ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-160/2022 от 03.06.2022 Томского областного суда (Томская область)

Судья Лысых Е.Н. Дело № 7-160/2022

РЕШЕНИЕ

03 июня 2022 года г. Томск

судья Томского областного суда Клименко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 18 марта 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - заместителя директора – главного инженера ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» ФИО1,

установил:

постановлением председателя Комитета контроля в сфере закупок Администрации Томской области К. от 16.12.2021 заместитель директора ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» ФИО1 признан виновным и привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4.2. ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа 3000 руб.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Томска от 18.03.2022 указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не согласившись с таким решением судьи, ФИО1 обратился в Томский областной суд с жалобой, в которой просит об его отмене и прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В обоснование жалобы указывает, что на момент подачи заявки от 24.11.2020 на разработку документации по электронному аукциону в Департамент государственного заказа Томской области через АЦК-Госзаказ на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Томск-Каргала-Колпашево на участке км 17+160 км 26+200 в Томском районе Томской области действовал ГОСТ Р 52128-2003. Согласно п. 1 приказа Росстандарта от 26.11.2020 № 1175-ст взамен указанного выше ГОСТа утвержден ГОСТ 58952.1-2020. Ссылаясь на положения ч.1 ст. 26, ч.1, 2 ст. 4 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» отмечает, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Полагает, что применение рассматриваемых ГОСТов не носит обязательный характер. Вместе с тем, на основании п.1 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Указывает, что сметная документация, в которой заложена Эмульсия битумно-катионная ЭБК-1, согласно ГОСТу 52128-2003, получила положительное заключение о проверки достоверности сметной стоимости от 04.12.2020 № 70-1-1048-20. Полагает, что в связи с изданием ГОСТ Р 58952.1-2020, который, по мнению заявителя жалобы, носит рекомендательный характер, сметная документация не подлежит изменению в части замены эмульсии ЭБК-1 по ГОСТ Р 52128-2003 на эмульсию по ГОСТ Р 58952.1-2020, так как характеристики этих материалов идентичны, объемы работ не увеличиваются, а, следовательно, и прохождение повторной проверки достоверности сметной стоимости не требуется. Отмечает, что при указанных обстоятельствах документация об аукционе утверждена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Кроме того, в обоснование жалобы на принятые по делу акты, указывает, что информация об отмене действия ГОСТ Р 52128-2003 и введении в действие нового ГОСТ Р 58952.1-2020 опубликована на официальном сайте Росстандарта лишь 01.02.2022, однако в силу ч. 20 ст. 24 Закона о стандартизации, информация об утверждении национального стандарта размещается на официальном сайте Росстандарта в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения. Учитывая, что документация об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту объекта утверждена 18.12.2020, а информация о замене ГОСТ Р 52128-2003 и введении в действие ГОСТ Р 58952.1-2020 опубликована на официальном сайте Росстандарта только 01.02.2022, у должностного лица ОГКУ «Томскавтодор» сведения о замене ГОСТа отсутствовали. Утверждает, что принятое по делу об административном правонарушении решение судьи суда первой инстанции не соответствует положениям ст. 24.1, ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ, поскольку в решении не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Ввиду вышеизложенного полагает производство по делу об административном правонарушении подлежащим прекращению.

В судебном заседании защитник ФИО1 Жуков В.А. доводы жалобы с учетом дополнений поддержал, настаивал на том, что ни ему, как начальнику правового управления, ни ФИО1, на момент утверждения документации об электронном аукционе не было известно об отмене ГОСТ Р 52128-2003.

Жалоба рассмотрена в отсутствие иных участвующих в деле лиц, уведомленных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах не явки не сообщивших, ходатайств об отложении заседания не заявивших.

Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения явившихся участников разбирательства, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к нижеследующему.

В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для осуществления государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) установлен единый порядок осуществления закупок.

Статьей 6 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, информацию об объекте закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно части 1 статьи 107 Федерального закона № 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки установлен факт нарушения должностным лицом ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» ФИО1 требований пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ при утверждении документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Томск-Каргала-Колпашево на участке км 17+600 км 26+200 в Томском районе Томской области (извещение от 18.12.2020 № 0865200000320002749), выразившейся в том, что в перечне нормативных документов, входящих в состав технической части документации, под порядковым номером 64 указан ГОСТ Р 52128-2003 «Эмульсии битумные дорожные. Технические условия», утративший силу с 01.12.2020 в связи с изданием Приказа Госстандарта от 26.11.2020 №1175-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации», которым с 01.12.2020 утвержден ГОСТ Р 58952.1-2020.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения заместителя директора –главного инженера ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, с состоявшимися по делу актами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Признавая ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья суда первой инстанции исходили из того, что названное лицо, являясь заместителем директора ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области», находясь по адресу: пр.Ленина, 117 в г.Томске, 18.12.2020, допустил нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, утвердив документацию электронного аукциона от 18.12.2020 № 0865200000320002749 путем ее подписания электронной подписью, при этом в технической документации под порядковым номером 64 указан ГОСТ Р 52128-2003 «Эмульсии битумные дорожные. Технические условия», утративший силу с 01.12.2020 в связи с изданием Приказа Госстандарта от 26.11.2020 №1175-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации», которым с 01.12.2020 утвержден новый ГОСТ Р 58952.1-2020.

