Судья Пашкина О.А. Дело № 7-165/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Ахкямов Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ жалобу представителя Администрации г.Ижевска С.К.В.
на постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Октябрьского районного суда г.Ижевска УР от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ в отношении Администрации МО «Город Ижевск»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Город Ижевск» (далее - Администрация г.Ижевска) признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г.Ижевска УР от ДД.ММ.ГГГГ постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ изменено, в части назначенного административного наказания. Административный штраф снижен до <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с решением суда, представитель Администрации г.Ижевска С.К.В. подала жалобу в Верховный Суд УР, в которой просит решение суда отменить. Жалобу мотивирует тем, что Администрация г.Ижевска приняла все необходимые меры для осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, а именно наделила полномочиями по осуществлению мероприятий в сфере дорожной деятельности Управление благоустройства и транспорта. На муниципальное казенное учреждение г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» возложены функции муниципального заказчика на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения. Муниципальным заказчиком МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» в декабре 2015 года заключен муниципальный контракт с подрядной организацией МУП г.Ижевска «ДРЭУ» на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Ижевск» в 2016 году в рамках доведенных лимитов. Следовательно, обязанность по содержанию автомобильных дорог и обеспечению безопасности дорожного движения возложена на подрядчика, принявшего на себя такую обязанность в рамках заключенного муниципального контракта.
Статья 12.34 КоАП РФ, предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Изучив материалы дела, выслушав мнение представителя администрации г.Ижевска – С.К.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя ГИБДД по УР Г.Ф.А., просившего вынесенные акты оставить без изменения, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственными инспекторами дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г.Ижевску проведена проверка состояния проезжей части и содержания улично-дорожной сети г.Ижевска в ходе которой были выявлены нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения и зимнему содержанию дорог, а именно:
- <адрес>, напротив здания №<адрес> – проезжая часть не очищена от снега во всю ширину (нарушение требований п.3 ГОСТ Р 50597-93);
- <адрес> напротив здания № – проезжая часть не очищена от снега во всю ширину, сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом (нарушение требований п.3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93);
- <адрес>, напротив здания № – проезжая часть не очищена от снега во всю ширину (нарушение требований п.3 ГОСТ Р 50597-93);
- <адрес>, напротив здания №, <адрес> – на проезжей части снежный накат, сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом (нарушение требований п.3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93);
- <адрес>, напротив здания № (детский сад №) - проезжая часть не очищена от снега во всю ширину (нарушение требований п.3 ГОСТ Р 50597-93);
- <адрес>, напротив здания № - проезжая часть не очищена от снега во всю ширину (нарушение требований п.3 ГОСТ Р 50597-93);
- <адрес>, напротив здания № (детский сад №) - проезжая часть не очищена от снега во всю ширину, сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом (нарушение требований п.3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93);
- <адрес>, на участке от <адрес> до ул. 50 лет ВЛКСМ - проезжая часть не очищена от снега во всю ширину, сформированы снежные валы на пересечениях всех улиц в одном уровне в зоне треугольника видимости (нарушение требований п.3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93);
- <адрес>, напротив здания № – сформирован снежный вал непосредственно перед остановочным пунктом общественного транспорта (нарушение требований п. 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93);
- <адрес>, напротив здания № (СОШ №) - сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом (нарушение требований п.3.1.8 ГОСТ Р 50597-93);
- ул. 50 лет ВЛКСМ, на участке от <адрес> до <адрес> - проезжая часть не очищена от снега во всю ширину, сформированы снежные валы на пересечениях всех улиц в одном уровне в зоне треугольника видимости (нарушение требований п.3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93);
- ул. 50 лет ВЛКСМ на участке от <адрес> до <адрес> - проезжая часть не очищена от снега во всю ширину, сформированы снежные валы на пересечениях всех улиц в одном уровне в зоне треугольника видимости (нарушение требований п.3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93);
- ул. 50 лет ВЛКСМ, на участке от <адрес> до <адрес> - проезжая часть не очищена от снега во всю ширину (нарушение требований п.3 ГОСТ Р 50597-93);
- ул. 50 лет ВЛКСМ, напротив здания № - сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом (нарушение требований п.3.1.8 ГОСТ Р 50597-93);
- ул. 50 лет ВЛКСМ, напротив здания №, <адрес> - сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом (нарушение требований п.3.1.8 ГОСТ Р 50597-93);
- <адрес>, на участке от <адрес> до <адрес> - проезжая часть не очищена от снега во всю ширину (нарушение требований п.3 ГОСТ Р 50597-93);
- <адрес>, напротив <адрес> – на проезжей части рыхлый снег, сформированы снежные валы на пересечениях всех улиц в одном уровне в зоне треугольника видимости (нарушение требований п.3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93).
