СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
дело № 7-160/2018
РЕШЕНИЕ
г. Салехард 3 апреля 2018 г.
Судья суда Ямало-Ненецкого АО Домрачев И.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.3 Закона Ямало-Ненецкого АО от 16 декабря 2004 г. № 81-ЗАО «Об административных правонарушениях» в отношении Клёновой Любови Георгиевны по её жалобе на решение судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого АО о 21 февраля 2018 г., которым оставлено без изменения постановление административной комиссии муниципального образования город Муравленко № 11 от 17 января 2018 г. о назначении наказания в виде предупреждения,
установил:
постановлением административной комиссии муниципального образования город Муравленко (далее также -Административная комиссия, административный орган) от 17.01. 2018 Клёнова Л.Г. признана виновной по статье 3.3 Закона Ямало-Ненецкого АО от 16 декабря 2004 г. № 81-ЗАО «Об административных правонарушениях» за нарушение подпунктов «а, б, в» пункта 2 статьи 54 «Правил благоустройства территории города Муравленко», утв. Решением Городской Думы города Муравленко от 26.10.2017 N 220, выразившихся в отсутствии части ограждения со стороны ГСК «Сигнал» на территории объекта незавершенного строительства «Торговый комплекс».
Решением судьи от 21.02.2018 постановление административного органа оставлено без изменения.
Клёнова Л.Г. просит об отмене решения, полагая, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения. По её мнению, возможность привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 3.3 Закона № 81-ЗАО исключается, поскольку в вину лицу, привлекаемому к административной ответственности, вменяется нарушение правил, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации. Кроме того, за совершение указанного правонарушения к ответственности необходимо привлечь ООО «Вотум», ответственное по договору подряда за выполнение работ по проектированию, строительству объекта «Торговый центр».
Проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В силу статьи 24.1 Кодекса РФ об АПзадачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса РФ об АП в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.
Статья 3.3 Закона Ямало-Ненецкого АО от 16.12.2004 N 81-ЗАО «Об административных правонарушениях» (далее - Закон № 81-ЗАО) предусматривает административную ответственность за нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в автономном округе.
Решением Городской Думы города Муравленко от 26.10.2017 N 220 утверждены Правила благоустройства территории города Муравленко (далее - Правила).
Правила устанавливают единые нормы и требования в сфере благоустройства, обязательные для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями, расположенных на территории города земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (статья 2 Правил).
Согласно статье 3 Правил благоустройство и соблюдение чистоты на территории города обеспечивается, в том числе, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, которым в соответствии с действующим законодательством предоставлены земельные участки, независимо от того, ведутся на них работы или нет осуществляется благоустройство и обеспечение чистоты на территориях, отведенных под застройку или на которых ведутся ремонтно-строительные работы.
В соответствии с положениями статьи 54 (пункты «а»-«в») Правил, ответственные лица, указанные в абзаце 9 части 1 части 1 статьи 3 настоящих Правил, обязаны: установить по всему периметру территории строительной площадки, места проведения разрытий и производства земляных работ ограждение. Ограждение должно соответствовать требованиям действующих государственных стандартов, норм и правил; обеспечить общую устойчивость, прочность, надежность, эксплуатационную безопасность ограждения строительной площадки, места проведения разрытий и производства земляных работ; следить за надлежащим техническим состоянием ограждения строительной площадки, места проведения разрытий и производства земляных работ, его чистотой, своевременной очисткой от грязи, снега, наледи, а также информационно-печатной продукции.
Как следует из протокола об административном правонарушении и постановления административной комиссии, 26.12.2017 в мкр. Административный по адресу: г. Муравленко, ул. Муравленко, д. 24-В на территории объекта незавершенного строительства (разрешение на строительство от 14.08.2017 № 89RU89303000-0571-2017) «Торговый комплекс» с кадастровым номером №, принадлежащий Кленовой Любови Георгиевне, зафиксировано отсутствие части ограждения со стороны ГСК «Сигнал», чем были требования пунктов «а» и «б» Правил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении приводит к выводу об отсутствии в действиях Клёновой Л.Г. состава административного правонарушения.
Согласно понятию административного правонарушения в части 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об АП, им признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об АП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статьи 72 Конституции Российской Федерации (часть 1 пункт «к») административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 76 Конституции Российской Федерации (части 1, 2 и 4) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 Кодекса РФ об АП).
Статьями 1.3 и 1.3.1 Кодекса РФ установлены соответственно пределы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
При этом определение перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; законодателем отнесено к ведению Российской Федерации (пункты 2, 3, 4 части 1 статьи 1.3 Кодекса).
