Судья Гошуляк Т.В. Дело № 7-161/2018
Р Е Ш Е Н И Е
19 апреля 2018 года город Пенза
Судья Пензенского областного суда Окунева Л.А.,
при секретаре Сюсюкиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области ФИО2 № от 13 февраля 2018 г. и решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 19 марта 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области ФИО2 № от 13 февраля 2018 г. директор казенного учреждения ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 19 марта 2018 г. по жалобе ФИО1 указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Указывает, что в силу специфики своей деятельности мастера леса не связаны с выполнением работ, перечисленных в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам лесозаготовительных, лесосплавных, лесоперевалочных, лесохозяйственных организаций и химлесхозов, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29.12.1997 № 68, в связи с чем не должны обеспечиваться перечисленными в этих нормах средствами индивидуальной защиты. Согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367, должность мастер леса (участковый государственный инспектор по охране леса) значится под кодом 23843, отнесена к должностям служащих и отличается от должности мастера на лесосеках и первичном лесосплаве, обозначенной кодом 23857.
Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения ФИО1, поддержавшего жалобу, представителя Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО3, действующей на основании доверенности, просившей постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения, проверив материалы дела с учетом требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, прихожу к следующему.
Административная ответственность по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Как указано в примечании к названной норме, под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Согласно части 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу абзаца 7 части 2 указанной статьи работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 30 Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам лесозаготовительных, лесосплавных, лесоперевалочных, лесохозяйственных организаций и химлесхозов, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 68 от 29.12.1997 (далее - Типовые отраслевые нормы № 68 от 29.12.1997) установлен перечень средств индивидуальной защиты, которыми обеспечиваются мастер, занятый на лесосеках, верхних и нижних складах, лесосплаве, ремонте и содержании лесовозных дорог, подсочке леса, лесоперевалочных базах и биржах, а именно, костюм хлопчатобумажный с водоотталкивающей пропиткой на утепляющей прокладке и валенки.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и было установлено судьей, государственным инспектором труда (по охране труда) в Пензенской области в период с 1 февраля по 8 февраля 2018 г. проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в казенном учреждении, по результатам которой выявлены ряд нарушений и составлен протокол об административном правонарушении № от 9 февраля 2018 г. в отношении директора казенного учреждения ФИО1
Согласно протоколу об административном правонарушении в нарушение статей212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 30 Типовых отраслевых норм № 68 от 29.12.1997, мастера леса Г.В.В., Г.В.А., Д.Н.В., Е.И.Ф., К.В.С., К.Н.В., К.А.И., К.И.А., К.В.Н., К.В.Б., К.Э.А., М.Ю.А., Н.А.Н., П.В.В., С.С.И., С.А.В., С.В.Ф., С.О.П., С.В.М., Ц.А.М., Ч.С.С., Ч.А.П., Ш.Н.И., Ш.М.И., Ш.Л.И., Ю.А.А. не были обеспечены средствами индивидуальной защиты, относящимися ко 2 классу защиты, а именно, костюмом хлопчатобумажным с водоотталкивающей пропиткой на утепляющей прокладке и валенками.
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения директора казенного учреждения ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оставляя постановление должностного лица административного органа без изменения, судья районного суда исходил из анализа вышеприведенных норм права, ссылаясь на то, что вина должностного лица подтверждена материалами дела об административном правонарушении, а также должностной инструкцией мастера леса казенного учреждения.
С состоявшимися по делу актами согласиться нельзя.
В соответствии с частью 2.1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
Казенное учреждение является подведомственным учреждением Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области.
В соответствии с пунктом 2.3 приказа Минлесхоза Пензенской области № 27/4 от 14.03.2014 государственный лесной надзор осуществляют специалисты лесничеств - инженеры по охране и защите леса, лесничие, помощники лесничих, мастера леса - государственные лесные инспектора.
Считаю, что государственным инспектором труда в Пензенской области и судьей районного суда в решении ошибочно сделан вывод о том, что пункт 30 Типовых отраслевых норм № 68 от 29.12.1997, содержащий перечень средств индивидуальной защиты мастера, занятого на лесосеках, верхних и нижних складах, лесосплаве, ремонте и содержании лесовозных дорог, подсочке леса, лесоперевалочных базах и биржах, распространяется на должность мастера леса (государственного лесного инспектора).
Согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367, должность мастер леса (участковый государственный инспектор по охране леса) стоит под кодом 23843, отнесена к должностям служащих и отличается от должности мастер на лесосеках и первичном лесосплаве, код 23857.
Из должностной инструкции мастера леса (участкового государственного инспектора по охране леса), действующей в казенном учреждении с 8 августа 2017 г., следует, что в должностные обязанности мастера леса входит систематический патруль закрепленных за ним территорий участкового лесничества (п. 3.2), осуществление контроля за выполнением работ по охране труда, защите, воспроизводству лесов, отводом и таксацией лесосек на закрепленном участке, ведение учета объема и качества выполняемых работ (п. 3.5), что свидетельствует о том, что данные сотрудники являются государственными лесными инспекторами, которым в соответствии с частью 4 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации выдается служебное удостоверение и форма установленного образца.
Из изложенного следует, что должность мастер леса казенного учреждения не подпадает под нормы обеспечения средствами индивидуальной защиты, перечисленными в пункте 30 Типовых отраслевых норм № 68 от 29.12.1997.
В судебном заседании данным обстоятельствам судьей районного суда никакой оценки не дано.
Ссылка в решении суда на наличие на момент проведения проверки в казенном учреждении Инструкции № 3 по охране труда для мастера леса при выполнении работ на территории лесного фонда, утвержденной директором лесничества 9 января 2018 г., не свидетельствует об обратном.
Данная инструкция была разработана во исполнение поручения Минлесхоза Пензенской области от 23.11.2017 в связи с возможным возложением на государственных инспекторов по охране леса дополнительных работ по отводу леса.
Вместе с тем, какие-либо изменения в должностную инструкцию мастера леса, связанных с дополнением таких обязанностей, не вносились. Более того, данная инструкция отменена приказом руководителя казенного учреждения № 21/2 от 17 февраля 2018 г.
Кроме того, на данную инструкцию должностное лицо ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности не ссылалось.
При вынесении постановления должностным лицом и решения судьей районного суда вышеизложенные обстоятельства не были учтены.
Поскольку в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, выводы о том, что ФИО1 допустил нарушение, выразившееся в необеспечении мастеров леса средствами индивидуальной защиты, относящимися ко 2 классу защиты и предусмотренными пунктом 30 Типовых отраслевых норм № 68 от 29.12.1997, а именно, костюмом хлопчатобумажным с водоотталкивающей пропиткой на утепляющей прокладке и валенками, не могут служить основанием для привлечения данного лица к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая во внимание вышеизложенное, прихожу к выводу о том, что постановление государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области ФИО2 № от 13 февраля 2018 г. и решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 19 марта 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 подлежат отмене, а производство по делу - прекращению.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области ФИО2 № от 13 февраля 2018 г. и решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 19 марта 2018 г., вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья: Л.А. Окунева