ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-162/2021 от 10.03.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Гараничева И.П. Дело № 7-162/2021

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь

10 марта 2021 года

Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Холодовой О.В. на постановление судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 16.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 4.1 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 г. № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» в отношении Холодовой О.В.,

установил:

Постановлением Административной комиссии муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края от 16.09.2020 Холодова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 4.1 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае», с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 рублей (далее – постановление от 16.09.2020).

Постановлением судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 16.11.2020 постановление от 16.09.2020 оставлено без изменения, жалоба Холодовой О.В. – без удовлетворения (далее – постановление судьи от 16.11.2020).

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, Холодова О.В. считает постановление от 16.09.2020 незаконным и необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями административного законодательства. Указывает, что Холодова О.В. не занимается предпринимательской деятельностью, не является представителем юридического лица, занимающегося хозяйственной деятельностью. Холодова О.В. является автором-исполнителем песен о Железноводске, созданных в соавторстве с мужем Владимиром Турапиным. Холодова О.В. занимается авторской культурной деятельностью, которая является особым видом деятельности, и не относится к хозяйственной и предпринимательской деятельности. В подтверждение данного довода жалобы ссылается на решение Кисловодского городского суда от 29.05.2020 г. № 12-29/2020. По утверждению заявителя, на территории, где Холодова О.В. воспроизводит свои произведения о Железноводске, в парке напротив Пушкинской галереи, культурная деятельность разрешена. В своей деятельности Холодова О.В. руководствуется Законом о культуре № 3612-1 от 09.10.1992 г., нормами Конституции Российской Федерации и положениями Государственной культурной политики от 24.12.2014 г. № 808, используя свои произведения способами, указанными в ч. 2 ст. 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Утверждает, что Холодова О.В. не размещала стационарную конструкцию, поскольку на колонке находилась увеличенная копия вкладыша авторского аудио-альбома песен Холодовой О.В. о Железноводске, размером 45x45 см с названиями звучащих песен. По утверждению заявителя, это сделано не в целях рекламы, а для удобства пожилых отдыхающих, у которых плохое зрение.

Полагает необоснованным привлечение Холодовой О.В. к административной ответственности и считает рассмотрение городским судом её жалобы на постановление от 16.09.2020 неполным, невсесторонним и не отвечающим требованиями ст. 24.1 КоАП РФ.

Просит отменить постановление от 16.09.2020, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность постановления суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав Холодову О.В., поддержавшую и просившую удовлетворить жалобу, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с п. 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ) природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Пунктом 3 ст. 58 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее – Закон № 26-ФЗ) природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны, границы которых утверждаются Правительством РФ, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории определены в Положении об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 (далее - Положение).

Согласно п. 7 Положения территория и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий.

В соответствии с п. 12 Положения режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.

На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий. На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.

Из анализа указанных норм права следует, что законодателем установлен императивный запрет на осуществление любых видов деятельности, не связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

На территории Ставропольского края нарушение правил благоустройства территории муниципального образования влечёт административную ответственность, предусмотренную ст. 4.1 Закона Ставропольского края № 20-кз от 10.04.2008 «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» (далее – Закон № 20-кз).

В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 Закона № 20-кз размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в местах, не предназначенных для этих целей, а также самовольное нанесение рисунков и надписей на объектах благоустройства, не подпадающее под действие ст. 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 рублей до 2000 рублей.

Объектом правонарушений, составы которых сформулированы в главе 4 Закона № 20-кз (и, в частности, в ч. 5 ст. 4.1), являются общественные отношения в сфере соблюдения правил благоустройства населённых пунктов.

Объективная сторона указанных правонарушений выражается в невыполнении правил благоустройства населенных пунктов.

Субъектами указанных правонарушений являются граждане и должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в обязанности которых входит соблюдение правил благоустройства населенных пунктов.

Решением Думы города-курорта Железноводска Ставропольского края от 28.07.2017 № 105-V утверждены Правила благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории города-курорта Железноводска Ставропольского края (далее – Правила благоустройства).

Пунктом 48.8.3 ст. 48 Правил благоустройства установлен запрет на самовольную установку (размещение) нестационарных конструкций (в том числе штендеров), используемых в целях размещения любой информации и (или) рекламы, на проезжих частях улиц и дорог, тротуарах, пешеходных переходах (как подземных, так и надземных), остановочных пунктах, газонах, клумбах, в парках и скверах, зеленых зонах.

