ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-165/2016 от 03.02.2016 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья М.Г. Саитгареев Дело №7-165/2016

р е ш е н и е

3 февраля 2016 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания Р.С. Ситдиковой, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОЛОГИЯ ЛТД» ФИО1 на постановление судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора И.Н. Дворянского судья,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 января 2016 года, общество с ограниченной ответственностью «ТЕХНОЛОГИЯ ЛТД» (далее по тексту – ООО «ТЕХНОЛОГИЯ ЛТД») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнуто административной ответственности в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации автозаправочных станций, расположенных по адресам: <адрес>, сроком на 30 суток.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, законный представитель ООО «ТЕХНОЛОГИЯ ЛТД» ФИО1 (далее по тексту – заявитель), просит постановление судьи отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.

Податель жалобы ФИО1 в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 9.11 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Из материалов дела усматривается, что постановлением заместителя прокурора города Набережные Челны Республики Татарстан от 23 декабря 2015 года в отношении юридического лица - ООО «ТЕХНОЛОГИЯ ЛТД» возбуждено

дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ. Из содержания данного постановления следует, что прокуратурой города Набережные Челны Республики Татарстан 23 декабря 2015 года с 10 часов до 10 часов 30 минут проведена проверка исполнения федерального законодательства обществом с ограниченной ответственностью «ТЕХНОЛОГИЯ ЛТД», осуществляющим деятельность по розничной продаже моторного топлива на автозаправочных станциях (далее по тексту - АЗС), расположенных по адресам: <адрес>. В ходе проверки установлено, что названным Обществом нарушены требования Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 01 августа 2001 года N229, выразившиеся в реализации через АЗС судового топлива, предназначенного для применения в судовых энергетических установках и для экспорта.

Принимая обжалуемое постановление, судья городского суда исходил из доказанности события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ и виновности ООО «ТЕХНОЛОГИЯ ЛТД» в его совершении.

Оспаривая постановление, заявитель в жалобе ссылается на отсутствие законодательного запрета на реализацию судового топлива через АЗС. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы заявителя заслуживают внимания.

В соответствии со статьями 2.1, 24.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Применительно к диспозиции статьи 9.11 КоАП РФ объектом противоправного посягательства, являются в частности, правила пользования топливом, безопасность эксплуатации объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Статья 9.11 КоАП РФ имеет бланкетный характер и отсылает к соответствующим правилам и нормам, техническим требованиям, установленным Правительством РФ, Министерством энергетики РФ и другими федеральными органами исполнительной власти. Объективная сторона данного правонарушения характеризуется действиями (бездействием), нарушающими установленные нормы и правила.

Оценивая доводы жалобы, необходимо руководствоваться следующим.

В целях установления обязательных к применению и исполнению требований на выпускаемое и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного Союза топливо, решением Комиссии Таможенного Союза от 18 октября 2011 года № 826, утвержден Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту".

В соответствии с данным регламентом под обращением топлива на рынке понимается этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение; продавцом топлива признается юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства - члена Таможенного Союза (далее по тексту – ТС), осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства - члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента. Судовое топливо определяется как жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках, требования к характеристикам судового топлива приведены в приложении N7 к Техническому регламенту ТС.

Одной из форм реализации соглашения государств - членов ТС о единых принципах и правилах технического регулирования является установление запретов и ограничений на выпуск и обращение на территории государств - членов ТС отдельных видов (классов) топлива.

В частности статья 7 регламента ТС предусматривает запрет и временные ограничения для отдельных государств – членов ТС на выпуск и обращение отдельных классов моторного топлива, а также изъятие с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента ТС.

При этом Технический регламент ТС не содержит запрета на розничную реализацию судового топлива на территории государств - членов ТС.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 судовое топливо является одним из видов нефтепродукта, производство которого осуществляется в соответствии с требованиями Технического регламента ТС, с учетом Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54299-2010 (ИСО 8217:2010).

