ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-15/2022 от 09.03.2022 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Савельева Е.В. № 7-15/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Буджаева С.А., при секретаре Манжиковой А.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе имени Балдашинова Т.Л.» Балдашинова О.Т. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 января 2022 года, вынесенное по жалобе на постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия <…> № <…> от 07 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении директора Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе имени Балдашинова Тула Львовича» - Балдашинова О.Т.,

у с т а н о в и л:

постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее по тексту – УФК по РК, Управление) <…> № <…> от 07 декабря 2021 года директор Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе» имени Балдашинова Т.Л. (далее по тексту – БУ РК «РСШОР» им. Балдашинова Т.Л.», Учреждение) - Балдашинов О.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 января 2022 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, директор БУ РК «РСШОР им.Балдашинова Т.Л.» - Балдашинов О.Т. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения суда с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава инкриминируемого административного правонарушения. По мнению заявителя, приобретение спортивного оборудования для общефизической подготовки не требовало согласования с Министерством спорта Российской Федерации, поскольку оно приобретено в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», и не может расцениваться как неправомерное использование бюджетных средств. В представлении от 31 мая 2021 года лишь зафиксированы выявленные нарушения, однако не указаны конкретный порядок и способы их устранения; не указано, какие конкретные мероприятия (действия) необходимо совершить Учреждению в целях устранения выявленных нарушений, что подтверждает неопределенность и исполнимость представления. Кроме того, 14 октября 2021 года УФК по РК выдано предписание № <….>, в котором Учреждению предписано обеспечить возврат средств субсидий в доход федерального бюджета в сумме <…> рублей в срок до 15 ноября 2021 года. Данное предписание оспорено Учреждением в Арбитражном суде Республики Калмыкия, которым определением от 28 октября 2021 года в порядке обеспечительной меры его действие приостановлено до вступления в силу решения по делу. В случае удовлетворения арбитражным судом заявления о признании предписания от 14 октября 2021 года незаконным, данное обстоятельство будет иметь существенное значение в рамках настоящего дела об административном правонарушении.

Директор Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе имени Балдашинова Т.Л.» Балдашинова О.Т., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Представитель заявителя Корнусова Д.С. в судебном заседании просила жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в ней.

Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Сангаджиева О.М. просила оставить постановление административного органа и судебное решение без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении № <…> в отношении Балдашинова О.Т., материал производства по жалобе №7-15/2022, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия от 19 февраля 2021 года № 100 в период с 24 февраля 2021 года по 17 марта 2021 года УФК по РК в отношении БУ РК «РСШОР» им. Балдашинова Т.Л. проведена плановая выездная проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта».

По результатам проведения проверки должностные лица контролирующего органа пришли к выводу о том, что Учреждением допущены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, выразившиеся в следующем:

1. В нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 15 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на цели развития физической культуры и спорта в рамках реализации федерального проекта «Спорт-норма жизни» национального проекта «Демография» от 21 января 2015 года № 30 «О федеральной целевой программе» Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», абзаца 4 пункта 2 Порядка определения объема и условиях предоставления субсидий на иные цели из республиканского бюджета бюджетным учреждениям Республики Калмыкия и автономным учреждениям, созданным на базе имущества, находящегося в собственности Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 января 2012 года № 4; пункта Соглашения о предоставлении субсидии на иные цели от 13 февраля 2019 года № 1, Учреждением в 2019 году допущено неправомерное использование субсидии на иные цели, выразившееся в приобретении спортивного оборудования для спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва (в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы) без соответствующего согласования с Министерством спорта Российской Федерации, на общую сумму <…> рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета на сумму <…> рублей, за счет средств республиканского бюджета на сумму <…> рублей;

2. В нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской грации, абзаца 4 пункта 2 Порядка определения объема и условиях предоставления субсидий на иные цели из республиканского бюджета бюджетным учреждениям Республики Калмыкия и автономным учреждениям, созданным на имущества, находящегося в собственности Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 января 2012 года № 4, пункта 4.3.2 Соглашения о предоставлении субсидии на иные цели от 15 апреля 2020 года № 20-2020-01906, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 18 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина от 31 декабря 2016 года № 256н, Учреждением допущено несоответствие фактического наличия материальных ценностей данным бухгалтерского учета, выразившееся в отсутствии на момент осмотра тренажеров силовых Т-образная тяга с упором в наклоне в количестве 3 (трех) единиц, балансовой стоимостью <…> рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета на сумму <…> рублей, за счет средств республиканского бюджета – <…> рублей;

