ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-160/2018 от 07.05.2018 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья С.В. Алабужева дело

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Гульнара Ришатовна,

с участием прокурора Вострокнутовой В.К.,

защитника ООО «<данные изъяты>» ФИО1,

представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 7 мая 2018 года дело по жалобе защитника ООО «<данные изъяты>» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 8 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «<данные изъяты>»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее – ООО «<данные изъяты>», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Решением судьи Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 8 декабря 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба законного представителя Общества без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, защитник Общества просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить. Указывает на отсутствие вменяемого Обществу состава административного правонарушения. По существу в жалобе не приводится новых доводов, которые не заявлялись при обжаловании постановления должностного лица в районном суде.

Проверив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Общество действует на основании устава, утвержденного решением общего собрания ДД.ММ.ГГГГ, включено в государственный реестр юридических лиц за ОГРН , ИНН . Юридический адрес: <адрес>.

Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по УР проведена проверка соблюдения Обществом требований законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации полигона ТБО, расположенного на <адрес>.

Общество в соответствии с лицензией от ДД.ММ.ГГГГ. осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности на вышеуказанном полигоне ТБО.

В процессе основной производственной и хозяйственной деятельности Общества, согласно форме 2-ТП (отходы), образуются всего 29 наименований отходов производства и потребления 1-5 класс опасности. Из них 1 класса опасности - 1 вид отходов, 3 класса опасности - 6 видов отходов, 4 класса опасности - 10 видов отходов, 5 класса опасности - 12 видов отходов.

Согласно представленным в Управлении Росприроднадзора по УР сведениям об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2016 год (форма 2-ТП (отходы), декларации по плате за НВОС за 2016 год и данными учета в области обращения с отходами (приказ Минприроды России от 01.09.2011г. №721) установлено, что в процессе производственной и хозяйственной деятельности Общества образуются следующие виды отходов производства и потребления: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 73310001724); отходы минеральных масел моторных (код по ФККО 40611001313); смет с территории предприятия малоопасный (код по ФККО 73339001714); шлак сварочный (код по ФККО 91910002204); лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 47110101521); отходы масел трансмиссионных отработанных (код по ФККО 40615001313); обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) (код по ФККО 91920401603); отходы минеральных масел индустриальных (кол по ФККО 40613001313); фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные (код по ФККО 92130201523); пыль керамическая (код по ФККО 34310001424); смола карбамидоформальдегидная затвердевшая некондиционная (код по ФККО 43492201204); тара из прочих полимерных материалов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 43819102514); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код по ФККО 73111001724); мусор и смет уличный (код по ФККО 73120001724); мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (код по ФККО 73322001724); мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код по ФККО 81290101724).

Класс опасности определен согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы в сфере природопользования от 18.07.2014г. №445.

В рамках проверки лабораторией АУ «Управление Минприроды УР» (аттестат аккредитации ) были отобраны пробы фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 73910112394) в пруду-накопителе. Согласно протоколу результатов экотоксикологического анализа сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ, фильтрат в пруду-накопителе относится к IV классу опасности.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – ФЗ №7) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии ч.1 ст.39 ФЗ №7 юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст.14 Федерального Закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ №89) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (ст.1 ФЗ №89).

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.12.2014г. №541 "Об утверждении Порядка отнесения отходов 1-1V классов опасности к конкретному классу опасности" порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (далее - хозяйствующие субъекты), документов и материалов отнесения отходов 1-1V классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее -территориальные органы Росприроднадзора).

Класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:

- на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО)- и банке данных об отходах (далее - БДО), формируемых Росприроднадзором согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011г. №792 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.11.2011регистрационный N 22313);

- при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно настоящему Порядку для их включения в ФККО.

Согласно п. 6 Порядка для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности следующие документы и материалы:

а) заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности (далее - Заявление), в котором указываются: фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, место его жительства, адрес(а) мест(а) осуществления хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя; полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адрес(а) мест(а) осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика;

б) сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов;

в) документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава: копия акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013г. №412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации» заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), а также копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, которая (-ый) устанавливал (-а) химический и (или) компонентный состав вида отходов посредством соответствующих измерений, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), - в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений; копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, - в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в данных документах;

г) документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанными в пункте 3 Порядка, - при установлении класса опасности вида отходов на основании данных Критериев;

д) копии акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013г. №412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), - при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует; е) предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО, - при установлении класса опасности вида отходов на основании ФККО и БДО; ж) предложение о включении данного вида отходов в ФК^О и в БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования - при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка.

Перечень документов и материалов, установленных в пункте 6 настоящего Порядка, является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов и материалов не допускается.

Согласно служебной записке от 20.07.2017г. и.о. начальника отдела экологической экспертизы и разрешительной деятельности ФИО5 у Общества документы, подтверждающие отнесение вида отхода к конкретному классу опасности в Управление не поступали.

Согласно информации Общества (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) копии паспортов, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отходов к конкретному классу опасности для 13 видов отходов направлены в Управление Росприроднадзора по УР.

Однако указанные сведения поступили в Управление Росприроднадзора по УР только 21.09.2017г., то есть после получения Обществом запроса прокуратуры о необходимости предоставления сведений о причинах, по которым допущены нарушения закона.

Копию паспорта на отход, а также копии документов, подтверждающих отнесение сточных вод в пруду - накопителе к конкретному классу опасности Общество в Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике в целях подтверждения соответствия образующегося отхода к определенному виду отходов с указанием их кода и наименования ФККО, не предоставляло.

В ходе проведения проверки Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им мер, направленных на недопущение указанных нарушений законодательства об отходах.

Данные обстоятельства свидетельствуют, что Общество имело возможность принять меры по недопущению либо устранению указанных нарушений законодательства об отходах.

Однако Общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований законодательства, что свидетельствует о его виновности.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Выводы судьи относительно исследованных в судебном заседании доказательств обоснованы и соответствуют требованиям закона.

Всем имеющимся доказательствам судьей районного суда дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, подвергать которую сомнению нет никаких оснований.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую правовую оценку.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших объективно и полно рассмотреть дело, либо повлекших нарушение прав участников производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы явиться основанием для отмены вынесенного по делу решения, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 8 декабря 2017 года оставить без изменения, жалобу защитника ООО «<данные изъяты>» - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова