборудования в рамках заключенного контракта и по заданию заказчика.
Между тем, судьей городского суда не принято во внимание следующее.
Согласно ст.24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.
В соответствии со ст.25 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ документом, являющимся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случая, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, является приглашение на въезд в Российскую Федерацию.
Пунктом 2 ст.16 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ предусмотрено, что в приглашении должны содержатся следующие сведения: фамилия, имя, дата и место рождения, пол, гражданство приглашаемого лица, государство его проживания, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего его личность, цель поездки, предполагаемый срок пребывания в Российской Федерации, предполагаемые пункты посещения в Российской Федерации, наименование приглашающей организации и ее место нахождения или фамилию, имя приглашающего физического лица и адрес его места жительства, номер и дату принятия решения о выдаче приглашения и срок действия приглашения.
В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица и должна содержать предусмотренные статьей 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ сведения, в том числе цель поездки.
В силу ст.25.6 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища, получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации либо приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Обыкновенная деловая виза выдается на срок до тридцати суток иностранному гражданину, указанному в п.23 ст.13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», либо иностранному гражданину, осуществляющему гастрольную деятельность (организацию и проведение на основании гражданско-правовых договоров на возмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) в соответствии с пп. 8.2 п.4 ст.13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Обыкновенная деловая виза выдается на срок до одного года либо на основе принципа взаимности на срок до пяти лет иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок (с правом осуществления преподавательской деятельности в случае, предусмотренном пп. 8.1 п.4 ст.13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Обыкновенная деловая виза выдается на срок до пяти лет иностранному гражданину, являющемуся представителем либо работником компании, указанной в пп. 8 ч.1 ст.25 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что гражданину Китайской Народной Республики Ч. выдана виза однократная «1» ОД, код 003, сроком действия с 01.11.2018 по 31.01.2019, цель поездки - коммерческая, принимающая организация - ООО «СТРОЙ-ПРОФИТ», Москва (до этого выдавалась виза однократная, код 003, цель поездки – коммерческая, принимающая организация ООО «ВИП», Москва, срок действия с 29.07.2018 по 26.10.2018).
Совместным приказом МИД РФ № 19723А, МВД РФ № 1048, ФСБ РФ № 922 от 27.12.2003 утвержден Перечень «Цели поездки», используемый уполномоченными государственными органами Российской Федерации при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Согласно данному приказу по обыкновенной деловой визе (код 003) с целью поездки «Коммерческая» (№ 42 таблицы) в Российскую Федерацию прибывают иностранцы в коммерческие структуры для решения конкретных коммерческих вопросов (проведения коммерческих переговоров, заключения контрактов или их продления, оказания коммерческих услуг), а также для участия в аукционах, выставках и других мероприятиях, имеющих коммерческий характер.
Вместе с тем по обыкновенной деловой визе (код 003) иностранный гражданин вправе въехать с целью поездки «Техобслуживание» (№ 42 таблицы) с данной целью в Российскую Федерацию прибывают иностранцы, для установки, монтажа, ремонта и технического обслуживания оборудования, поставленного иностранными фирмами и организациями также по обыкновенной деловой визе.
Таким образом, в целях выполнения монтажных работ, технического обслуживания оборудования, поставленного иностранными фирмами и организациями иностранный гражданин вправе осуществлять деятельность без разрешения на работу при наличии у него обыкновенной деловой визы с целью поездки «Техобслуживание».
Ссылаясь на визу, выданную Ч., судья городского суда принял во внимание лишь код визы «003» без учета требований нормативно-правового акта относительно обязательного указания цели поездки. Кроме того, не учтено, что принимающей стороной значится ООО «СТРОЙ-ПРОФИТ», Москва, а не ООО «Ченжи». При этом сведений о взаимосвязи между указанными организациями, каком-либо отношении ООО «СТРОЙ-ПРОФИТ» к заключенному 11.07.2018 ООО «Ченжи» и Shengzhou Jiuan Import & Export Co., Ltd контракту не имеется. Указание в уведомлении о прибытии иностранного гражданина его профессии как предприниматель согласуется исключительно с указанной в визе целью въезда, но опровергает доводы о том, что Ч. является работником Shengzhou Jiuan Import & Export Co., Ltd. Надлежащие доказательства в обоснование позиции стороны защиты о том, что Ч. выполнял шефмонтажные или пуско-наладочные работы в отношении поставленного иностранной организацией оборудования, направлен именно данной организацией в указанных целях, не представлены. Указание на организацию задания не отвечает требованиям относимости и допустимости доказательств, поскольку его перевод не удостоверен в соответствующем порядке, представленный текст на иностранном языке не содержит реквизитов лица его выдавшего (отсутствует подпись), а также проставленные печати визуально различны от проставленной в контракте от 11.07.2018 и содержащейся в указании на организацию задания, что очевидно определяется без специальных познаний.
Вышеуказанное судьей городского суда не учтено, не дана оценка и объяснениям Чжоу Шаохуа о том, что в момент проверки он выполнял работы «электрика».
Отмечается, что в постановлении указывается на видеозапись, которая наряду с иными представленными должностным лицом доказательствами не содержит сведений о привлечении иностранного гражданина к выполнению работ, не связанных с шефмонтажом и пуско-наладкой оборудования. Однако, материалы дела видеозаписи не содержат, в протоколе судебного заседания исследование видеозаписи не отражено.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст.26.11 КоАП РФ).
В данном случае ошибочные выводы, изложенные в постановлении, оценка доказательств не в полном объеме не позволили полно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении, разрешить его в соответствии с законом.
При таком положении постановление от 27.05.2019 не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в Кунгурский городской суд Пермского края, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, в настоящее время не истек.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 27.05.2019 отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья – подпись