3. В нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца 4 пункта 2 Порядка определения объема и условиях предоставления субсидий на иные цели из республиканского бюджета бюджетным учреждениям Республики Калмыкия и автономным учреждениям, созданным на базе имущества, находящегося в собственности Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 января 2012 года № 4 пункта 4.3.2 Соглашения о предоставлении субсидии на иные цели от 15 апреля 2020 года № 20-2020-01906 Учреждением не используется имущество, приобретенное в рамках договоров/государственных контрактов от 07 мая 2020 года № <…>, от 12 мая 2020 года № <…>, от 02 марта 2020 года № <…>, от 27 февраля 2020 года № <…>, от 15 мая 2020 года № <…>, от 20 мая 2020 года № <…>, от 06 марта 2020 года № <…>, от 06 марта 2020 года № <…>, от 08 декабря 2020 года № <…>, от 07 декабря 2020 года № <…>, от 09 декабря 2020 года № <…>, от 06 ноября 2020 года № <…>, от 11 ноября 2020 года № <…>, на общую сумму <…> рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета на сумму <…> рублей, за счет средств республиканского бюджета на сумму <…> рублей;

4. В нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца 4 пункта 2 Порядка определения объема и условиях предоставления субсидий на иные цели из республиканского бюджета бюджетным учреждениям Республики Калмыкия и автономным учреждениям, созданным на имущества, находящегося в собственности Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 января 2012 года № 4, пункта 2.3.1 Соглашения о предоставлении субсидии на иные цели от 13 февраля 2019 года № 1, Учреждением не используется имущество (вертикальный тренажер 1 шт.), приобретенный в рамках государственного контракта от 15 августа 2019 года № <…>, на общую сумму <…> рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета на сумму <…> рублей, за счет средств республиканского бюджета на сумму <…> рублей.

В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений 31 мая 2021 года Управлением Федерального казначейства по Республике Калмыкия в адрес БУ РК «РСШОР» им. Балдашинова Т.Л. внесено представление № <…> с требованием устранения нарушения и принятием мер по устранению причин и условий нарушения в срок до 01 октября 2021 года (или не позднее 2 дней с даты исполнения представления).

27 апреля 2021 года за № <…> в адрес УФК по Республике Калмыкия от Учреждения поступили письменные возражения Учреждения. 21 мая 2021 года возражения Учреждения по пунктам 1 и 2 акта выездной проверки от 07 апреля 2021 года административным органом не приняты, по пунктам 3 и 4 акта выездной проверки возражения приняты административным органом как устраненные.

30 сентября 2021 года в УФК по Республике Калмыкия поступила информация Учреждения по пункту 2 представления от 31 мая 2021 года о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ. В связи с этим требование об устранении нарушения, указанного в пункте 2 представления, снято с контроля ввиду исполнения.

Информация об исполнении пункта 1 представления от 31 мая 2021 года в установленный в представления срок от Учреждения в адрес Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия не поступила.

14 октября 2021 года УФК по РК в адрес БУ РК «РСШОР» им. Балдашинова Т.Л. вынесено предписание № <…>, в котором предписано обеспечить возврат средств субсидии в доход федерального бюджета в сумме <…> рублей в срок «до 15 ноября 2021 года».

Неисполнение пункта 1 представления от 31 мая 2021 года № <…> в установленный срок до 1 октября 2021 года явилось основанием для составления старшим контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия протокола об административном правонарушении от 25 ноября 2021 года № <…>, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении директора Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе» имени Балдашинова Т.Л. - Балдашинова О.Т., и его привлечения к административной ответственности постановлением руководителя административного органа от 07 декабря 2021 года.

Пересматривая дело об административном правонарушении по жалобе Балдашинова О.Т. в порядке статьи 30.6 КоАП РФ, судья городского суда исходил из того, что пункт 1 представления не исполнен, в связи с чем действия директора Учреждения правильно квалифицированы по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

С такими выводами административного органа и судьи следует согласиться по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях, обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В соответствии с частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из буквального толкования диспозиции части 20 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, об устранении нарушений законодательства, которые являются законными.

Предписание (представление) как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Законность представления означает, что на лицо, которому оно адресовано, может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.

Предписание (представление) следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.

Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание (представления) органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения, и лица, игнорирующие такие предписания (представления), подлежат административной ответственности.

Оценивая представление контролирующего финансового органа № <…> от 31 мая 2021 года на предмет его законности, суд приходит к выводу о его соответствии приведенным выше критериям.

Из материалов дела следует, что представление № <…> от 31 мая 2021 года, за неисполнение в установленные сроки которого директор Учреждения привлечен к административной ответственности, вынесено уполномоченным должностным лицом контролирующего финансового органа – руководителем Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Шакировой Т.А., в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его вынесения по результатам проведенной проверки.