Указанные обстоятельства были зафиксированы в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ (административный материал).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации г.Ижевска к административной ответственности, предусмотренной ст.12.34 КоАП РФ.
Судья районного суда согласился с выводами должностного лица о виновности Администрации г.Ижевска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
Вместе с тем, полагаю, что выводы должностного лица и судьи районного суда преждевременны и основаны на неполно исследованных и противоречивых доказательствах, ставящих под сомнение законность вынесенных актов.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с п.6 ст.3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.12 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с ч.2 ст.15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьей 38 Устава МО «Город Ижевск» (утвержден решением городской думы г.Ижевска от 16 июня 2005 года № 333) Администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Ижевск») наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Вместе с тем в соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно п.1 ст.123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу п.2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п.1 ст.123.22 ГК РФ).
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п.1 ст.9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
Постановлением Администрации г.Ижевска от 20 марта 2015 года № 231 «Об организации благоустройства и обеспечения дорожной деятельности в границах муниципального образования «Город Ижевск» на муниципальное казенное учреждение г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» возложены функции муниципального заказчика на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения.
Согласно п.п. 1.1, 2.1, 2.2.2, 2.2.3 Устава учредителем Учреждения является муниципальное образование «Город Ижевск» в лице Администрации г.Ижевска. Учреждение создано в целях выполнения работ, оказания муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в сфере дорожного хозяйства, дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, использования автомобильных дорог. Учреждение осуществляет технический контроль и надзор за соответствием работ (услуг) нормативным требованиям при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог местного значения. Обеспечение сохранности автомобильных дорог местного значения, конструктивных элементов и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью, в состоянии, обеспечивающем безопасность эксплуатации, использования и бесперебойный, безопасный проезд по ним, а также контроль за эксплуатационным состоянием, включая визуальное и техническое обследование, испытания, учет интенсивности движения и оценку технического состояния автомобильных дорог.
Данное учреждение создано органом местного самоуправления в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, соответствующие автомобильные дороги принадлежат указанному учреждению на праве оперативного управления, оно является лицом, ответственным за содержание этих автомобильных дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, деятельность учреждения финансируется из средств города.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Администрация г.Ижевска не является лицом, ответственным за указанные в постановлении должностного лица факты необеспечения в безопасном состоянии, на участках которые были выявлены нарушения требований и стандартов по содержанию указанных дорог.
Таким образом, Администрация г.Ижевска не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, и необоснованно привлечено к административной ответственности.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России г.Ижевска от 13 января 2017 года и решение судьи Октябрьского районного суда г.Ижевска УР от 2 марта 2017 года, вынесенные в отношении Администрации г.Ижевска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России г.Ижевска от 13 января 2017 года и решение судьи Октябрьского районного суда г.Ижевска УР от 2 марта 2017 года отменить, производство по делу прекратить.
Решение вступает в законную силу немедленно, обжалованию и опротестованию в порядке, предусмотренном ст. 30.9 - 30.10 КоАП РФ, не подлежит.
Судья Р.Р. Ахкямов