ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-163/2017 от 24.05.2017 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

дело 7-163/2017

РЕШЕНИЕ

г. Салехард 24 мая 2017 г.

Судья суда Ямало-Ненецкого АО Домрачев И.Г., рассмотрев дело по ст. 8.2 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Газпром переработка» по жалобе защитника Чернухина И.В. на решение судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 14 апреля 2017 г., которым оставлено без изменения постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкого АО Учкиной Е.С. от 15.08.2016 о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей,

установил:

ООО «Газпром переработка» (далее - общество) привлечено к административной ответственности за осуществление в 2015 - 2016 г.г. деятельности, в результате которой образовались отходы масел турбинных отработанных без проведения инвентаризации, разработки проекта НООЛРО и в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в нарушение ч. 1 ст.22, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. 11, ч.ч. 1,3,4,5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Защитником общества Чернухиным И.В. в жалобе поставлен вопрос об отмене решения и постановления с приведением доводов о том, что обязанность проведения инвентаризации, установленная ст. 11 Закона об отходах производства и потребления, в порядке, предусмотренном Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утв. Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 №49, не может быть возложена на Общество, поскольку в силу пункта 2 данные Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы). Также по его мнению, имелись основания применения ст. 4.1 КоАП РФ - назначения одного наказания по нескольким делам. Обществом в соответствии с нормами законодательства РФ разработало проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и направило его на утверждение в Управление Росприроднадзора. Отходы минеральных масел турбинных относятся к индустриальным маслам.

Проверив материалы дела, нахожу доводы жалобы обоснованными, в связи со следующими установленными обстоятельствами.

Статьёй 8.2 Кодекса РФ об АП установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования (в ред. № 458 -ФЗ от 29.12.2014, действ. с 01.01. 2015).

Общество на своей территории складировало отходы, факт образования которых в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела.

Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Следовательно, общество, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса РФ об АП).

Оценка собранных по делу доказательств приводит к выводу о том, что названные задачи при рассмотрении дела не выполнены.

Как следует из материалов дела, в период с 30.05. 2016 по 25.07. 2016 на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по ЯНАО от 19.05. 2016 № 214-р в обществе проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, законодательства об охране атмосферного воздуха, об отходах производства и потребления, земельного и водного законодательства в отношении объектов подлежащих Федеральному государственному экологическому надзору, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа за период 2013-2015 г.г., 1 квартал 2016 г. (т.1 л. 141-153).

Согласно акту проверки от 25.07. 2016 общество в 2015-2016 г.г. осуществляло деятельность, в результате которой образовались отходы масел турбинных отработанных без проведения инвентаризации, разработки проекта НООЛРО и в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Постановлением государственного инспектора от 18.08.2016 г. общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об АП.

Рассматривая дело по жалобе общества, судья согласился с выводами административного органа, что на территории общества были обнаружены отходы масел турбинных, образовавшиеся в ходе осуществления деятельности, которые не были включены в проект НООЛРО, не проведена инвентаризация, что подтверждено собранными доказательствами и образует состав правонарушения.

Между тем при привлечении к административной ответственности и при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должностное лицо административного органа и судья не учли следующее.

В соответствии с распоряжением № 420-р от 01.08.2013 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) обществу выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сроком на пять лет (т.1 л.133-139).

Из нормативов следует, что к III классу отходов относятся: масла моторные отработанные; масла индустриальные отработанные; масла трансмиссионные отработанные; шлам нефтеотделительных установок; всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей); шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти; отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств не вошедшие в другие пункты (фильтры масляные, автомобильные отработанные).

В ходе проведенной проверки установлено, что в центробежных насосах Н-1201/1, Н-1201/10, предназначенных для откачки конденсата газа деэтанизированного из резервуаров (используемых в производственной деятельности) по подготовке конденсата масло турбинное ТП-22С применяется в качестве уплотняющей (затворной) жидкости.

Доводы должностного лица административного органа в возражениях на жалобу общества о некорректной ссылке в жалобе общества на классификацию в Межгосударственном стандарте ГОСТ 28549.0-90, согласно которому масла, используемые в турбинах, относятся к группе Т. Согласно ГОСТ 28549.6-90 масла группы Т относятся к индустриальным маслам, являются обоснованными, поскольку настоящий стандарт устанавливает международную классификацию смазочных материалов, индустриальных масел и родственных продуктов класса L.Классификация включает 18 групп продуктов, на которые делится этот класс в соответствии с областью применения.Классификация относится только к новым продуктам.