Вопреки доводам жалобы в представлении № <…> от 31 мая 2021 года указаны характер допущенных нарушений бюджетного законодательства; нормы, которые были нарушены бюджетным учреждением в своей деятельности; указано на необходимость устранения нарушения и принятие мер по устранению причин и условий нарушения; и достаточный срок для их устранения.

Решение же вопроса о конкретном способе устранения причин и условий нарушения принадлежит Бюджетному учреждению Республики Калмыкия «Республиканская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе имени Балдашинова Т.Л.», поскольку по смыслу закона должностное лицо контролирующего органа не вправе определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для выполнения выданного представления.

Поскольку представление от 31 мая 2021 года было вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, в установленном порядке не обжаловалось и не признано судом незаконным и не отменено, данный документ органа государственного финансового контроля следует считать законным и обоснованным.

В связи с этим приведенные заявителем доводы в обоснование своей невиновности о незаконности пункта 1 представления по существу ввиду приобретения спортивного оборудования в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», что не требует согласования с Министерством спорта Российской Федерации и не может расцениваться как неправомерное использование бюджетных средств, не принимаются судом во внимание как не имеющие правового значения для квалификации действий по ч.20 ст.19.5 КоАП РФ.

Материалы дела объективно свидетельствуют о том, что Балдашинов О.Т., осуществляющий организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции руководителя бюджетного учреждения, располагал сведениями о выданном органом государственного финансового контроля представлении от 31 мая 2021 года, не предпринял необходимые меры по его выполнение в установленный срок, с ходатайством о продлении срока исполнения представления не обращался.

Поэтому, действия директора БУ РК «РСШОР» им. Балдашинова Т.Л.» - Балдашинова О.Т., допустившего описанные выше нарушения, обоснованно квалифицированы по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, а именно: представлением от 31 мая 2021 года № <…>; протоколом об административном правонарушении № <…> от 25 ноября 2021 года; копией распоряжения Главы Республики Калмыкия № <…> от 11 июня 2013 года о назначении Балдашинова О.Т. на должность директора БУ РК «РСШОР» им. Балдашинова Т.Л.»; уставом БУ РК «РСШОР» им. Балдашинова Т.Л.».

В соответствии с пунктом 9 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 года № 1095 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований» при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию орган контроля направляет объекту контроля предписание одновременно с представлением в случае невозможности устранения нарушения или в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания срока исполнения представления в случае неустранения нарушения либо частичного неустранения нарушения в установленный в представлении срок.

Руководствуясь названным пунктом 9 федерального стандарта Управлением Федерального казначейства по Республике Калмыкия, при наличии установленной суммы причиненного ущерба федеральному бюджету в адрес объекта контроля - директора Учреждения Балдашинова О.Т. 14 октября 2021 года вынесено и направлено предписание № <…> о необходимости обеспечить возврат средств субсидий в доход федерального бюджета в сумме <…> рублей в срок «до 15 ноября 2021 года».

Указанное предписание от 14 октября 2021 года в настоящее время оспорено Учреждением в судебном порядке путем подачи заявления в Арбитражный суд Республики Калмыкия, которым приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого предписания до вступления решения суда в законную силу.

Данное обстоятельство, по мнению суда, не имеет правового значения и не влечет отмены обжалуемого постановления, поскольку Балдашинову О.Т. вменяется неисполнение в установленный срок представления от 31 мая 2021 года, а не оспоренного в судебном порядке предписания от 14 октября 2021 года. Более того, установленный представлением от 31 мая 2021 года срок его исполнения - 01 октября 2021 года истек до обращения Учреждения в суд с заявлением об оспаривании предписания от 14 октября 2021 года.

Несогласие лица привлекаемого к административной ответственности с выводами должностного лица и суда основано на субъективном толковании положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежащих применению в данном деле, и не ставят под сомнение наличие в действиях директора БУ РК «РСШОР» им. Балдашинова Т.Л.» - Балдашинова О.Т. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

Иных доводов, которые могли бы поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления административного органа и решения суда, жалоба не содержит.

Порядок и срок давности привлечения директора БУ РК «РСШОР» им.Балдашинова Т.Л.» - Балдашинова О.Т. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено директору БУ РК «РСШОР» им. Балдашинова Т.Л.» - Балдашинову О.Т. в минимальных пределах санкции инкриминируемой статьи КоАП РФ с соблюдением требований статей 3.1 и 4.1 названного Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 января 2022 года, вынесенное по жалобе на постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия <…> № <…> от 07 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении директора Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе имени Балдашинова Т.Л.» - Балдашинова О.Т. оставить без изменения, жалобу Балдашинова О.Т. – без удовлетворения.

Судья С.А. Буджаева