ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-163(2 от 27.04.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 7-163(2)/2022

Судья Наговицына О.Н.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов27 апреля 2022 года

Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу генерального директора акционерного общества «Транснефть-Дружба» ФИО1 на решение судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 16 февраля 2022 года, вынесенное в отношении акционерного общества «Транснефть-Дружба» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора № 376 от 27 октября 2021 года (далее также постановление должностного лица № 376 от 27 октября 2021 года) акционерное общество «Транснефть-Дружба» (далее также АО «Транснефть-Дружба», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.

Не согласившись с данными постановлением, защитник общества ФИО2 обратилась с жалобой в суд.

Решением судьи Мичуринскогогородского суда Тамбовской области от 16 февраля 2022 года указанное постановление должностного лица № 376 от 27 октября 2021 года в части назначенного наказания изменено, административный штраф снижен до 20 000 рублей.

В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, заявитель просит названное решение судьи городского суда отменить, приводя доводы о его незаконности.

Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии в подразделе программы производственного экологического контроля сведений о местах отбора проб, которые должны быть указаны в плане-графике контроля стационарных источников выбросов. Указывает, что точки контроля атмосферного воздуха определены и нанесены на схему в проекте санитарно-защитной зоны, который имеет положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Ссылается на отсутствие на официальном сайте Росприроднадзора сведений об утверждении перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха, а также о наличии в числе таких объектов НПС «Становая», в связи с чем у общества отсутствует обязанность по осуществлению мониторинга атмосферного воздуха и указанию соответствующих сведений в программе производственного экологического контроля.

Также не соответствует действительности вывод суда об отсутствии информации об адресе (географических координатах) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдений.

Указывает, что в разделе 5 программы производственного экологического контроля от 17 февраля 2020 года указаны реквизиты аттестатов аккредитации собственных и привлекаемых лабораторий. Аттестаты аккредитации размещены в общем доступе на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации, где также указаны сведения об области аккредитации лабораторий, являющиеся приложением к аттестату аккредитации.

Кроме того, из аттестата аккредитации ООО «Экотехэксперт» следует, что аттестат аккредитации и область аккредитации имеют одинаковый уникальный номер, при этом область аккредитации не обладает какими-либо иными реквизитами и является приложением к аттестату аккредитации.

Таким образом, указанный уникальный номер является информацией об аттестате аккредитации и области аккредитации, что соответствует п.8 приложения №1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Считает, что судом не учтены доводы защитника общества о наличии обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности административного правонарушения, а также доводы о возможности назначения наказания в виде предупреждения в порядке ст. 3.4 КоАП РФ.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании защитниками АО «Транснефть-Дружба» ФИО3 и ФИО4, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В силу ч. 4 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля определены приложением 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

В силу п. 7 приложения 1 к вышеназванному приказу Минприроды России от 28.02.2018 №74 раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» должен содержать:наименование подразделений, их полномочия;численность сотрудников подразделений;сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений.

Согласно п.8 приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 №74 раздел «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации» должен содержать:наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров); реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации.

На основании п. 9.1 приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 № 74 подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать:план-график контроля стационарных источников выбросов с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений.

Согласно п.9.1.5 приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 №74 план-график наблюдений программы ПЭК должен содержать:адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения;перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ;методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;периодичность отбора проб атмосферного воздуха.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 указанного Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзорав августе 2021 года была проведена плановая выездная проверка в отношении АО«Транснефть-Дружба».

В ходе проверки установлено, что АО «Транснефть-Дружба» по месту осуществления деятельности Мичуринского районного управления (МРУ) общества по адресу: ***, эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду: НПС «Становая», категория риска-средняя, категория объекта -II.

Мичуринским районным управлением (МРУ) АО «Транснефть-Дружба» разработана Программа производственного экологического контроля (далее - программа ПЭК) для Линейной производственно-диспетчерской станции НПС «Становая», утвержденная 17 февраля 2020 года начальником МРУ АО «Транснефть-Дружба».

