ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1643/2020/21-848/20 от 18.11.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Зуева О.М.

Дело № 7-1643/2020 / 21-848/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 18 ноября 2020 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никулиной Е.В., с участием ФИО1, рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 16июня 2020 г., решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 28 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 16 июня 2020 г. № 07-01-09/97-Д должностное лицо – начальник отдела охраны природы «АВИСМА» филиал ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 28августа 2020 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы ФИО1, указанное выше постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения. Исключено в обжалуемом постановлении указание, что при постановке на учет Ивакинского карьера, как объекта НВОС III категории, были нарушены принципы связности объекта НВОС, как излишне вмененное.

В жалобе, поданной в краевой суд, ФИО1 просит решение судьи городского суда, постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывает, что выводы о его виновности не подтверждены надлежащими доказательствами. В обоснование требований жалобы приводит доводы о том, что хозяйствующие субъекты самостоятельно принимают решение относительно определения в качестве объекта негативного воздействия совокупности объектов и (или) отдельных самостоятельных объектов. Наличие технологической или физической связи, а также расположение в пределах одного земельного участка не является основанием для рассмотрения отдельных объектов в качестве совокупности. Свидетельства о регистрации 25 объектов НВОС выданы Росприроднадзором в 2018 году, данные объекты имеют разные категории, оснований для актуализации сведений об объектах НВОС, перечень которых является исчерпывающим, с 2018 года по настоящее время не имеется.

В судебном заседании в краевом суде ФИО1 жалобу поддержал.

Изучив доводы жалобы, заслушав ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, дополнительно представленные документы, судья краевого суда приходит к следующему.

Согласно статье 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Частью 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Как следует из материалов дела, по итогам плановой выездной проверки в отношении филиала ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» и на основании акта проверки № 45-ПКП от 07 мая 2020 г. должностным лицом административного органа установлено, что на промышленной площадке (****) расположено 25 объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее ОНВОС), 13 из них подпадает под федеральный уровень экологического надзора, а 12 под региональный уровень. Большая часть указанных объектов НВОС имеют техническую и технологическую производственную связанность, общую систему водоотведения и расположены в границах одного земельного участка.

Установлено, что объект производства обезвоженного карналлита (57-0159---1769-П) производит сырье для объекта производства безводного карналлита (57-0159-001768-П), выбросы из этих объектов поступают на газоочистку в цех № ** (57-0259-001910-П, 57-0259-001911-П, 57-0159-001370-П), в котором происходит обжиг известняка, который в дальнейшем необходим для снабжения скрубберов известняковым молоком с целью газоочистки от множества производств (производство карналлита, электролиз, производство титана), обожженный известняк используется на полигоне отходов производства и потребления (57-0159-001367-П) для регулярной отсыпки карт размещения отходов. Цех по производству калия хлористого электролитного из отходов электролиза расплавов безводного карналлита и хлоридов магния в производстве магния-сырца (57-0159-001372-П) передает магний-сырец в цех по производству магния и сплавов (57-0159-001812-П) и в производство магния ОПУ-3 (57-0159-001811-П). Цех по производству четыреххлористого титана (57-0159-001770-П) получает безводный карналлит от цехов (безводного карналлита), шихту от производства титанового шлака и титаносодержащей шихты (57-0159-001371-П), хлоргаз от производства магния и сплавов (57-0159-001812-П), передает побочные продукты на полигон производства и потребления (57-0159-001367-П) и газ на газоочистку (57-0159-001879-П, 57-0159-001911-П, 57-0159-001910-П).

Таким образом, при постановке на учет объектов «АВИСМА» филиала ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» были нарушены принципы связности объекта НВОС, ФИО1 несвоевременно актуализирует сведения ОНВОС, чем нарушены требования статьей 1, 69, 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Указанные обстоятельства послужили основанием к привлечению начальника отдела охраны природы «АВИСМА» филиал ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» ФИО1 постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.46 КоАП РФ.

Оставляя постановление должностного лица от 16 июня 2020 г. без изменения, судья городского суда согласился с выводами о виновности должностного лица филиала ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» ФИО1 в невыполнении или несвоевременном выполнении обязанности по предоставлению сведений для актуализации учетных сведений, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Вместе с тем, с выводами, изложенными в оспариваемых постановлении и решении, согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

Должностное лицо при вынесении постановления, судья городского суда, оставляя постановление без изменения, исходили из того, что все поставленные на учет объекты НВОС находится на одной производственной площадке АВИСМА в пределах муниципального образования «город Березники». Данные объекты НВОС связаны между собой технологически, совокупность поименованных в постановлении объектов, является единым объектом НВОС в том понимании, которое вложено в понятие объекта НВОС в статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Между тем, должностным лицом, судьей городского суда не принято во внимание следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Пунктом 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 23июня 2016 г. № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что основанием для включения объекта НВОС в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, которая направляется в территориальный орган федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более объектах, заявка о постановке объекта на учет направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в отношении каждого объекта отдельно (пункт 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 572).

При включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (пункт 23).

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают сведения об объекте в федеральный или региональные реестры в течение 10 дней со дня получения заявки о постановке объекта на учет и выдают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке данного объекта на государственный учет (пункт 25).

Согласно части 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений (часть 7 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, подтверждаются документами: о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (часть 8 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений (часть 9 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

Таким образом, положения статьи 69.2 Федерального закона от 10января 2002 г. № 7-ФЗ предусматривают обязанность юридического лица по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и по актуализации таких сведений при наличии условий изложенных в данной норме. Постановка на первичный учет и актуализация сведений носит заявительный характер.

При этом наличие технологической или физической связи, а также расположение в пределах одного или нескольких земельных участков не могут рассматриваться в качестве основания для понуждения хозяйствующего субъекта рассматривать отдельные объекты в качестве совокупности.

Представленные в судебное заседание краевого суда документы подтверждают получение «АВИСМА» филиал ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» соответствующих свидетельств о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Между тем, как следует из материалов дела, факт невыполнения или несвоевременного выполнения ФИО1 обязанности по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, по основаниям, предусмотренным частью 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ не установлен, доказательств, подтверждающих данную обязанность, материалы дела не содержат.

Перечень оснований для актуализации сведений указанный в статье стать 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ является исчерпывающим. Наличие обстоятельств указанных в приведенной норме, требующих внесение сведений об актуализации, материалы дела не содержат, должностным лицом таковые не приводятся.

Таким образом, безусловные доказательства, подтверждающие наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ, в материалах дела отсутствуют.

Принимая во внимание изложенное, учитывая требования статей 1.5, 1.6 КоАП РФ, судья краевого суда приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ,

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая изложенное, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 16 июня 2020 г., решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 28 августа 2020 г. не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене. Производство по данному делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

Решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 28 августа 2020 г., постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 16 июня 2020 г. № 07-01-09/97-Д вынесенные в отношении начальник отдела охраны природы «АВИСМА» филиал ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Судья - (подпись)