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса).
Условием привлечения к административной ответственности в соответствии с законодательством об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации является установление ими административной ответственности по вопросам, не отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к предметам ведения Российской Федерации.
Данное условие, в том числе содержит статья 1.1 Закона № 81-ЗАО.
Согласно статьи 35 Федерального закона от 30.12. 2009 № 384 -ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
В соответствии с постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23.07. 2011 № 80 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.08. 2001 N 2862, дата введения 01.09. 2001) (далее - Строительные нормы и правила) настоящие нормы и правила распространяются на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт (далее - строительное производство), производство строительных материалов (далее - промышленность строительных материалов), а также на изготовление строительных конструкций и изделий (далее - строительная индустрия) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы.
Раздел 6.2 СНиП 12-03-2001 содержит требования безопасности к обустройству и содержанию производственных территорий, участков работ и рабочих мест.
Согласно пункту 6.2.2 СНиП 12-03-2001 производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.
Конструкция защитных ограждений должна удовлетворять, в том числе следующему требованию: ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.
Из акта о выявленном нарушении от 26.12.2017 следует, что строительная площадка незавершенного строительства «Торговый комплекс» не отвечает требованиям пункта 6.2.2. СНиП 12-03-2001, а именно: ограждение со стороны торгового центра «Север» имеет проемы, отсутствует часть ограждения со стороны ГСК «Сигнал» (л.д. 2).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 01.09. 2014 между Клёновой Л.Г. и обществом с ограниченной ответственностью «Вотум» заключён договор строительного подряда по выполнению работ по проектированию, строительству «Торгового центра» АО адресу: г. Муравленко, микрорайон 3, ул. Муравленко (кадастровый номер участка №), согласно пункту 2.1 которого подрядчик, в том числе принял на себя обязательства: соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ; осуществлять систематическую, а по завершении работ- окончательную уборку рабочих мест от остатков материалов и отходов (л.д. 25-29).
Из приобщённой к делу копии решения Муравленковского городского суда от 17.11. 2017, вступившим в законную силу 12.03. 2018, следует, что при наличии спора сторон договора подряда в части оплаты его стоимости, который был предметом рассмотрения гражданского дела, договор подряда сторонами не расторгнут, представленные подрядчиком в качестве доказательств объема и стоимости выполненных работ акты о приемке выполненных работ признаны судом недопустимыми доказательствами, судебными инстанциями сделан вывод о неисполнении подрядчиком в установленный соглашением сторон срок обязательств по сдаче заказчику результата выполненных работ, при том, что заказчиком были выполнены обязательства по их предварительной оплате.
Согласно части 6 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ (далее- ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, в том числе обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Частью 1 статьи 9.4 Кодекса РФ об АП предусмотрена ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Учитывая, что объективная сторона правонарушения выразилась в том, что строительная площадка незавершенного строительства «Торговый комплекс» на время составления акта о выявленном нарушении от 26.12.2017 не отвечала требованиям пункта 6.2.2. СНиП 12-03-2001, нарушение которых влечёт ответственность по части 1 статьи 9.4 Кодекса РФ об АП, при отсутствии иных виновных действий Клёновой Л.Г. применительно к нормативному правовому акту органа местного самоуправления - Правилам благоустройства территории города Муравленко, дело об административном правонарушении было необоснованно возбуждено по статье 3.3 Закона № 81-ЗАО, предусматривающей административную ответственность за нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в автономном округе.
Доводы жалобы Клёновой Л.Г. в другой части о том, что виновным в нарушении требований требованиям пункта 6.2.2. СНиП 12-03-2001 является юридическое лицо, выступающее подрядчиком по договору строительного подряда, не подлежат разрешению по существу, поскольку входят в определённый статьёй 26.1 Кодекса РФ о АП предмет доказывания по делу об административном правонарушении, подлежат выяснению должностными лицами уполномоченного административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 и пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об АП установление отсутствия состава административного правонарушения влечёт прекращение производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьёй 30.9 Кодекса РФ об АП,
решил:
решение судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого АО о 21 февраля 2018 г. и постановление административной комиссии муниципального образования город Муравленко № 11 от 17 января 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.3 Закона Ямало-Ненецкого АО от 16 декабря 2004 г. № 81-ЗАО «Об административных правонарушениях», в отношении Клёновой Любови Георгиевны отменить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, её жалобу удовлетворить.
Судья /подпись/ Домрачев И.Г.