Согласно техническому регламенту "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 118, с 1 января 2013 года на территории Российской Федерации допускается выпуск и оборот судового топлива с показателями массовой доли серы не более 1,5 процента.

В Российской Федерации продукты нефтепереработки реализуются как на оптовом, так и на розничном рынках. Розничный рынок нефтепродуктов включает в себя рынок бункерного топлива (заправка судов топливом), рынок авиационных керосинов (заправка воздушных судов "заправка в крыло") и реализацию нефтепродуктов через АЗС.

В соответствии с пунктом 58 ГОСТа Р 51303-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, под автозаправочной станцией понимается предприятие, осуществляющее розничную продажу нефтепродуктов и оказывающее дополнительные сопутствующие услуги потребителям.

В целях установления единых технических требований к автозаправочным станциям независимо от форм их собственности, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01 августа 2001 года N 229 утвержден руководящий документ "Правила технической эксплуатации автозаправочных станций" (далее - Правила РД 153-39.2-080-01).

Данные Правила содержат требования технического характера, предъявляемые к эксплуатации автозаправочной станции, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке. Действия, связанные с нарушением требований РД 153-39.2-080-01 образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 и другими статьями КоАП РФ в зависимости от объекта правонарушения.

Принимая обжалуемое постановление, судья городского суда, основываясь на результатах анализа пункта 1.2 Правил 153-39.2-080-01 во взаимосвязи со статьей 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее по тексту – Закон ОСАГО) пришел к выводу о том, что автозаправочные станции предназначены для обеспечения нефтепродуктами (топливом) владельцев автомобильных транспортных средств, следовательно, реализация судового топлива, не предназначенного для заправки автотранспортных средств на АЗС запрещена.

Вместе с тем, с таким выводом судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.

Из системного анализа положений Правил РД 153-39.2-080-01 не следует, что АЗС предназначены только для обеспечения нефтепродуктами (топливом) владельцев автотранспортных средств.

В соответствии с пунктами 1.2, 2.1 Правил РД 153-39.2-080-01, АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами, к которым относится и судовое топливо.

Названные Правила не содержат прямой запрет на реализацию через АЗС судового топлива и(или) других видов топлива (нефтепродуктов), не предназначенных для использования в двигателях автотранспортных средств. Единственным законным основанием для запрета на реализацию судового топлива является его несоответствие требованиям, определяемым техническими регламентами.

Таким образом, из анализа материалов дела следует, что в нарушение требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ судьей городского суда не были установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам в их совокупности и взаимосвязи.

При этом вывод судьи о нарушении Обществом запрета на розничную реализацию судового топлива основан на нормах Закона об ОСАГО, не регулирующего правоотношения в области безопасности эксплуатации объектов хранения, содержания и реализации топлива и продуктов его переработки.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие в деле допустимых доказательств, бесспорно подтверждающих факт нарушения ООО «ТЕХНОЛОГИЯ ЛТД» требований Правил РД 153-39.2-080-01 либо иных правовых норм и Правил в области оборота нефтепродуктов, эксплуатации объектов хранения, содержания, реализации топлива, административная ответственность за которые предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ, выводы судьи о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ и виновности Общества в его совершении нельзя признать обоснованными.

Ссылки в постановлении на отдельные положения названных Правил и пункт 6.25 Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения (утв. приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N231), обязывающих осуществление надлежащего контроля за качеством реализуемых нефтепродуктов (топлива), правового значения для рассматриваемого дела не имеют.

Действия, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по соблюдению требований к качеству реализуемой продукции (нефтепродуктов) образуют составы иных правонарушений, установление которых входит в задачу органов административной юрисдикции.

При таких обстоятельствах постановление судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 января 2016 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по настоящему делу – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 января 2016 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОЛОГИЯ ЛТД» по еспуделу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОЛОГИЯ ЛТД» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу законного представителя ООО «ТЕХНОЛОГИЯ ЛТД» ФИО1 удовлетворить.

Судья И.Н. Сабитов