ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-164/13 от 03.08.2023 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Асламбекова Г.А. Дело № 7-164/2013

Р Е Ш Е Н И Е

г. Астрахань 03 августа 2023 года

Судья Астраханского областного суда Ковалева А.П., при помощнике судьи Подгорновой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 ФИО7 на постановление судьи Ленинского районного суда г.Астрахани от 29 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Туркменистан ФИО1 ФИО8,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Ленинского районного суда г.Астрахани от 29 июля 2023 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда.

В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, ФИО2 не оспаривая факт совершения вменяемого административного правонарушения, ставит вопрос об отмене постановления в части назначенного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку имеет желание легализоваться на территории РФ, оформить гражданство, у него имеется разрешение на переезд из Республики Туркменистан в Российскую Федерацию и предоставлении статуса переселенца. Кроме того, на территории Российской Федерации проживает его сестра ФИО3, у которой имеется вид на жительство иностранного гражданина.

Выслушав ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

На основании части 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации №115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона № 114 от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что 29 июля 2023 года в 08 часов 30 минут при осуществлении миграционного контроля и надзора иностранных граждан на ул.Яблочкова у дома 2а выявлен гражданин Республики Туркменистан ФИО2, который уклонился от выезда за пределы РФ по истечении разрешенного срока пребывания его на территории РФ, не выехал за пределы РФ до 12 октября 2022 года, чем нарушил режим пребывания в Российской Федерации, о чем составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 29 июля 2023 года

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: пояснениями ФИО2 в судебном заседании относительно обстоятельств, совершенного им административного правонарушения, протоколом об административном правонарушении от 29 июля 2023 года, письменными объяснениями правонарушителя ФИО2, копией паспорта, миграционной картой, рапортом старшего инспектора отдела по вопросам миграции ОП УМВД России по <адрес>, сведениями с базы «Территория».

Действия ФИО2 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и квалифицированы правильно.

Наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с санкцией части 1.1. статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях и является обоснованным.

Что касается доводов жалобы о чрезмерной суровости назначенного ФИО2 наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, то, суд второй инстанции, проверяя указанные доводы, приходит к выводу, что при назначении оспариваемого дополнительного наказания, судья районного суда не в полной мере исходил из действительной необходимости применения к иностранному гражданину такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания.

За государством остается суверенное право отказать иностранным гражданам в пребывании на своей территории, однако при этом должно быть принято во внимание, что по смыслу статей 17, 19, 55 и 56 Конституции Российской Федерации предполагается разумное и соразмерное регулирование указанных отношений федеральным законом без умаления прав человека, их неправомерного ограничения при справедливом соотношении публичных и частных интересов.

Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру административного правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины.

Тем самым гарантируется адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, при отсутствии избыточного государственного принуждения. Закрепленные в действующем правовом регулировании возможности индивидуализации административного наказания не являются абсолютными - согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание во всяком случае должно назначаться в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за конкретное административное правонарушение, и в соответствии с Кодексом, если иное им прямо не разрешено.

Назначая ФИО2, помимо административного штрафа, административное выдворение за пределы Российской Федерации, суд первой инстанции не в полной мере учел и оценил все обстоятельства, а именно что ФИО2 числится в списках членов семьи ФИО2, которому выдано разрешение на переезд из Республики Турменистана в Российскую Федерацию и предоставлен статус переселенца, по национальности ФИО2 является русским, на территории Российской Федерации проживает его родная сестра ФИО3, у которой имеется вид на жительство. Кроме того, в судебном заседании второй инстанции установлено, что ФИО2 в период с 2017 года по 07.10.2018 года проходил обучение в Астраханском Государственном Техническом Университете, оформлена учебная виза, в связи с тяжелым материальным положением не смог своевременно оплатить за обучение, в связи с чем был отчислен, не смог вернуться в Республику Туркменистан, впоследствии граница была закрыта в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, в 2021 году он помирился с мамой и смог получить от нее документы о разрешении на переезд из Республики Турменистана в Российскую Федерацию. Работает неофициально, программистом, в настоящее время решил принять участие в специальной военной операции, для чего обратился в военкомат, однако ему рекомендовали привести документы в порядок, в связи с чем обратился в МФЦ для легализации своего права нахождения на территории РФ, документы вернули, направили в миграционную службы на <адрес>, где в отношении него был составлен настоящий протокол об административном правонарушении. На территории Республики Туркменистан осталось только мама, которая в настоящее время решает вопрос о переезде в Российскую Федерацию. ФИО2 социально адаптирован в Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд второй инстанции полагает, что назначение ФИО2 наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не основывается на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к виновному лицу такой меры ответственности, поскольку не обеспечивает учет причин и условий совершения административного правонарушения, а также личность правонарушителя и степень его вины, а потому - полагает необходимым исключить из постановления судьи районного суда указание на назначение ФИО2 наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление судьи Ленинского районного суда города Астрахани от 29 июля 2023 года, вынесенное в отношении ФИО1 ФИО10, <данные изъяты> гражданина Республики Туркменистан, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из постановления указание на назначение ФИО1 ФИО9 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В остальной части состоявшееся по делу постановление суда оставить без изменения.

Судья Астраханского

областного суда А.П. Ковалева