Вместе с тем, с учетом фактических обстоятельств настоящего дела, данные выводы обоснованными признать оснований не имеется.

В ходе производства по делу и при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица ФИО1 последовательно указывал на то, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку на момент подачи заявки 24.11.2020 на разработку документации по электронному аукциону в Департамент государственного заказа Томской области через АЦК-Госзаказ на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Томск-Каргала-Колпашево на участке 17+600 км 26+200 в Томском районе Томской области действовал ГОСТ Р 52128-2003, который как и ГОСТ Р 58952.1-2020, применяется на добровольной основе.

Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы на постановление должностного лица, заявителем судье суда первой инстанции представлены письменные пояснения, а также дополнения к жалобе, согласно которым указано на то обстоятельство, что п. 1 приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.11.2020 № 1175-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58952.1-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные. Технические требования» с датой введения в действие 1 декабря 2020 года, взамен ГОСТ Р 52128-2003, ГОСТ Р 55420-2013, при этом информация о замене ГОСТ Р 52128-2003 опубликована на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) только 01.02.2022, соответственно, на момент утверждения аукционной документации 17.12.2020 у должностного лица ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» отсутствовала информация о замене ГОСТ Р 52128-2003 и введении в действие нового ГОСТ Р 58952.1-2020, в связи с чем в действиях ФИО1 отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

Однако при рассмотрении дела судьей суда первой инстанции указанным обстоятельствам правовая оценка не дана, доводы заявителя жалобы в данной части оставлены без внимания при вынесении решения по делу об административном правонарушении, в то время как указанные обстоятельства имеют существенное значение по делу.

В соответствии с положениями п. 20 ст. 24 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» информация об утверждении национального стандарта, предварительного национального стандарта, об отклонении проекта национального стандарта размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

Как следует из содержания п.1 приказа Росстандарта от 26.11.2020 №1175-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации», взамен ГОСТ Р 52128-2003, ГОСТ Р 55420-2013 утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58952.1-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные. Технические требования», с датой введения в действие 1 декабря 2020 года.

Согласно положениям п. 2, 3 названного приказа Управлению технического регулирования и стандартизации поручено обеспечить размещение информации об утверждении настоящим приказом стандарта на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт) с учетом законодательства о стандартизации, а Федеральному государственному унитарному предприятию «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» поручено разместить утвержденный настоящим приказом стандарт на официальном сайте в установленном порядке.

Вместе с тем, как следует из общедоступных сведений, размещенных на официальном сайте Росстандарт, национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58952.1-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные. Технические требования» действует с 01.12.2020, однако опубликован названный стандарт на официальном сайте Росстандарт лишь 01.02.2022.

Доводы заявителя жалобы и пояснения защитника о том, что у должностного лица ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» ФИО1 на 18.12.2020 отсутствовала информация об отмене ГОСТ Р 52128-2003 и введении в действие ГОСТ Р 58952.1-2020, объективно ничем не опровергнуты, а потому заслуживают внимания.

Доводы письменного отзыва на жалобу, представленного должностным лицом, вынесшим постановление по делу, что от ФИО1 и иных должностных лиц сведений о том, что им было неизвестно об утрате силы ГОСТ Р 52128-2003, не поступало, отсутствие информации об утрате силы ГОСТ Р 52128-2003 на сайте www.rst.gov.ru не исключает ее наличие в иных источниках, не могут быть приняты судом второй инстанции ввиду того, что судебное решение не может быть основано на предположениях, а все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии с положениями ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать обоснованным.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Учитывая, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, постановление по делу об административном правонарушении и решение суда первой инстанции подлежат отмене, а производство по делу - прекращению.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу заместителя директора – главного инженера ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» ФИО1 удовлетворить.

Постановление председателя Комитета контроля в сфере закупок Администрации Томской области от 16 декабря 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 18 марта 2022 года, вынесенные в отношении заместителя директора – главного инженера ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу прекратить по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Томского областного суда А.А. Клименко