ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1613/16 от 14.12.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело №7- 1613/2016

Судья Сиротин В.А.

РЕШЕНИЕ

город Челябинск 14 декабря 2016 года

Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретаре Бойченко Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью УК «КСМИ», по жалобе законного представителя Общества с ограниченной ответственностью УК «КСМИ» Дворецкой О.В. на решение судьи Металлургического районного суда г. Челябинска от 16 сентября 2016 года,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Л.С.А.., от 13 мая 2016 года, юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью УК «КСМИ» (далее - ООО УК «КСМИ») привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 180 000 рублей.

Решением судьи Металлургического районного суда г. Челябинска от 16 сентября 2016 года, обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении № 66 оставлено изменения, жалоба законного представителя ООО УК «КСМИ» Дворецкой О.В. - без удовлетворения.

В жалобе директора ООО УК «КСМИ» Дворецкой О.В., адресованной в Челябинский областной суд, указывается на недоказанность факта эксплуатации ООО УК «КСМИ» газопоршневой станции, части производственного цеха, миниэлектростанции. Считает, что документы, представленные в рамках одной проверки, составленные одним должностным лицом, текст которых идентичен, не могут расцениваться как доказательства. Вместе с тем отсутствует оценка суда представленным доказательствам, а именно заключению органа регионального государственного экологического надзора по результатам участия в проведении проверки юридического лица, где отсутствует дата и время составления заключения, также отсутствует миниэлектростанция, а соответственно требования об охране атмосферного воздуха и включение ее в постановление об административного наказания к ней не применения.

Ссылается на нарушение порядка составления протокола об административном правонарушении, поскольку внеплановая проверка с


прокурором не согласовывалась. При выездной проверке отсутствовало ознакомление руководителя или должностного лица юридического лица, акт проверки не был вручен, срок проведения проверка нарушен, поскольку превысил 20 дней. Кроме того, в протоколе отсутствуют сведения о привлечениях юридического лица к административной ответственности.

Обращает внимание, что в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении не отражены сведения, какие вредные вещества выбрасываются в воздух, их количество и концентрация, а также нормативы содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факт их превышения. Считает, что из представленных материалов невозможно установить факта выброса хозяйствующим субъектом вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха без специального на это разрешения. Не представлено доказательств о проводимых замерах, исследования загрязняющих атмосферный воздух. Изложенные в протоколе обстоятельства о выбросах в атмосферный воздух не свидетельствует, по мнению заявителя, о наличии состава административного правонарушения. В связи с чем, дело об административном правонарушении подлежит прекращению.

В дополнениях к жалобе, поступивших в Челябинский областной суд юридическое лицо просит учесть положения ст. 4.1.1. КоАП РФ.

Представитель Баязитов Р.К. в судебном заседании областного суда доводы жалобы поддержал.

Прокурор Минкина Л.В. против доводов жалобы возражала. Против применения положений ст. 4.1.1. КоАП РФ не возражала.

Представитель Министерства экологии Челябинской области в судебное заседание областного суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направил. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно абзацам 3, 4 статьи 1 Федерального закона № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха» под вредным (загрязняющим)


веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

На основании статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, в нарушение вышеуказанных требования законодательства ООО УК « КСМИ» при осуществлении производственно - хозяйственной деятельности (эксплуатации миниэлектростанции, части производственного цеха и газового котельной) по адресу: г. Челябинск, ш. Металлургов 5 П бывшая промплощадка завода КСМИ в результате которой эксплуатируется стационарные источники выбросов вредные (загрязняющие) вещества в атмосферный воздух и осуществляется выброс вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие и специального разращения на выбор выброс вредных веществ в атмосферный воздух.


Все выявленные нарушения подробно изложены в процессуальных актах должностного лица административного органа.

Факт совершения ООО УК «КСМИ» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 Кодекса, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, актом проверки, заключением органа регионального государственного экологического надзора по результатам участия в проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, не принявшее необходимых мер по соблюдению природоохранного законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Действия ООО УК «КСМИ» правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.21 Кодекса. Сроки давности привлечения ООО УК «КСМИ» к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.21 Кодекса соблюдены.

Ссылка заявителя о нарушении порядка проведения проверки основана на ином понимании заявителем норм права.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в цитируемом пункте.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 названного


Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре).

Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбуждать дела о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре отмечено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Основанием для проверки исполнения законов в силу указанной нормы может быть также любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором.

В п. 6 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" указано следующее. Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите. В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона. При рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской, налоговой и иной тайне, руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом.


Таким образом, прокурор вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов в рамках прокурорского надзора. Факты, выявленные прокурором в ходе прокурорской проверки, проведенной на основании полученной информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов, являются надлежащими доказательствами по делу об административном правонарушении.

Поскольку проверка проводилась в рамках прокурорского надзора, то Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» применяться не должен. Следовательно, не применяются и положения вытекающие из указанного Закона, такие как уведомление о проведении проверки, составление актов по форме, установленной данным Законом и иное, Закон от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на прокурора такой обязанности не накладывает.

Ссылка заявителя, что выброс в атмосферный воздух не свидетельствует о составе административного правонарушения предусмотренного ст. 8.21 КоАП РФ, несостоятельна.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается с разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственный надзор за выполнением санитарно-эпидемиологических требований к атмосферному воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека осуществляют уполномоченные на то органы и должностные лица. Нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ и микроорганизмов в воздух определяются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии санитарным правилам, разрабатываемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и утверждаемым в порядке, установленном Правительством РФ.

Объективная сторона правонарушений, квалифицируемых по комментируемой статье, выражается в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу и во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух. К загрязняющим веществам относятся химические или биологические вещества либо смесь таких веществ в атмосферном воздухе, оказывающие при определенной концентрации неблагоприятное воздействие


на здоровье человека, объекты растительного и животного мира и другие составляющие окружающей природной среды.

Таким образом, осуществление обществом деятельности в отсутствие и специального разращения на выбор выброс вредных веществ в атмосферный воздух образует состав административного правонарушения предусмотренного ст. 8.21 КоАП РФ.

Иные доводы в жалобе направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности ООО УК «КСМИ» в совершении инкриминируемого ему правонарушения.

Вместе с тем решение судьи подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 № 316-ФЗ, вступившим в действие с 4 июля 2016 года, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1.

В силу части 1 указанной статьи, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно представленным материалам дела ООО УК «КСМИ» зарегистрирован в качестве юридического лица и отнесен к категории субъектами малого и среднего предпринимательства. Дата включения в реестр 01.08.2016 г.

В соответствии ч. 1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.


Согласно представленным материалам из Министерства экологии Челябинской области ООО УК «КСМИ» к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений ранее не привлекалась.

Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, данные о юридическом лице, полагаю возможным назначить ООО УК «КСМИ» административное наказание в виде официального порицания физического лица - предупреждения.

С учётом изложенного и руководствуясь 30.9, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу законного представителя Общества с ограниченной ответственностью УК «КСМИ» Дворецкой О.В. удовлетворить частично.

Постановление старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Л.С.А.., от 13 мая 2016 года и решение судьи Металлургического районного суда г. Челябинска от 16 сентября 2016 года изменить, назначив ООО УК «КСМИ» административное наказание в виде предупреждения.

В остальном вышеуказанные постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения.

Судья

Майорова Е.Н.