Вместе с тем согласно действующему на время привлечения общества к ответственности Межгосударственному стандарту ГОСТ 21046-86 Нефтепродукты отработанные Общие технические условия, введён постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 22.05.1986 № 1278 (утратил силу с 01.01. 2017), масла классифицируются по трем группам: на моторные, индустриальные и смесь нефтепродуктов. К маслам отработанным индустриальным относятся - отработанные индустриальные масла и рабочие жидкости для гидросистем, газотурбинные, приборные, трансформаторные и турбинные масла; к маслам моторным отработанным - отработанные моторные (для авиационных поршневых, карбюраторных и дизельных двигателей), компрессорные, вакуумные и индустриальные масла.

В силу статьи 1 Закона об отходах производства и потребления, паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Согласно позициям Европейского Суда по правам человека закон во всяком случае должен отвечать установленному Конвенцией стандарту, требующему, чтобы законодательные нормы были сформулированы с достаточной четкостью и позволяли лицу предвидеть, прибегая в случае необходимости к юридической помощи, с какими последствиями могут быть связаны те или иные его действия (Постановления от 26 апреля 1979 года по делу "Санди Таймс" (Sunday Times) против Соединенного Королевства (N 1)" (пункт 49), от 31 июля 2000 года по делу "Йечиус (Jecius) против Литвы" (пункт 56), от 28 марта 2000 года по делу "Барановский (Baranowski) против Польши" (пункты 50 - 52), от 28 октября 2003 года по делу "Ракевич против Российской Федерации" (пункт 31), от 24 мая 2007 года по делу "Игнатов против Российской Федерации" (пункт 74), от 24 мая 2007 года по делу "Владимир Соловьев против Российской Федерации" (пункт 86).

Общество, ссылается на то, что данные о маслах турбинных были учтены им по коду масла индустриального, что не могло повлечь вредных последствий при сборе и накоплении отходов, как и искажений при утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Доводы общества в этой части материалами дела не опровергнуты.

Учитывая данное обстоятельство, отсутствуют основания для вывода о том, что действия общества по не включению масел турбинных в утвержденный норматив образования отходов и лимитов на их размещение были направлены на вывод отходов из правового регулирования в области обращения с отходами.

В соответствии с понятием административного правонарушения в части 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об АП, им признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно принципу презумпции невиновности лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 Кодекса).

Как следует из акта проверки № 150 от 25.07. 2016 общество осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы производства и потребления, а также деятельность по накоплению и транспортировке отходов на территории Пуровского района и города Ноябрьск. Образующиеся отходы передаются по заключённым договорам сторонним организациям. До момента передачи отходы накапливаются на территории предприятия (раздел: «Государственный контроль в области обращения с отходами», лист 9 акта)

Задачами законодательства об административных правонарушениях в являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (статья 1.2 Кодекса РФ об АП).

Статьёй 3 Закона об отходах производства и потребления определены основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами.

Конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется также дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П).

Из акта проверки и постановления о привлечении общества к административной ответственности следует, что административный орган нарушений, связанных с накоплением и транспортировкой масел турбинных не выявил, постановление не содержит ссылок на то, какие охраняемые законом правоотношения, как следствие в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, были нарушены, какие неблагоприятные последствия наступили либо могли наступить от действий (бездействия) общества.

Учитывая отсутствие объективных данных опровергающих доводы общества о том, что масла турбинные учитывались им при получении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и то, что какие-либо действия (бездействие) по дальнейшему их накоплению, ответственность за которые наступает по статье 8.2 Кодекса РФ об АП в ходе рассмотрения дела не установлены, прихожу к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Другой довод жалобы об иной судебной практике по статье 8.2 Кодекса РФ об АП по тому же факту в отношении должностного лица общества не принимается во внимание, тем более, что решение судьи городского суда, на которое ссылается административный орган, было отменено судьёй вышестоящего суда с прекращением производства по делу по тому же основанию (дело 7-61/2017).

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об АП,

решил:

решение судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 14 апреля 2017 г., постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды от 16 августа 2016 г. по делу по ст. 8.2 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Газпром переработка» отменить и производство по делу прекратить на основании в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; жалобу защитника удовлетворить.

Судья Домрачев И.Г.