ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-161/2021 от 21.10.2021 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Оляхинова Г.З. № 7-161/2021

РЕШЕНИЕ

г. Элиста 21 октября 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Говоров С.И., при секретаре Пичко С.Н., с участием защитника генерального директора ООО «Управляющая компания «Хамдан» ФИО1 – Петровой А.Д., представителя инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Управляющая компания «Хамдан» ФИО1 на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия № * от 27 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,

установил:

постановлением временно исполняющего обязанности начальника инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия Я. от 15 июля 2021 года генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хамдан» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия № 12* от 27 августа 2021 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе генеральный директор ООО «Управляющая компания «Хамдан» ФИО1, ссылаясь на положения ст. 24.1, 26.1, 2.1, 3.1, 4.1, ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, просит решение судьи отменить, удовлетворить его жалобу об отмене постановления должностного лица от 15 июля 2021 года.

В судебное заседание генеральный директор ООО «Управляющая компания «Хамдан» ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился. Его защитник Петрова А.Д. поддержала доводы жалобы, указав, что оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности не имеется, поскольку повреждение кровли, выявленное в ходе проверки, подлежит устранению в рамках капитального, а не текущего ремонта.

Представитель инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия В. просила обжалуемое решение судьи оставить без изменения.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы производства по жалобе, дела об административном правонарушении № *, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении, в соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.

Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в части 3 данной статьи приводятся требования, которые могут быть включены в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности. Согласно пункту 5 указанной нормы в перечень лицензионных требований могут быть включены иные требования, установленные федеральными законами.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, в которой приведен перечень лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, к лицензионным требованиям могут быть отнесены и иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110, к числу лицензионных требований отнесено исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 1 ст. 193, ч. 2.3 ст. 161 и ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, согласно которым система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

В силу пп. "б" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, крыши отнесены к общему имуществу многоквартирного дома.

Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя осмотр, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ (п. 11 Правил).

Пункт 18 Правил относит к такому содержанию текущий ремонт, который производится для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором (п. 42 Правил).

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода, а также защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли. Повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов; отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев в кровлях из рулонных материалов следует устранять, не допуская дальнейшего развития (пункты 4.6.1.1 - 4.6.1.2 Правил, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170).

Неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в течение 1 суток - срок, указанный в приложении N 2 "Предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования" (пункт 4.6.1.10 данных Правил от 27.09.2003 N 170).

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением врио начальника инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия Я. № * от 20 мая 2021 г., вынесенным на основании обращения Д., проживающей в многоквартирном доме по адресу: Республика Калмыкия, *, находящегося в управлении ООО «Управляющая компания «Хамдан», 2 июня 2021 года по адресу: Республика Калмыкия, *, проведена внеплановая выездная проверка деятельности управляющей компании ООО «УК «Хамдан» в части соблюдения лицензионных требований при содержании общего имущества многоквартирного дома.

По результатам проверки данного многоквартирного жилого дома установлены нарушения пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года № 1110; ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, а именно: кровля, выполненная из ондулиновой черепицы, имеет множественные нарушения целостности в виде трещин и сколов, а также расхождения в местах соединения замков черепицы, нарушена защита примыкания в местах соединения с вентиляционной шахтой, нарушена целостность пароизоляционного слоя в виде разрывов. Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте проверки № 195-ЛК от 2 июня 2021 г.

2 июня 2021 года ведущим специалистом инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия Д. вынесено предписание № * об устранении указанных выше нарушений.

В связи с выявленными нарушениями обязательных лицензионных требований в отношении генерального директора ООО «Управляющая компания «Хамдан» ФИО1 ведущим специалистом инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия Д. 11 июня 2021 года составлен протокол N * об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Постановлением временно исполняющего обязанности начальника инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия Я. от 15 июля 2021 года генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хамдан» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Факты допущенных нарушений обязательных лицензионных требований и виновность генерального директора ООО «Управляющая компания «Хамдан» ФИО1 в совершении инкриминируемого правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении N * от 11 июня 2021года; актом проверки № * от 2 июня 2021 г.; распоряжением врио начальника инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия Я. № * от 20 мая 2021 г. о проведении внеплановой выездной проверки; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц о юридическом лице Общество с ограниченной ответственность. «Управляющая компания «Хамдан» (ОГРН *); иными материалами дела.

Доводы защитника Петровой А.Д. о невиновности должностного лица управляющей кампании, также как и доводы ФИО1 в письменных объяснениях к протоколу об административном правонарушении о том, что техническое состояние кровли жилого дома свидетельствует о необходимости проведения капитального ремонта, который не отнесен к обязанностям управляющей кампании, объективно не подтвержден. Из пояснений защитника Петровой А.Д. следует, что каких-либо объективных данных о необходимости производства капитального ремонта кровли (заключений эксперта, консультаций специалиста) не имеется. Кроме того, из объяснений этого же лица следует, что на обращение Общества в Фонд капитального ремонта Республики Калмыкия получен письменный ответ об отсутствии необходимости капитального ремонта кровли по спорному объекту.

Таким образом, установленные в ходе производства по делу и при рассмотрении доводов жалобы обстоятельства объективно свидетельствуют о подтверждении факта нарушения лицензионных требований (выразившихся в непроведении в установленный суточный срок текущего ремонта кровли), находящегося в прямой причинно-следственной связи с ненадлежащим исполнением генеральным директором Общества ФИО1, который в силу положений ст. 2.4. КоАП РФ является должностным лицом, своих служебных обязанностей, связанных с организацией и контролем соблюдения юридическим лицом лицензионных требований.

При рассмотрении жалобы судьей городского суда с учетом положений статьи 26.11 КоАП РФ дана верная оценка всем представленным по делу доказательствам, которые являются допустимыми и достаточными для установления виновности генерального директора ООО «Управляющая компания «Хамдан» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Несогласие заявителя с оценкой, данной доказательствам по делу, не свидетельствует о допущенных существенных нарушениях норм права.

Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. Должностным лицом контролирующего органа верно установлено наличие обстоятельства, смягчающего (наличие на иждивении несовершеннолетних детей), и отягчающего административную ответственность обстоятельства (привлечение к административной ответственности за однородное правонарушение). Совокупность данных обстоятельств, сведений о личности, также как и данных о характере правонарушения, исключает возможность применения положений части 2.2 статьи 4.1 указанного Кодекса, в соответствии с которой при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и (или) судебного решения, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия № * от 27 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Управляющая компания «Хамдан» ФИО1 оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Управляющая компания «Хамдан» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья С.И. Говоров