Судья Гошуляк Т.В. Дело № 7-157/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пенза 19 апреля 2018 года
Судья Пензенского областного суда Попов П.Г.,
при секретаре Никулиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 апреля 2018 года жалобу директора ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области <данные изъяты> от 13 февраля 2018 года и решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 19 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области <данные изъяты> от 13 февраля 2018 года Государственное казенное учреждение Пензенской области «Ахунско-Ленинское лесничество» (далее - ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 130000 рублей.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 19 марта 2018 года постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области <данные изъяты> от 13 февраля 2018 года изменено, снижен размер штрафа до 65000 рублей.
В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, директор ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество» ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что в силу специфики своей деятельности мастера леса не связаны с выполнением работ, перечисленных в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам лесозаготовительных, лесосплавных, лесоперевалочных, лесохозяйственных организаций и химлесхозов, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29.12.1997 № 68, в связи с чем не должны обеспечиваться перечисленными в этих нормах средствами индивидуальной защиты.
Согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367, должность мастер леса (участковый государственный инспектор по охране леса) значится под кодом 23843, отнесена к должностям служащих и отличается от должности мастера на лесосеках и первичном лесосплаве, обозначенной кодом 23857.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав объяснения директора ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество» ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, представителя Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО2, полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Как указано в примечании к названной норме, под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Согласно части 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу абзаца 7 части 2 указанной статьи работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 30 Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам лесозаготовительных, лесосплавных, лесоперевалочных, лесохозяйственных организаций и химлесхозов, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 68 от 29.12.1997 (далее - Типовые отраслевые нормы № 68 от 29.12.1997) установлен перечень средств индивидуальной защиты, которыми обеспечиваются мастер, занятый на лесосеках, верхних и нижних складах, лесосплаве, ремонте и содержании лесовозных дорог, подсочке леса, лесоперевалочных базах и биржах, а именно, костюм хлопчатобумажный с водоотталкивающей пропиткой на утепляющей прокладке и валенки.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и было установлено судьей, государственным инспектором труда (по охране труда) в Пензенской области в период с 1 февраля по 8 февраля 2018 года проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права вГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество», по результатам которой выявлены ряд нарушений и составлен протокол об административном правонарушении <данные изъяты> от 9 февраля 2018 года в отношении ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество».
Согласно протоколу об административном правонарушении в нарушение статей212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 30 Типовых отраслевых норм № 68 от 29.12.1997 года, мастера леса <данные изъяты>. не были обеспечены средствами индивидуальной защиты, относящимися ко 2 классу защиты, а именно, костюмом хлопчатобумажным с водоотталкивающей пропиткой на утепляющей прокладке и валенками.
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество» к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оставляя постановление должностного лица в части доказанности вины без изменения, судья районного суда исходила из анализа вышеприведенных норм права, ссылаясь на то, что вина юридического лица подтверждена материалами дела об административном правонарушении, а также должностной инструкцией мастера леса ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество».
С состоявшимися по делу актами согласиться нельзя.
В соответствии с частью 2.1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество» является подведомственным учреждением Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области.
В соответствии с пунктом 2.3 приказа Минлесхоза Пензенской области № 27/4 от 14.03.2014 государственный лесной надзор осуществляют специалисты лесничеств - инженеры по охране и защите леса, лесничие, помощники лесничих, мастера леса - государственные лесные инспектора.
Считаю, что государственным инспектором труда в Пензенской области и судьей районного суда в решении ошибочно сделан вывод о том, что пункт 30 Типовых отраслевых норм № 68 от 29.12.1997 года, содержащий перечень средств индивидуальной защиты мастера, занятого на лесосеках, верхних и нижних складах, лесосплаве, ремонте и содержании лесовозных дорог, подсочке леса, лесоперевалочных базах и биржах, распространяется на должность мастера леса (государственного лесного инспектора).
Согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 года № 367, должность мастер леса (участковый государственный инспектор по охране леса) стоит под кодом 23843, отнесена к должностям служащих и отличается от должности мастер на лесосеках и первичном лесосплаве, код 23857.
Из должностной инструкции мастера леса (участкового государственного инспектора по охране леса), действующей в ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество» с 8 августа 2017 года, следует, что в должностные обязанности мастера леса входит систематический патруль закрепленных за ним территорий участкового лесничества (п. 3.2), осуществление контроля за выполнением работ по охране труда, защите, воспроизводству лесов, отводом и таксацией лесосек на закрепленном участке, ведение учета объема и качества выполняемых работ (п. 3.5), что свидетельствует о том, что данные сотрудники являются государственными лесными инспекторами, которым в соответствии с частью 4 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации выдается служебное удостоверение и форма установленного образца.
Из изложенного следует, что должность мастер леса ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество» не подпадает под нормы обеспечения средствами индивидуальной защиты, перечисленными в пункте 30 Типовых отраслевых норм № 68 от 29.12.1997 года.
В судебном заседании данным обстоятельствам судьей районного суда никакой оценки не дано.
Ссылка в решении суда на наличие на момент проведения проверки в ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество» Инструкции № 3 по охране труда для мастера леса при выполнении работ на территории лесного фонда, утвержденной директором лесничества 9 января 2018 года, не свидетельствует об обратном.
Данная инструкция была разработана во исполнение поручения Минлесхоза Пензенской области от 23.11.2017 года в связи с возможным возложением на государственных инспекторов по охране леса, дополнительных работ по отводу леса.
Вместе с тем, какие-либо изменения в должностную инструкцию мастера леса, связанных с дополнением таких обязанностей, не вносились. Более того, данная инструкция отменена приказом руководителя ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество» № 21/2 от 17 февраля 2018 года.
Кроме того, на данную инструкцию должностное лицо ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности не ссылалось.
При вынесении постановления должностным лицом и решения судьей районного суда вышеизложенные обстоятельства не были учтены.
Поскольку в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, выводы о том, что ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество» допустило нарушение, выразившееся в необеспечении мастеров леса средствами индивидуальной защиты, относящимися ко 2 классу защиты и предусмотренными пунктом 30 Типовых отраслевых норм № 68 от 29.12.1997 года, а именно, костюмом хлопчатобумажным с водоотталкивающей пропиткой на утепляющей прокладке и валенками, не могут служить основанием для привлечения данного лица к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая во внимание вышеизложенное, прихожу к выводу о том, что постановление государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области <данные изъяты> от 13 февраля 2018 года и решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 19 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество» подлежат отмене, а производство по делу - прекращению.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области <данные изъяты> от 13 февраля 2018 года и решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 19 марта 2018 года, вынесенные в отношении ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Пензенского областного суда: П.Г. Попов