Как усматривается из материалов дела, 07.09.2020 ведущим специалистом Отдела координации и контроля в сфере благоустройства Администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края Шахбазовой М.В. (далее – должностное лицо административного органа) в отношении Холодовой О.В. составлен протокол № 20 об административном правонарушении (далее – протокол от 07.09.2020) (л.д. 18).

В протоколе от 07.09.2020 должностным лицом административного органа описано следующее событие выявленного им административного правонарушения: 07.09.2020 в 16 часов 54 минуты Холодова О.В. в районе Пушкинской галереи курортного парка в городе Железноводске, в нарушение положений п. 48.8.3 ст. 48 Правил благоустройства, разместила нестационарную конструкцию, используемую в целях размещения информации в курортном парке.

Приведённые обстоятельства послужили основанием для вынесения 16.09.2020 Административной комиссией муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края постановления
о привлечении Холодовой О.В. к административной ответственности по ч. 5 ст. 4.1 Закона № 20-кз, оставленного без изменения постановлением судьи городского суда от 16.11.2020.

Административная комиссия, оценив обстоятельства дела, пришла к выводам о том, что вышеуказанными действиями Холодовой О.В. нарушены положения ст. 1229, п. 1 ст.1270 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми автор произведения или иной правообладатель обладает исключительным правом использовать произведение в любой форме и любым способом, не противоречащим закону (исключительное право на произведение), а также положения ст. 16 Закона N 26-ФЗ, п. 12 Положения, п. 48.8.3 ст. 48 Правил благоустройства, что свидетельствует о наличии в действиях Холодовой О.В. состава указанного административного правонарушения.

Данные выводы считаю правильными и оснований для их переоценки не усматриваю, так как в рассматриваемом случае, размещение нестационарной конструкции, используемой в целях размещения в курортном парке информации об авторском произведении, нельзя считать использованием авторского произведения в форме и способом, не противоречащим закону, поскольку, во-первых, такое размещение информации не вытекает из деятельности, связанной с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, во-вторых, установка (размещение) нестационарных конструкций (в том числе штендеров), используемых в целях размещения любой информации и (или) рекламы, в том числе в курортном парке (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны) не может быть самовольной, а должна быть согласована с соответствующими органами государственной власти и (или) местного самоуправления, уполномоченными распоряжаться земельным участком, на котором установлена такая конструкция.

Действия Холодовой О.В. правильно квалифицированы по ч. 5 ст. 4.1 Закона № 20-кз. Её вина в нарушении вышеуказанных норм права подтверждается письменными доказательствами, исследованными в судебных заседаниях судов обеих инстанций.

Ссылка заявителя на состоявшиеся по делам об административных правонарушениях судебные акты Кисловодского городского суда, которыми отменены вынесенные административной комиссией муниципального образования города-курорта Кисловодска постановления - несостоятельна и подлежит отклонению, поскольку по названным делам Холодовой О.В. вменялось самовольное осуществление деятельности в сфере торговли, вопреки установленному порядку, влекущее административную ответственность по ч. 1 ст. 9.4 Закона № 20-кз. Событие, объект и объективная сторона вышеуказанных административных правонарушений разные, поэтому выводы, содержащиеся в актах, состоявшихся по указанным делам, не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего дела, не могут свидетельствовать об отсутствии в действиях Холодовой О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 4.1 Закона № 20-кз, и повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта.

Иных доводов, способных повлечь отмену обжалуемого постановления суда первой инстанции, жалоба не содержит.

При производстве по делу юридически значимые обстоятельства административным органом и судьёй городского суда определены правильно, существенных процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Административное наказание в виде штрафа назначено Холодовой О.В. с учётом требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 5 ст. 4.1 Закона № 20-кз.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, а также с соблюдением правил территориальной подведомственности.

Неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, не имеется.

При таких обстоятельствах, обжалуемые постановление административного органа и постановление судьи городского суда являются законными и обоснованными.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 16.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 4.1 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» в отношении Холодовой О.В. оставить без изменения, жалобу Холодовой О.В. – без удовлетворения.

Судья

Ставропольского краевого суда О.В. Загорская