В нарушение пунктов 7, 8, 9.1,9.1.5 приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» программа ПЭК не содержит информации о численности сотрудников подразделений, сведений о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений;раздел программы ПЭК «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации» содержит реквизиты аттестатов аккредитации собственных (Лаборатория экологического мониторинга ЛДПС «Никольское» МРУ АО «Транснефть-Дружба», Центральная лаборатория экологического мониторинга АО «Транснефть-Дружба») и привлекаемых испытательных лабораторий (центров) (ООО «Экотехэксперт», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой областив г.Ельце) без указания информации об области их аккредитации; подраздел программы ПЭК «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» не содержит сведений о местах отбора проб, которые должны быть указаны в плане-графике контроля станционных источников выбросов;в Плане-графике наблюдений программы ПЭК отсутствует информация об адресе (географических координатах) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдений.

По факту выявленных нарушений 13 октября 2021 года должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении, действия общества квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

В настоящем судебном заседании установлено, что постановлением должностного лица Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора № 377 от 27 октября 2021 года начальник службы экологической безопасности и рационального природопользования МРУ АО «Транснефть-Дружба» ФИО4 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ, за вышеуказанные нарушенияэкологических требований.

При этом обществом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Так, в МРУ АО «Транснефть-Дружба» создано структурное подразделение -служба экологической безопасности и рационального природопользования МРУ АО «Транснефть-Дружба», которое обеспечивает осуществление производственного экологического контроля.

Положением о службе экологической безопасности и рационального природопользования МРУ АО «Транснефть-Дружба» определены основные задачи и функции подразделения, в том числе осуществление контроля за соблюдением природоохранного законодательства РФ, требований нормативно-правовых актов в области экологической безопасности и рационального природопользования на всех производственных объектах Мичуринского районного управления (пункт 2.1.2).

Должностным лицом, ответственным за соблюдение правил и норм в области охраны окружающей среды и природопользования МРУ АО «Транснефть-Дружба», является начальник службы экологической безопасности и рационального природопользования МРУ АО «Транснефть-Дружба» ФИО4

Должностной инструкцией указанного должностного лица предусмотрены следующие обязанности: принятие необходимых мер по предупреждению экологических нарушений; осуществление контроля за состоянием экологической безопасности на производственных объектах (пункты 2.18, 3.9 должностной инструкции начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования МРУ АО «Транснефть-Дружба»).

Пунктом 2 приказа МРУ АО «Транснефть-Дружба» от 08.05.2020 г. № 829 «О назначении ответственных лиц за экологическую безопасность, рациональное природопользование, охрану окружающей среды и проведение производственного экологического контроля на производственных объектах» начальник службы экологической безопасности и рационального природопользования ФИО4 назначен ответственнымдолжностным лицом за организацию и проведение производственного экологического контроля в целом по МРУ АО «Транснефть-Дружба».

Кроме того, в соответствии с международным стандартом ISO14001:2015 в обществе внедрена и функционирует Система экологического менеджмента, которой установлены экологические цели, для достижения которых разрабатываются и утверждаются программы и мероприятия, в том числе связанные исполнением ПЭК: проведение мониторинга атмосферного воздуха; промышленных выбросов; природной, питьевой и сточной воды; почвы; утилизация, обезвреживание и размещение всех образующихся в производственной деятельности общества отходов в организациях, имеющих соответствующую лицензию на обращение с отходами.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в иных предусмотренныхуказанным Кодексом обстоятельствах, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, с учетом конкретных установленных обстоятельств постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора № 376 от 27 октября 2021 года и решение судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 16 февраля 2022 года по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании ч. 4 ст. 2.1 и п.9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда

решил:

жалобу генерального директора АО «Транснефть-Дружба» ФИО1 удовлетворить.

Постановлениестаршего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора № 376 от 27 октября 2021 года и решение судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 16 февраля 2022 года, вынесенные в отношении АО «Транснефть-Дружба» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании ч. 4 ст. 2.1 и п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.

Судья В.В. Баранов